Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 22:49, реферат
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Взаимоувязка
показателей отчетности после ее
составления проверяется и
экземплярах отчетности. Исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. В таком же порядке вносятся исправления отчетных данных, если не установлен период совершения искажений их, а также при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами.
В случаях выявления неправильного отражения на счетах доходов и расходов, что привело к неправильному выявлению финансовых результатов, исправления производятся записями по соответствующим счетам, по которым допущены искажения. При неправильном определении финансовых результатов за прошлый отчетный период, помимо указанных исправлений в периоде, когда была обнаружена ошибка, составляется также уточненная декларация по налогу на прибыль, и в отчете о прибылях и убытках (форма № 2) отдельной строкой после показателя текущего налога на прибыль указывается сумма его корректива в связи с внесенными исправлениями.
В формах отчетности не допускаются никакие подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие формы отчетности, с указанием даты исправления.
Составлению бухгалтерской отчетности, особенно годовой, предшествует большая подготовительная работа, имеющая целью обеспечить своевременное и качественное ее составление, т.е. соблюдение требования достоверности и других требований, предъявляемых к системе отчетных показателей. Характер этой работы определяется тем, что отчетность должна составляться на основе тщательно выверенных бухгалтерских записей, которые подтверждаются соответствующими оправдательными документами или приравненными к ним техническими носителями информации.
Важнейшим
подготовительным мероприятием перед
составлением отчетности является инвентаризация
всех видов имущества и финансовых
обязательств, которая является обязательной
перед составлением годового отчета и
основным условием обеспечения реальности
его данных. В результате ее проведения
учетные данные, зафиксированные в бухгалтерских
регистрах, приводятся в соответствие
с фактическим наличием имущества и финансовых
обязательств.
Глава 2. Формы и виды бухгалтерской отчетности
2.1. Виды бухгалтерской отчетности
Отчетность организаций классифицируют: по видам, экономическому содержанию, по назначению, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, стати-стическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая
отчетность составляется по данным статистиче-ского,
бухгалтерского и оперативного учета
и отражает сведения по отдельным
показателям хозяйственной
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По экономическому содержанию отчетность бывает бухгалтерская, статистическая, налоговая, внутрихозяйственная и специализированная.
Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых для определения величины налоговых платежей. Единственный пользователь - налоговые органы.
Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри организации. Состав показателей, порядок их формирования и иные особенности могут варьироваться в зависимости от информационных потребностей руководства организации, а также отраслевой специфики масштабов деятельности и иных индивидуальных особенностей конкретной организации.
Специализированная отчетность - система показателей, необходимых для принятия решений конкретным пользователям отчетности.
По длительности охватываемого
периода отчетность делится на
годовую и текущую. Для
По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.).
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты пер-вичные, составляемые организациями, и сводные, которые состав-ляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
В настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
· баланс организации (ф. № 1);
· отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
· отчет об изменениях капитала (ф. № 3);
· отчет о движении денежных средств (ф. № 4);
· приложение к бухгалтерскому ба-лансу (ф. № 5);
· отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6);
·
пояснительная записка и
Существуют также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.
Составление годовой отчетности требует большой подготовительной работы и проведение целого ряда мероприятий, а именно:
1.
На предприятии объявляется
2. Выравниваются остатки на все счетах бухгалтерского учета;
3.
Проводится аудиторская
4. Рассчитывается соотношение фактических командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу, расходов на содержание личных автомобилей для служебного пользования с действующими нормами, которые можно относить на себестоимость;
5. Определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль и уточняется схема уплаты налогов за год;
6. Реформируется баланс;
7.
Готовятся расчетные
8. Пишется пояснительная записка к балансу;
9. Готовится приказ об учетной политике на следующий хозяйственный период;
10. Открываются счета, с которых начинается новый учетный цикл.
Промежуточной
месячной бухгалтерской отчетностью
является бухгалтерский баланс. Промежуточная
квартальная бухгалтерская
«Бухгалтерский учет на предприятиях ведется путем использования разнообразных учетных регистров и в разных сочетаниях - книги, карточки, ведомости, записи в которых производятся в различной последовательности. В зависимости от способов учетной регистрации применяются как ручные записи, так и на вычислительных машинах»7. Различное сочетание учетных регистров, их структура и взаимосвязь, способы записей определяют применяемую форму бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимается сочетание различных учетных регистров (аналитического и синтетического учета), их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей (ручной, автоматизированный).
Благодаря
применению персональных компьютеров
появилась возможность
Малые предприятия могут осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной форме.
В
соответствии с указаниями Министерства
финансов РФ организации, осуществляющие
предпринимательскую
Формы отчетности № 1 и 2 представляются и в составе годовой бухгалтерской отчетности, которая дополнительно включает отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет и движение денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), пояснительную записку и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности, также может быть включено в состав отчетности.
«Субъекты малого предпринимательства, не обязанные в соответствии с законодательством проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в этих формах и имеют право не представлять в составе отчетности формы № 3, 4, 5 и пояснительную записку»8. Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, они имеют право не представлять в составе отчетности формы № 3, 4 и 5 при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческие
организации могут не представлять
в составе бухгалтерской
«Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляют формы № 3, 4 и 5, а также пояснительную записку»9.
Организации,
получающие бюджетные средства, в
составе бухгалтерской
Организации могут самостоятельно разрабатывать собственные формы отчетности на основе их образцов, утвержденных Министерством финансов РФ. При этом должны соблюдаться общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (достоверность и полнота, нейтральность, сопоставимость информации и др.).
Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой отчетности.
Бухгалтерский баланс, его содержание и порядок составления
Бухгалтерский баланс (форма № 1) характеризует финансовое положение организации, представляя данные об имуществе в активе и источниках его формирования в пассиве. Он характеризует состояние имущества и источников его формирования на начало года и на конец отчетного периода. Бухгалтерский баланс организации состоит из актива, в котором отражается имущество по его составу и размещению в сфере производства или обращения, и пассива, где отражается имущество по источникам его формирования и назначению. Иначе говоря, актив баланса характеризует имущество организации с точки зрения его состава и размещения, а пассив баланса — с точки зрения источников его формирования и целевого назначения. Поскольку в активе и пассиве баланса отражается одно и то же имущество в различных его группировках, то общие итоги (валюта) баланса по активу и пассиву должны быть равны.