Основы бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 22:49, реферат

Краткое описание

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Файлы: 1 файл

Бух учет Word.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Взаимоувязка  показателей отчетности после ее составления проверяется и самими бухгалтерами для выявления допущенных ошибок. Выявленные при проверке отчетности ошибки исправляются во всех

     экземплярах отчетности. Исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. В таком же порядке вносятся исправления отчетных данных, если не установлен период совершения искажений их, а также при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами.

     В случаях выявления неправильного отражения на счетах доходов и расходов, что привело к неправильному выявлению финансовых результатов, исправления производятся записями по соответствующим счетам, по которым допущены искажения. При неправильном определении финансовых результатов за прошлый отчетный период, помимо указанных исправлений в периоде, когда была обнаружена ошибка, составляется также уточненная декларация по налогу на прибыль, и в отчете о прибылях и убытках (форма № 2) отдельной строкой после показателя текущего налога на прибыль указывается сумма его корректива в связи с внесенными исправлениями.

     В формах отчетности не допускаются никакие  подчистки и помарки. В случаях  исправления ошибок делаются соответствующие  оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие формы отчетности, с указанием даты исправления.

     Составлению бухгалтерской отчетности, особенно годовой, предшествует большая подготовительная работа, имеющая целью обеспечить своевременное и качественное ее составление, т.е. соблюдение требования достоверности и других требований, предъявляемых к системе отчетных показателей. Характер этой работы определяется тем, что отчетность должна составляться на основе тщательно выверенных бухгалтерских записей, которые подтверждаются соответствующими оправдательными документами или приравненными к ним техническими носителями информации.

     Важнейшим подготовительным мероприятием перед  составлением отчетности является инвентаризация всех видов имущества и финансовых обязательств, которая является обязательной перед составлением годового отчета и основным условием обеспечения реальности его данных. В результате ее проведения учетные данные, зафиксированные в бухгалтерских регистрах, приводятся в соответствие с фактическим наличием имущества и финансовых обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Формы и виды бухгалтерской отчетности

     2.1. Виды бухгалтерской отчетности

     Отчетность  организаций классифицируют: по видам, экономическому содержанию, по назначению, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

     По  видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, стати-стическую и  оперативную.

     Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

     Статистическая  отчетность составляется по данным статистиче-ского, бухгалтерского и оперативного учета  и отражает сведения по отдельным  показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

     Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

     По  экономическому содержанию отчетность бывает бухгалтерская, статистическая, налоговая, внутрихозяйственная и  специализированная.

     Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых для определения величины налоговых платежей. Единственный пользователь - налоговые органы.

     Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри организации. Состав показателей, порядок их формирования и иные особенности могут варьироваться в зависимости от информационных потребностей руководства организации, а также отраслевой специфики масштабов деятельности и иных индивидуальных особенностей конкретной организации.

     Специализированная отчетность - система показателей, необходимых для принятия решений конкретным пользователям отчетности.

       По длительности охватываемого  периода отчетность делится на  годовую и текущую. Для бухгалтерской  отчетности текущая отчетность  называется промежуточной.

     По  назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

     Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме  бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей  и др.).

     По  степени обобщения отчетных данных различают отчеты пер-вичные, составляемые организациями, и сводные, которые  состав-ляют вышестоящие или материнские  организации на основании первичных  отчетов.

     В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

     В настоящее время в состав годовой  бухгалтерской отчетности входят:

     · баланс организации (ф. № 1);

     · отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

     · отчет об изменениях капитала (ф. № 3);

     · отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

     · приложение к бухгалтерскому ба-лансу (ф. № 5);

     · отчет о целевом использовании  полученных средств (ф. № 6);

     · пояснительная записка и аудиторское  заключение, если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

     Существуют  также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.

     Составление годовой отчетности требует большой  подготовительной работы и проведение целого ряда мероприятий, а именно:

     1. На предприятии объявляется инвентаризация;

     2. Выравниваются остатки на все  счетах бухгалтерского учета;

     3. Проводится аудиторская проверка  при необходимости;

     4. Рассчитывается соотношение фактических командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу, расходов на содержание личных автомобилей для служебного пользования с действующими нормами, которые можно относить на себестоимость;

     5. Определяется налогооблагаемая  база по налогу на прибыль  и уточняется схема уплаты  налогов за год;

     6. Реформируется баланс;

     7. Готовятся расчетные показатели  для заполнения форм годовой  отчетности и утверждается годовой  отчет;

     8. Пишется пояснительная записка к балансу;

     9. Готовится приказ об учетной политике на следующий хозяйственный период;

     10. Открываются счета, с которых начинается новый учетный цикл.

     Промежуточной месячной бухгалтерской отчетностью  является бухгалтерский баланс. Промежуточная  квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках (при получении дивидендов предоставляют в обслуживающий банк).

     «Бухгалтерский учет на предприятиях ведется путем использования разнообразных учетных регистров и в разных сочетаниях - книги, карточки, ведомости, записи в которых производятся в различной последовательности. В зависимости от способов учетной регистрации применяются как ручные записи, так и на вычислительных машинах»7. Различное сочетание учетных регистров, их структура и взаимосвязь, способы записей определяют применяемую форму бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимается сочетание различных учетных регистров (аналитического и синтетического учета), их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей (ручной, автоматизированный).

     Благодаря применению персональных компьютеров  появилась возможность создавать  автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтеров, кладовщиков и  других работников, принимающих участие  в ведении учета.

     Малые предприятия могут осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной форме.

    1. Состав форм бухгалтерской отчетности

     В соответствии с указаниями Министерства финансов РФ организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами (кроме  кредитных, бюджетных и страховых  организаций), независимо от форм собственности (включая организации с иностранными инвестициями), представляют промежуточную бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Они могут представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности, кроме указанных форм, также иные показатели: отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др., а также пояснительную записку, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.

     Формы отчетности № 1 и 2 представляются и в составе годовой бухгалтерской отчетности, которая дополнительно включает отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет и движение денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), пояснительную записку и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности, также может быть включено в состав отчетности.

     «Субъекты малого предпринимательства, не обязанные в соответствии с законодательством проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в этих формах и имеют право не представлять в составе отчетности формы № 3, 4, 5 и пояснительную записку»8. Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, они имеют право не представлять в составе отчетности формы № 3, 4 и 5 при отсутствии соответствующих данных.

     Некоммерческие  организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5 при отсутствии соответствующих  данных, но им рекомендуется включать в состав отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

     «Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляют формы № 3, 4 и 5, а также пояснительную записку»9.

     Организации, получающие бюджетные средства, в  составе бухгалтерской отчетности представляют отчетную информация о  характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов РФ.

     Организации могут самостоятельно разрабатывать  собственные формы отчетности на основе их образцов, утвержденных Министерством  финансов РФ. При этом должны соблюдаться  общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (достоверность и полнота, нейтральность, сопоставимость информации и др.).

     Представляемая  бухгалтерская отчетность прилагается  к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке  и содержащему информацию о составе представляемой отчетности.

     Бухгалтерский баланс, его содержание и порядок составления

     Бухгалтерский баланс (форма № 1) характеризует  финансовое положение организации, представляя данные об имуществе  в активе и источниках его формирования в пассиве. Он характеризует состояние имущества и источников его формирования на начало года и на конец отчетного периода. Бухгалтерский баланс организации состоит из актива, в котором отражается имущество по его составу и размещению в сфере производства или обращения, и пассива, где отражается имущество по источникам его формирования и назначению. Иначе говоря, актив баланса характеризует имущество организации с точки зрения его состава и размещения, а пассив баланса — с точки зрения источников его формирования и целевого назначения. Поскольку в активе и пассиве баланса отражается одно и то же имущество в различных его группировках, то общие итоги (валюта) баланса по активу и пассиву должны быть равны.

Информация о работе Основы бухгалтерской отчетности