Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:01, контрольная работа
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законо-дательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В частности, целями аудита могут быть: оценка состояния бухгалтерского учета, проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, консультирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и др.
Введение 5
1. Роль внутреннего аудита в деятельности предприятия 7
1.1. Место внутреннего аудита в структуре управления организации 7
1.2. Цели и задачи внутреннего контроля и аудита 12
2. Организация работы службы внутреннего аудита 16
2.1. Организация внутреннего аудита 16
2.2. Внутренний контроль в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 20
3. Формирование результатов внутреннего аудита и их значение. 26
3.1. Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству. 26
3.2. Принятие мер к устранению выявленных аудитором недостатков и нарушений.
Заключение 32
Список использованной литературы
34
В соответствии с п. 1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. письмом Минфина России от 30.12.1993 г. № 160) целями учета долгосрочных инвестиций являются:
1) своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по видам расходов и по учитываемым объектам;
2) обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
3) правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
4) осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Таким образом, российским законодательством в настоящее время созданы объективные предпосылки для становления и развития на отечественных предприятиях современных систем внутреннего контроля с учетом ранее накопленного опыта и сложившихся традиций.
Считается,
что применение международных стандартов
финансовой отчетности (МСФО) выгодно
только крупным компаниям. Сейчас предпринимается
попытка развеять данное представление.
При этом особое внимание обращают на
управленческие плюсы руководителя и
пользу от усовершенствования и повышения
качества учетной информации. Здесь же
необходимо сравнить выгоды, связанные
с переходом на МСФО, с соответствующими
издержками. К издержкам относятся затраты
на приобретение и обновление компьютерных
программ, повышение квалификации персонала
и различные тренинги, а также возможное
снижение конкурентных преимуществ в
связи с увеличением объема информации,
которая становится доступной для внешних
пользователей.
Глава
3. Формирование результатов
внутреннего аудита
и их значение.
3.1. Порядок составления
отчета внутреннего
аудита, его согласование
и представление руководству.
По результатам аудиторской проверки
составляется отчетный документ, который
может иметь разные документальные формы
– аудиторская справка, аудиторское заключение,
справка об экспертизе, докладная записка,
отчет о проверке и другие. Сама форма
этого документа определяется в приказе
о назначении аудиторской проверки.
Результаты проверки независимо от названия
документа подписываются руководителем
структурного подразделения и бухгалтером,
обслуживающим подразделение. К документу
дополнительно прилагаются промежуточные
аудиторские справки специалистов, принимавших
участие в комплексной документальной
проверке.
Отчет службы внутреннего аудита должен
быть составлен на основе письменной информации
внутреннего аудита, в которой должны
содержаться сведения обо всех выявленных
недостатках и нарушениях в учете и отчетности,
а также выделяться те ошибки и исправления
которые могут оказать существенное влияние
на достоверность отчетности со ссылками
на законодательные и нормативные документы.
Письменная информация заполняется в
двух экземплярах, один из которых передается
главному бухгалтеру и руководителю для
ознакомления выявления возможных разногласий
и урегулирования спорных положений, а
другой используется для написания отчета
внутреннего аудита, после чего он передается
в архив службы внутреннего аудита. В письменной
информации должны содержаться: состав
группы внутреннего аудита, реквизиты
проверяемого подразделения, перечень
должностных лиц ответственных за ведение
бухгалтерского учета и составление отчетности,
период времени к которому относится документация
проверенная в ходе внутреннего аудита,
сведения о методике проверки (какие направления
бухгалтерского учета подлежали проверке,
какая бухгалтерская документация была
проверена сплошным методом, а какая выборочно,
на основе каких принципов проводилась
проверка), сведения о всех выявленных
недостатках и нарушениях, сведения о
наиболее существенных нарушениях в учете
значительно искажающих отчетность, рекомендации
по улучшению налогового планирования
с целью оптимизации налогообложения.
При последующих проверках должны быть
даны анализ и оценка выполнения или исправления
замечаний по фактам предыдущих проверок.
Письменная информация подписывается
всеми аудиторами, кто проводил проверку.
На основании письменной информации составляется
отчет в СВА, который по структуре в основном
повторяет письменную информацию.
Помимо этого отчет должен содержать раздел
посвященный анализу платежеспособности
и финансовой устойчивости организации,
а также прогнозной оценке её финансового
состояния на будущее.
Отчет составляется в трех экземплярах
(первый передается руководителю, второй
адресуется вышестоящей организации,
третий направляется в архив) и подписывается
руководителем службы внутреннего аудита,
при этом все экземпляры являются первыми.
В соответствии с аудиторским стандартом
аудиторский отчет должен состоять из
вводной, аналитической и итоговой частей.
Вводная часть аудиторского заключения
содержит: название документа в целом,
дату и место составления, основание проведения
проверки (приказ руководителя предприятия,
протокол решения учредителей), проведение
проверки, фамилии, имена и отчества лиц,
принимавших участие в проверке, фамилии,
имена и отчества должностных лиц, ответственных
за деятельность подразделения, период
проверки, какие вопросы были подвергнуты
документальной и фактической проверке.
Аналитическая часть адресуется должностному
лицу, назначившему проверку и должна
включать: наименование подразделения,
объекты аудита, изложение результатов
проверки, общую оценку соблюдения законодательства
и установленного порядка ведения бухгалтерского
учета, оценку оформления хозяйственных
операций и их отражение в бухгалтерском
и оперативном учете, существенные нарушения
конкретных нормативно-правовых актов,
арифметические, логические, документальные
и вещественные доказательства установленных
нарушений; фамилии, имена, отчества и
должности лиц, допустивших нарушения,
денежное и количественное выражение
негативных последствий нарушений.
Итоговая часть аудиторского документа
содержит оценку аудитора производственно-финансовой
деятельности подразделения и ведения
бухгалтерского учета, а также предложения
по устранению выявленных нарушений, рекомендации
подразделению по устранению недостатков
до принятия решения по проверке должностным
лицом, назначившим проверку.
При изложении своего мнения аудитор должен
соблюдать строгую объективность, не допускать
необоснованных утверждений, выводов
и оценок деятельности отдельных лиц или
проверяемого подразделения и записывать
обвинительные формулировки. Замечания
о недостатках и нарушениях, полученных
из устных или письменных заявлений отдельных
лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный
в нем факт должен быть всесторонне проверен
аудитором. Если руководитель подразделения
или другое должностное лицо подразделения
имеет возражения или замечания по материалам
проведенной проверки, он должен подписать
документ о проверки и одновременно приложить
к нему свои письменные возражения или
замечания. К заключительному документу
о проверке прилагаются также объяснения
других должностных лиц проверяемого
подразделения, непосредственно осуществляющие
хозяйствующие операции, по мнению аудитора,
выполненных с нарушением действующих
нормативно-правовых актов.
В тех
случаях, когда необходимо принять
срочные меры к устранению выявленных
нарушений, составляются промежуточные
аудиторские отчетные документы, направляемые
руководителю, назначившему проверку,
с последующим включением этих сведений
в общий документ о проверке.
Промежуточные отчетные документы аудитора
составляются непосредственно в ходе
аудиторской проверки на тех участках
работы предприятия, где вскрыты наиболее
значимые нарушения, требующие немедленного
принятия мер, и подписываются проверяющими
и должностными лицами подразделения.
3.2.Принятие
мер к устранению
выявленных аудитором
недостатков и
нарушений.
Проверка считается законченной, когда
выявленные нарушения устранены, а финансово-хозяйственная
деятельность проверяемого подразделения
обеспечивает полный хозяйственный расчет
и рациональное использование материальных,
трудовых и финансовых ресурсов.
Выявленные в ходе проверки недостатки,
не требующие существенных изменений
в деятельности подразделения и входящие
в компетенцию руководителя подразделения,
необходимо устранить по ходу проверки.
Об их устранении в процессе проверки
делается соответствующие записи в отчете.
Если при проверке выявлены серьезные
нарушения законодательства РФ и (или)
иных нормативно-правовых актов, недостачи,
хищения денежных средств или материальных
ценностей, нарушения налогового законодательства,
требующие внесения изменений в бухгалтерскую
отчетность предприятия и возмещения
потерь (т.е. имеется основание для отстранения
от работы виновных должностных лиц и
взыскания с них причиненного ущерба),
материалы проверок передаются в юридический
отдел предприятия. Последний, дает правовую
оценку записям в материалах проверки,
и готовит исковые документы для передачи
в суд с целью возмещения материального
ущерба. Размер причиненного ущерба определяется
по рыночным ценам. После выявления причиненного
ущерба в материалах проверки, инвентаризации
или иным способом, меры по его возмещению
должны приниматься немедленно.
При нарушениях и злоупотреблениях необходимы
меры по сохранности отельных документов.
Для этого их изымают как в процессе проверки,
так и по ее окончании. В первую очередь,
изымаются документы, имеющие следы подчисток,
исправления цифр и текста, и содержащие
неправильные и (или) подложные сведения.
На этих документах нельзя делать какие-либо
пометки. В делах проверяемых структурных
подразделениях вместо изъятых документов
отставляют их копии с указанием на обороте
кем и когда они изъяты. Возмещение материального
ущерба осуществляется также по всем уплаченным
подразделением штрафам, неустойкам, иным
санкциям. При этом администрация должна
возложить имущественную ответственность
в соответствии с законодательством на
конкретно виновных лиц.
Повышению эффективности проверок способствует
обсуждение их итогов с учредителями,
руководителями и ответственными работниками
предприятия. При необходимости вопросы
сохранности собственности обсуждаются
с персоналом подразделения, вносятся
их предложения по организационно-техническим
мероприятиям и утверждаются планы по
устранению выявленных недостатков и
меры по повышению эффективности работы
данного подразделения. Отчетные документы
по аудиторским проверкам, проект решения
по проверке (приказ), приложение, другие
документы по проверке и перечень принятых
мер представляются на рассмотрение должностному
лицу, назначившему аудиторскую проверку.
Четко налаженный контроль за выполнением
принятых решений по результатам аудиторских
проверок обеспечивает эффективность
мероприятий по устранению выявленных
проверкой недостатков. Контроль за исполнением
приказа осуществляется путем рассмотрения
докладов руководителя проверенного подразделения
о выполнении указаний руководителя предприятия,
анализа данных отчетности и документальной
проверке работы подразделения на месте.
Для учета и контроля за исполнением решений
по аудиторским проверкам служба аудиторского
контроля или аудитор ведет книгу учета
аудиторских проверок и принятых по ним
мер. В книге вводятся следующие графы:
наименование подразделения, на котором
проведена проверка; организационный
метод проверки; дата отчетного документа
о проверке; дата приказа по результатам
проверки; номер приказа; сроки представления
информации о выполнении решения по отчету
о проверке; дата фактического представления
отчета о выполнении приказа; сумма ущерба
денежных средств; сумма ущерба в результате
налоговых нарушений; сумма ущерба материальных
ценностей и ценных бумаг; передано в суд;
сумма восстановленных денежных средств,
материальных ценностей и ценных бумаг;
сумма взысканного ущерба с виновных лиц
добровольно; сумма дополнительно начисленных
и внесенных платежей в бюджет.
Заключение
В
данной курсовой работе я постаралась
отразить тот технологический процесс
организации службы внутреннего контроля
и ее работы, последовательность в проведении
которого, на мой взгляд, наиболее эффективна.
Рассмотрение сущности внутреннего контроля,
заключающееся в понимании каждым целей
и задач внутреннего аудита, его места
в системе управления организацией, той
законодательной и нормативной базы, которая
призвана обеспечить сопровождение его
жизнедеятельности и развития, позволит
глубже понять значение службы внутреннего
контроля, как с точки зрения руководителя
или собственника, так и с точки зрения
каждого члена бригады.
Отраженная в работе организация службы
внутреннего контроля, демонстрирует
возможность планирования и проведения
внутреннего аудита с помощью созданной
по своей структуре и составу определенной
бригаде аудиторов, призванной правильно
и в интересах заинтересованных лиц, методически
грамотно не только провести проверку
и оценить выявленные и за документированные
результаты, но и быть способной осуществлять
своевременный контроль за деятельностью
наиболее интересующих руководителя или
собственника, центров ответственности.
Я считаю, что организация службы внутреннего
аудита на предприятии призвана не просто
контролировать работу различных звеньев
предприятия, а ежедневно применять налаженную
систему мероприятий, имеющих целью предотвратить
случайные и умышленные ошибки и искажения,
своевременно обеспечивать достоверной
информацией руководство, чтобы весь комплекс
проводимых мероприятий способствовал
в дальнейшем принятию руководством предприятия
правильных управленческих решений для
повышения эффективности экономики организации
на основе сбора и обработки данных полученных
в ходе выполнения своих обязанностей
службой внутреннего контроля.
Такой контроль обеспечивает защиту и
сохранность активов и учетных данных,
точность, правильность, полноту и санкционированность
отражения в учете хозяйственных операций,
а также своевременную подготовку достоверной
финансовой отчетности.
В заключении своей работы я хотела бы
отдельно отразить дополнительные возможности
внутреннего аудита с моей точки зрения.
Оценка целесообразности, разрешенности
и законности совершаемых сделок - основные,
но не все основные направления аудиторского
контроля в области финансово- хозяйственных
операций.
Аудиторы могут принимать участие в решении
проблемы чистоты информации, собранной
для принятия решения, касающегося совершения
какой-либо важной сделки. Как известно,
исход дела (сделки) зависит от возможности
повлиять на предпосылки решения, на выбор
альтернатив, на информацию, собранную
по этим альтернативным вариантам. Возможности
могут оказаться в руках сотрудников,
преследующих сугубо личные или узкогрупповые
цели. В этом случае внутренний аудитор,
при санкции руководителя или собственников,
должен проявить свою компетентность
и практические навыки в критическом подходе
к каждому принимаемому решению. Оценка
качества информации, выдаваемой управленческой
информационной системой может быть одной
из, функций такого специалиста.
Таким образом, хочу отметить, что успех
в организации и работе службы внутреннего
аудита во многом будет зависеть от позиции
руководства организации по отношению
к внутреннему контролю, то есть от того,
насколько правильно понимает высший
менеджмент роль внутреннего контроля
в управлении организацией, а позиция
самой службы в организационной структуре
фирмы будет определяться по мере организационного
развития управления, накопления финансового
и кадрового потенциала.
Список
литературы.
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
№119-ФЗ, 7 августа 2001 года
2. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России от 20.10.1999
3. А.В. Крикунов «Закон об аудите в действии»
2002 г., Москва
4. А.К. Макальская «Внутренний аудит» учебное
практическое пособие 2-е издание, 2001 г.,
Москва
5. А.М. Богомолов, Н.А. Голощапов «Внутренний
аудит организация и методика проведения»
методическое пособие, 2000 г., Москва
6. В.В. Калинин «Аудит» учебные материалы, 2000 г. Москва
7. Л.В. Сотникова «Внутренний контроль
и аудит» учебник, 2000 г., Москва
8. Т.Ф. Пупшис, С.М. Галузина «Аудит основы
аудита и аудиторской деятельности» учебно-методическое
пособие, 2001 г., Санкт-Петербург
Информация о работе Организация внутреннего аудита на предприятии