Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение организации и методики проведения аудита в организации.
Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить цели и задачи проведения аудита на предприятиях;
- рассмотреть нормативно-правовое и информационное обеспечение аудита;
48
Введение
В условиях применения рыночных методов хозяйствования, влекущих укрепление отношений собственности и рост ответственности собственников, менеджеров, акционеров, бухгалтеров организаций за результаты финансово-хозяйственной деятельности, существенно возрастает роль независимого аудита. Это связано с тем, что в рыночных отношениях собственник не всегда представляет действительное финансового состояние предприятия и аудитор выступает своеобразным арбитром, выявляющим подлинное состояние финансово-хозяйственной деятельности организации, ее перспективы, что способствует экономическому оздоровлению бизнеса.
Задача (цель) аудитора – помочь собственнику в выявлении степени соответствия информации, представленной в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, реальному положению дел; имущественного комплекса составляющим его элементам; оценки экономического потенциала предприятия; раскрытию степени его фактического использования; прогнозирования развития предприятия посредством рекомендаций по дальнейшему экономическому росту, предотвращению возможных кризисов, банкротств, смягчению их последствий.
Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской и налоговой отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического объекта, консультированию по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйствования законодательства РФ.
Цели организации всех видов аудиторской деятельности многообразны и для достижения этих целей аудиторские службы должны решать важнейшие задачи по организации своей деятельности: высококачественное проведение аудиторских проверок, оснащенность вычислительной и оргтехникой, наличие полной и актуализированной информационной базы, борьба с мошенничеством и экономической преступностью, вдумчивый и тщательный выбор клиента, обеспечение безубыточности своей работы.
Успешное выполнение этих задач невозможно без строгого соблюдения последовательности проведения аудита и актуальность этого вопроса предопределила выбор темы курсовой работы.
Целью написания курсовой работы является изучение организации и методики проведения аудита в организации.
Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить цели и задачи проведения аудита на предприятиях;
- рассмотреть нормативно-правовое и информационное обеспечение аудита;
- изучить документальное оформление и организацию аудита;
- рассмотреть методику проведения аудита
Базой исследования послужили, в основном, учебные пособия и учебники, набор нормативных документов, а также ряд журнальных статей из основных экономических периодических изданий
ГЛАВА 1. Аудит и его информационно-правовая база
1.1 Цель, задачи и значение аудита на предприятии
Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).
Цель аудита - конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целью аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В ходе аудита должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторской организации может способствовать повышению доверия со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение не должно восприниматься как гарантия аудиторской организации того, что какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, отсутствуют.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по вопросам: общая приемлемость отчетности обоснованность; законченность; оценка; классификация; разделение; аккуратность; раскрытие.
Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
- проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
- помощь в организации бухгалтерского учета;
- помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
- консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
- экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
- консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
- разработка учредительных документов и др.;
- предоставление информации о будущих партнерах;
- информационное обслуживание клиентов;
- другие услуги.
Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета.
Роль оценочной функции - интерпретации фактов, подтверждающих выводы составителя финансового отчета, и оценки выводов - сильно возросла в последние два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешного совершенствования администрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспечивает получение технически достоверной информации. Аудиторы часто считают более целесообразным проверить систему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эффективности ее организации и работы, нежели подвергать проверкам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещения акцентов в аудите является количественный рост сложных сделок, сделок нового типа и необходимости оценивать способ их отражения в отчетности администрацией.
Указанные две функции не являются исчерпывающими, поскольку аудиторы выполняют также консультационную, информационную и другие функции.
Вся работа аудиторов осуществляется на основании нормативно-правовых документов, регулирующих все взаимоотношения между аудитором и экономическим субъектом.
1.2. Нормативное регулирование аудита
Организация системы регулирования аудиторской деятельности в России складывается с учетом мировой практики. Существует две различные концепции регулирования аудиторской деятельности.
Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Германия, Испания, Франция, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция распространена в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некоторой степени саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В России на первом этапе развития аудита государство, стремясь обеспечить публичные интересы, занимало жесткие позиции «администрирования» в аудиторской сфере с целью выработки правил поведения на рынке аудиторских услуг, создания правового механизма регулирования отношений, связанных с аудиторской деятельностью.
Всякий, кто знакомится с правовыми и законодательными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не может не обратить внимание на то, что в них сосредоточены положения по организации аудиторской деятельности, по проведению аттестации и повышению квалификации аудиторов, по лицензированию фирм, занимающихся аудитом. К основным документам относятся следующие:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая № 51-ФЗ от 30.11.94 и часть вторая № 14-ФЗ от 26.01.96).
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ от 25.09.98.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 482 от 06.05.94 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».
- Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.
- Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 472 от 27.04.99).
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами № 51-ФЗ от 30.03.99, № 154-ФЗ от 09.07.99, № 13-ФЗ от 02.01.00).
- Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
- Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков. (Утверждены Приказом МФ РФ № 69-н от 27.10.99).
- «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий». (Постановление Правительства РФ № 81 от 29.01.2000).
Первым официальным документом по аудиторской деятельности были «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», утвержденные Указом Президента РФ № 2263. В развитие этого документа в последующие годы было принято несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской деятельности в России.
Временные правила сыграли положительную роль в становлении аудита и позволили определить многие положения, которые вошли в Федеральный закон об аудиторской деятельности.
Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности. Он включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации.
Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключавших договор по оказанию аудиторских услуг.
В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, рассмотрено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Приведено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы аттестации и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.
Три статьи Федерального закона приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.).
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Эта система включает 5 основных уровней (приложение 1). На схеме эти уровни расположены сверху вниз и показывают виды документов, область регулирования и степень из разработанности.
Первый уровень включает закон об аудите. В России принят Федеральный закон об аудиторской деятельности. Он является одним из основных законодательных актов. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда включаются и федеральные правила (стандарты).
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними стандартами (правилами аудиторских профессиональных объединений). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.
Четвертый уровень – это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др.
Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.
1.3 Информационное обеспечение аудита на предприятии
Предприятие (учреждение) обязано вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственной деятельности на основе натуральных измерителей в обобщенном денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Главными задачами бухгалтерского учета являются:
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов (полезность);
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.
Эти задачи бухгалтерского учета соответствуют таким требованиям как полезность, своевременность, достоверность и объективность, понятность и сопоставимость. Предприятие, учреждение ведет учет имущества и хозяйственных операций способом двойном записи в соответствии с планом счетом бухгалтерского учета.
При ведении бухгалтерского учета предприятием, учреждением должны быть обеспечены:
- соблюдение в течение всего отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определенной исходя из правил, приведенных в Положении о бухгалтерском учете и отчетности, и условий хозяйствования. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в годовой бухгалтерской отчетности;
- полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственны операций, осуществленных в этом периоде, и результатов инвентаризаций имущества и обязательств;
- разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.
Несопоставимость данных аналитического и синтетического учета может служить сигналом о недостоверности отчетных данных. Проверка первичных документов и регистров бухгалтерского учета включает также и их счетную проверку.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.
Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, код, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены и дополнительные реквизиты.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не предоставляемые возможным – непосредственно по окончании операции.
Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием, учреждением за определенный период времени, из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
Имущество и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов.
Бухгалтерская отчетность предприятия, учреждения является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
При проверке бухгалтерских документов необходимо учитывать следующее.
Аудитор должен подтвердить каждую цифру в балансе (остатки по счетам). Для этих целей ему нужно проверить правильность оборотов.
Баланс необходимо сверить с Главной книгой, которая открывается по состоянию на 1 января, заполняется ежемесячно на основании данных журналов-ордеров и ведомостей.
Главная книга должна быть проверена по форме – ясность, четкость, своевременность, заполнения, наличие помарок, ошибок, исправлений – и по существу - проверяются арифметически обороты и остатки.
Данные Главной книги сверяются с журналами-ордерами и ведомостями.
Все журналы-ордера в зависимости от принятого в них порядка записей можно подразделить на 6 групп:
1) журналы-ордера по кредиту одного счета с ведомостями по дебету одного счета;
2) журналы-ордера по кредиту нескольких счетов с ведомостями по дебету счетов;
3) журналы-ордера по кредиту нескольких счетов с вмонтированными таблицами (ведомостями) для аналитических данных;
4) журналы-ордера по кредиту одного или нескольких счетов и отдельно ведомости к ним для аналитического учета;
5) журналы-ордера по большому числу счетов и отдельно ведомости, таблицы или лицевые счета для аналитического учета к каждому счету;
6) журналы-ордера по одному балансовому счету с совмещением синтетического и аналитического учета путем применения принципа линейно-позиционной записи.
Несмотря на такое разнообразие применяемых регистров, для журнально-ордерной формы учета характерен единый принцип записей: все журналы-ордера ведутся по кредиту соответствующих счетов. Этим обеспечиваются стройность и последовательность записей в них.
Существует также несколько типов ведомостей, применяемых при журнально-ордерной форме учета. Широко используются накопительные ведомости с позиционной записью. Большое значение имеют ведомости для учета расходов в синтетическом и аналитическом разрезах. Применяются также ведомости, составляемые с целью контроля за правильностью итоговых показателей других ведомостей или журналов-ордеров.
В составе регистров журнально-ордерной формы учета имеются также листки-расшифровки, разработочные таблицы и Главная книга.
Листки-расшифровки применяются для группировки соответствующих сумм в журналах-ордерах, вспомогательных ведомостях и других регистрах по субсчетам и статьям аналитического учета. Например, к журналу-ордеру листки-расшифровки могут открываться на каждый дебетуемый счет. Если в дебет расшифровываемого синтетического счета относят суммы с кредита нескольких счетов, указанную расшифровку отражают в одном листке-расшифровке.
Преобладающее большинство регистров журнально-ордерной формы учета построено исходя из двух основных принципов, характеризующих собой своевременную технику бухгалтерского учета при ручном его ведении: а) шахматная форма графления учетных регистров; б) линейный способ записи в них хозяйственных операций.
Шахматное построение регистров дает возможность записывать операции по дебету и кредиту счетов за один рабочий прием, при этом сохранятся строгая последовательность отражения операций. Такое построение регистров позволяет также группировать показатели по двум направлениям одновременно.
Линейно-позиционный способ записи дает возможность организовать аналитический учет параллельно с синтетическим, часто обеспечивает совмещение этих видов учета, устраняет необходимость составления оборотных ведомостей, повышает оперативное значение аналитического и т.д.
Главная книга при журнально-ордерной форме учета является обобщающим синтетическим регистром, с помощью которого составляют отчетный баланс. Форма ее имеет некоторые особенности. В связи с построением журналов-ордеров по кредитовому признаку дебетовые обороты по каждому синтетическому счету рассредоточиваются по нескольким журналам-ордерам. Чтобы получить дебетовый оборот по счету, необходимо собрать эти суммы в одном месте. Такую функцию и выполняет Главная книга наряду с обычной функцией этого регистра – обобщения оборотов по всем синтетическим счетам.
Построение журналов-ордеров и других регистров и снабжение их отпечатанной типографским способом корреспонденцией счетов обеспечивают контроль за отражением хозяйственных операций и создают условия для предупреждения ошибочных записей.
Важно также отметить, что в регистрах журнально-ордерной формы учета, где необходимо, приводятся соответствующие плановые и нормативные показатели. Это обеспечивает возможность использовать данные учетных регистров для контроля и анализа хозяйственной деятельности. Как правило, регистры журнально-ордерной формы учета содержат всю необходимую информацию для составления текущей и годовой бухгалтерской отчетности, а также некоторых форм оперативно-статистической отчетности.
Основанием для записи в регистры журнально-ордерной формы учета являются типовые первичные документы. При небольшом количестве хозяйственных операций записи в журналы-ордера производят непосредственно из документов. После подведения итогов за месяц в журналах-ордерах производят взаимную сверку данных журналов-ордеров, а также других регистров. Окончательные итоги всех журналов-ордеров переносят в Главную книгу, на основе данных которой составляют баланс.
Кроме этого необходимую информацию может дать рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
Положение об учетной политике дает возможность определить правильность постановки и совокупность информационной базы ,соответствующей требованиям к ведению бухгалтерского учета.
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике отсутствует подробная характеристика отдельных элементов учётной политики. Это приводит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.
Несоблюдение этого приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и должно рассматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.
По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.
ГЛАВА 2. Организация, порядок проверки и принципы проведения аудита
2.1. Письмо-предложение и письмо-обязательство о согласии на проведение аудита
Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), учреждения и т.д. При этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора, аудиторскую фирму для оказания аудиторских услуг или проведения аудиторской проверки. С этой целью заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет аудитору, аудиторской фирме официальное именное письмо-предложение о проведении аудита (приложение 2).
Официальным ответным документом, устанавливающим взаимоотношение между клиентом и аудитором, является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита, которое аудитор (аудиторская фирма) направляет исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора (приложение 3).
Для разовых соглашений между аудитором и клиентом письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудитором. Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо-обязательство аудитора может не составляться, либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для организации-клиента.
Письмо-обязательство аудитора (аудиторской фирмы), направленное клиенту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложенного назначения официальных аудиторов.
В содержании письма должны быть раскрыты: объекты аудита, его масштабы; сроки проведения аудита; ответственность аудитора перед клиентом; обязательства клиента по предоставлению информации, необходимой для проверки, с целью подготовки квалифицированного заключения по объектам аудита. Указываются также возможные или предпочтительные формы аудиторского заключения, обязательства по сохранению коммерческой тайны, условия оплаты выполненной работы.
Основное содержание письма составляет:
- описание объектов аудита (бухгалтерского учета и финансовой отчетности);
- ответственность организации за достоверность представленных данных;
- определение границ аудита, включая ссылки на действующие нормативные документы, законодательство или рекомендации профессиональных аудиторских объединений, правил которых придерживается аудитор;
- вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности;
- определение риска невыявления существенных неточностей или ошибок в учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента;
- обеспечение свободного доступа ко всем записям синтетического и аналитического учета, документации и любой другой информации, изучаемой при аудите;
- обязательства аудитора по соблюдению коммерческой тайны.
Письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:
- о цели аудиторской проверки состояния учета и отчетности;
- об ответственности руководства организации за достоверность финансовой информации и отчетности;
- о законодательных актах и нормативных документах, используемых аудитором;
- о форме отчетности аудитора по результатам проведенной работы;
- о возможных не обнаруженных при аудите отдельных ошибках в учете, в записях, регистрах и отчетности.
Аудитор по своему усмотрению может включать в текст письма:
- краткий план проведения аудита;
- просьбу о предоставлении ему необходимой письменной информации;
- вопросы о подтверждении клиентом в определенный срок получения письма-обязательства, а также условия оплаты аудита.
Дополнительно в письме могут быть изложены:
- предложение об использовании услуг других аудиторов, независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудитор и клиент сочтут необходимыми;
- специальное соглашение об использовании результатов предшествующего аудита;
- описание важнейших ограничений ответственности аудитора;
- предложение о дальнейшем развитии договорных отношений аудитора и клиента.
В случае повторного аудита письмо-обязательство аудитор направляет клиенту лишь в случае:
- наличия фактов неправильного понимания клиентом объектов и масштаба аудита;
- пересмотра или изменения сроков аудита;
- значительных изменений профиля или масштабов деятельности проверяемой организации;
- изменения законодательства.
Если аудитор решает, что новое письмо-обязательство не нужно, он вправе напомнить клиенту содержание прежнего письма.
После подписания письма-обязательства о согласии на проведение аудита составляется к подписанию заинтересованными сторонами договор на проведение аудита.
2.2. Договор на оказание аудиторских услуг
Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора, аудиторской фирмы с клиентом. По договору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент - оплатить эти услуги. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соглашение интересов участвующих сторон (приложение 4).
Общие положения указанного договора определяются согласно статьям 702—729, 730—739, 779—782 ГК РФ. Однако договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике. Это, прежде всего, учет в договоре уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между исполнителем-аудитором и заказчиком-клиентом, а также интересов третьих лиц (пользователей информации финансовой отчетности). Последнее связано с тем, что аудитор несет ответственность не только перед клиентом, но и перед пользователями информации финансовой отчетности (акционерами, учредителями, кредиторами) проверяемого экономического субъекта при нанесении им ущерба в результате неквалифицированной проверки.
Многие руководители и должностные лица организаций, подвергающихся обязательной аудиторской проверке, не совсем четко понимают цель такой проверки, поэтому аудитору необходимо разъяснить и помочь клиенту правильно определить свой заказ в предмете договора.
В договоре на оказание аудиторских услуг следует точно (недвусмысленно) сформулировать права, обязанности и ответственность сторон. При этом подход здесь должен быть принципиальным, объективным и деловым с таким учетом различных ситуаций (которые могут возникнуть в процессе проведения аудита или после его завершения), чтобы не нанести ущерба ни клиенту, ни репутации аудиторов.
Практика аудиторских проверок показывает, что клиент всегда желает получить от аудитора положительное аудиторское заключение, а результаты аудирования зачастую показывают обратное. Поэтому в договоре на оказание аудиторских услуг целесообразно отразить случаи (причины), когда аудитор может выдать клиенту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения. Необходимо также указать сроки представления клиентом документов, необходимых для проведения проверки, поскольку зачастую клиенты приглашают аудитора, когда их бухгалтерский отчет еще не готов, что очень осложняет работу.
Важным условием при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Здесь необходима системная объективная оценка объема и трудоемкости предстоящих работ, необходимого времени их выполнения, а также уровня возможного аудиторского риска и предполагаемого эффекта (экономии, сохранения средств) от аудирования, получаемого клиентом.
Желательно, чтобы в договоре была предусмотрена предварительная оплата заказчиком, хотя бы до 50%, стоимости аудиторских услуг. Предоплата в определенной мере обеспечивает финансовую независимость аудитора в процессе аудита и исключает возможность диктовки клиентом невыполнимых условий путем угрозы невыплаты аудитору стоимости выполненных работ.
В договоре на оказание аудиторских услуг целесообразно предусмотреть обязанность клиента в оказании помощи аудитору в ходе проведения проверки (привлечение внутренних аудиторов для оказания помощи при проверке отдельных объектов, проведение инвентаризации, предоставление транспорта, рабочего кабинета, жилья и др.). Кроме того, в договоре можно предусмотреть оказание клиенту других сопутствующих аудиту услуг и условия оплаты их стоимости заказчиком.
При проведении аудита организации и фирмы обязаны предоставлять в распоряжение аудиторов все материалы и документы, необходимые для проведения проверки, и создавать надлежащие условия, что должно быть указано в договоре на оказание аудиторских услуг.
В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверок могут оформляться справками и заключениями. Результаты аудиторской проверки носят строго конфиденциальный характер и не должны разглашаться. За разглашение этих данных аудитор может нести как дисциплинарную, так и материальную ответственность. Поэтому ответственность аудитора за разглашение данных, представляющих коммерческую тайну проверяемой фирмы, может быть предусмотрена в договоре.
2.3. Планирование аудита
В связи с расширением круга организаций, обязанных проходить аудиторскую проверку и представлять аудиторские заключения собранию акционеров, пайщиков и т.п., у аудиторских фирм одновременно растет число клиентов по другим вопросам деятельности. Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспрес-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
Большой осторожности требует проверка тех организаций, у которых сложилась сомнительная репутация. Поэтому, прежде, чем заключить договор с такими организациями о проведении аудита, необходимо выяснить, кто их руководитель, учредители, уровень квалификации учетно-финансовых работников организации, каковы результаты предыдущих проверок в данной организации (если это возможно), получить сведения о формах и методах организации управления, учета, оценить эффективность системы внутрихозяйственного контроля и др. Только в результате предварительного изучения экономического субъекта можно определить примерный объем и трудоемкость предстоящих работ, а также продолжительность аудита. В соответствии с объемом работы, ее сложностью и продолжительностью определяется стоимость аудита.
Специфика деятельности организации, объем, и сложность работы требуют определения четкой последовательности этапов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами. Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для того чтобы своевременно и качественно провести аудит, к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование аудита. Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы.
Планирование аудита должно обеспечивать: получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля; определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.
Планирование включает: разработку графиков; определение сроков и обсуждение их с клиентом; проведение инструктажа с аудиторами; организацию связей с подразделениями клиента; обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.
В плане ожидаемых работ необходимо определить следующие показатели: объем выполняемых работ; сроки проведения и продолжительность работ; способы и приемы, применяемые при аудите; проведение инструктажа аудиторов.
Аудитор может обсудить свой план с руководством и специалистами проверяемой организации, что позволит повысить доверие, действенность проводимого аудита и скоординировать аудиторские процедуры с деятельностью персонала клиента. Для качественного составления плана и более реального определения объема предстоящих работ необходимо также: изучить условия договора на проведение аудита и запросы заказчика; выявить наиболее важные вопросы проводимого аудита; выявить условия, требующие особого внимания; определить степень доверия к учетной системе и системе внутреннего контроля проверяемой организации; изучить целесообразность проведения аудита в филиалах и других обособленных подразделениях организации, выделенных на отдельные балансы; определить необходимость привлечения к аудиту отдельных объектов контроля специалистов (экспертов) соответствующей специальности.
Во время проведения аудита план может быть пересмотрен.
На основании плана работ, перед началом аудита руководителем бригады аудиторов составляется программа проверки, в которой определяются: цель аудита; основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке; характер и методы проверки (сплошной, выборочный, фактический, документальный и т.д.); распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами; сроки выполнения работ; уровень ответственности и оплаты труда аудиторов; форма и порядок оформления результатов аудита.
По существу программа аудита является более детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемых субъектах в соответствии с договором.
Программа аудита составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки, а также цели и задачи по каждому участку проверки. В программе определяются также предельные сроки обработки и предоставления материалов для составления заключения, численность необходимого для аудита персонала, объем, последовательность и содержание работы каждого аудитора и ассистента, график их работы. Программа служит одновременно в качестве базового документа для контроля выполнения заданий отдельными аудиторами и ассистентами в аудиторской группе.
Аудиторские программы могут быть в виде: программы тестов контроля, которые содержат процедуры для сбора информации о функционировании системы внутрихозяйственного контроля организации; программы проверки оборотов и остатков на счетах, которые содержат процедуры для сбора информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах.
Программа аудита может реализовываться на следующих этапах аудиторской проверки:
- этап проведения предварительной проверки, связанной с ознакомлением с финансово-хозяйственной деятельностью, состоянием системы учета и внутрихозяйственного контроля организации;
- этап проведения независимой проверки хозяйственных операций;
- этап проверки достоверности данных статей бухгалтерского отчета.
Аудиторская организация самостоятельно определяет требования к формам составления и оформления аудиторских планов и программ. Ниже приводятся рекомендуемые формы составления аудиторского плана и аудиторской программы российским стандартом «Планирование аудита».
Аудиторская организация может разработать свои стандарты плана проверки и аудиторских программ.
Аудиторская программа является также средством обслуживания рабочего места и средством повышения качества работы каждого члена аудиторской группы (бригады). Поэтому программу аудита следует рассматривать как производственное задание, а ее нарушение — как нарушение трудовой и производственной дисциплины.
ГЛАВА 3. Методика проведения аудита на предприятии
3.1 Методы аудиторской проверки
Методика аудиторской проверки – это совокупность инструментов сбора фактов и контрольных процедур для проверки деятельности клиента. Единая схема методики аудита предполагает, что аудит каждого раздела учета включает в себя контроль за соблюдением нормативных документов; описание альтернативных решений в учетной политике; проверку первичных документов и учетных регистров; использование классификатора возможных нарушений и вопросника аудитора; применение методов сбора аудиторских доказательств, тестов.
В общем виде метод - это способ исследования явлений, систем, процессов, созданных человеком. Основой исследования сложных систем является диалектический метод, в пределах которого существуют дедуктивный и индуктивный методы. В первом случае объект сначала изучают, исходя из общих положений, интересов системы высшего уровня, и лишь после этого приступают к изучению его свойств и других характеристик, определяющих место объекта в целостной системе, его сложность, цели функционирования, состояние, другие особенности. Следовательно, дедукция - это методический прием, позволяющий делать выводы постепенно переходя от общих законов, положений и понятий к частным, даже единичным.
Согласно индуктивному методу объект изучают, постепенно переходя от частного к общему. Общие положения при этом основываются на многочисленных наблюдениях, локальных выводах, обобщениях.
В аудите важное значение имеют оба метода. Они используются при изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценке направленности и эффективности системы управления, в рамках которой действует предприятие, а также характеристике отдельных разделов бухгалтерского учета и его системы.
Метод аудита - это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные приемы можно объединить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ, оценка.
Приемы первой группы - это осмотр, пересчет, измерение, позволяющие определять количественное состояние объекта; лабораторный анализ, цель которого - определение качественного состояния объекта; запрос; документальная проверка. Проверка аудитором фактического наличия (инвентаризация) отдельных наименований или всех материалов и готовой продукции позволяет не только убедиться в наличии, но и определить состояние учета в местах хранения, порядок составления приходно-расходных документов.
Для сравнения отдельных показателей отчетности используются аналитические процедуры (приемы второй группы).
Результаты аналитических процедур могут быть:
- убеждающими (если аудитор может разумно оценить правильность остатка по счету после проведения анализа, то ему не надо проводить другие процедуры);
- подтверждающими (если диализ должен только подтвердить информацию, полученную от клиента, или выводы, сделанные аудитором, то перед аналитической процедурой ему необходимо выполнить дополнительные проверки);
- неприменимыми (если результаты анализа не могут служить доказательством выводов аудитора, то ему необходимо разработать другие процедуры проверки).
Приемы третьей группы - это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение процесса сопоставления. Оцениваются состояние ресурсов, целесообразность и законность хозяйственных операций, достоверность экономической информации, касающиеся событий и, соответственно, не отраженные в бухгалтерском учете. Методом учетной оценки обычно определяются размеры резервов по гарантийным обязательствам, резервов по сомнительным долгам, стоимость ценных бумаг и т.д.
Помимо указанных приемов аудитор может привлекать внешние по отношению к проверке методические положения, заимствованные из других наук.
К технике аудита относится также оказание консультационных услуг (контроль, банковское обслуживание, оплата труда работников и т.д.).
Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.
Методы организации аудита в целом:
- сплошная проверка;
- выборочная проверка;
- документальная проверка;
- фактическая проверка;
- аналитическая проверка;
- комбинированная проверка.
Первые четыре метода широко известны, применялись и применяются в России в ревизорской работе. Естественно, что сплошная или выборочная проверка может быть и документальной, и фактической.
Аналитическая проверка - это использование различных методов и приемов анализа хозяйственной деятельности, математики, статистики для выявления проблем и противоречий в учете и отчетности клиента с тем, чтобы уделить этим вопросам внимание в ходе аудита. Комбинированная проверка - это сочетание различных методов организации аудита.
Осуществляя аналитические процедуры, аудитор собирает информацию с целью выявления необычных фактов деятельности и исследования их причин. Контрольные проверки, являющиеся разновидностью выборочных инвентаризаций, проводятся аудитором с целью выявления правильности включения инвентаризационной комиссией в опись фактических остатков материалов, денежных средств и другого имущества.
Сущность встречной проверки состоит в сопоставлении данных по одним и тем же операциям в различных первичных документов, учетных регистрах, отчетах для выявления нетипичных операций.
Метод сканирования представляет собой сопоставление различных экземпляров одного и того же документа.
Метод контрольного сличения позволяет выявить случаи приписок в инвентаризационных ведомостях и подтвердить хозяйственные операции документально.
Метод восстановления натурально-стоимостного учета – отслеживание на основе первичных документов прихода и расхода товарно-материальных ценностей.
Рабочая документация аудитора является собственностью аудиторской организации, без права допуска к ней заказчика, по окончании работы она сдается в архив на хранение. Требования к оформлению рабочей документации аудитора: своевременность и аккуратность оформления, четкость и ясность изложения, наличие обязательных реквизитов, обеспечение сохранности. В пакет аудиторской отчетности включается аудиторское заключение и бухгалтерская отчетность экономического субъекта. Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью.
Аудиторская фирма может осуществлять контроль за работой аудитора посредством обсуждения и проверки обоснованности стратегии и программы аудита; путем соблюдения организационно-этических аудиторских принципов; в исключительных случаях возможны перепроверки (бесплатные для клиента) после выдачи аудиторского заключения. Эффективный способ контроля со стороны аудиторской фирмы за качеством работы аудитора – смена ведущих аудиторов при проверке постоянных клиентов.
Ведущий аудитор в отличие от ассистента имеет право подписи аудиторского заключения и несёт полную ответственность за выполнение аудита у клиента.
Аудиторское заключение не является единственным документом, составляемым по результатам аудита. В соответствии со стандартом «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» клиенту могут оформляться дополнительные сведения в виде письма.
3.2. Аудиторские доказательства
Аудиторские доказательства представляют собой информацию, выявленную аудитором в ходе проверки и служащую обоснованием его выводов. Существуют следующие виды аудиторских доказательств: релевалентные и достаточные, внешние, внутренние, смешанные.
Релевалентность аудиторских доказательств заключается в их ценности для разрешения проблем и принятия решений в ходе аудита.
Достаточность аудиторских доказательств определяется на основе оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска.
Различают методы сбора аудиторских доказательств: наблюдение или участие в инвентаризации; устный опрос; наблюдение за выполнением учетных операций; письменные подтверждения; проверка документов, расчетов; экономический анализ.
Требования к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская организация, могут составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, определены правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства».
Для обоснованности своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур. Таковы, в частности, детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам; аналитическая процедура; проверка (тест) средств внутреннего контроля.
Перечень и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств, указываются в программе аудита. Количество информации, необходимой для аудиторских оценок, жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При выборе методов получения доказательств следует иметь в виду, что бухгалтерская информация может быть существенно искажена.
Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде.
Внешние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).
Смешанные аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде. Наибольшую ценность для аудиторской организации представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные доказательства и внутренние доказательства.
Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Их достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки системы внутреннего контроля и величины аудиторского риска.
Для составления объективного и обоснованного заключения аудитор обязан собрать достаточное количество качественных доказательств. Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно более достоверны, нежели доказательства, представленные экономическим субъектом. Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно более корректны, чем устные свидетельства.
Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также в виде бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.
Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) служат первичные документы экономического субъекта и третьих лиц, регистры бухгалтерского учета экономического субъекта, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц, сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц, результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта, бухгалтерская отчетность. Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.
Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитор может использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.
Если экономический субъект не представляет аудиторской организации существующие документы в полном объеме и невозможно собрать достаточные аудиторские доказательства по какому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и может рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется одна или блок хозяйственных операций.
Наиболее распространены следующие способы получения аудиторских доказательств на конкретных участках аудита: проверка арифметических расчетов клиента (пересчет); инвентаризация; проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; подтверждение; устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны; проверка документов; прослеживание; аналитические процедуры; подготовка альтернативного баланса.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования этих операций.
Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны. Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес третьей стороны. Они должны содержать требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.
Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки. Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно указываются фамилия аудитора, проводившего опрос, а также фамилия, имя, отчество опрошенного лица. Для проведения типовых опросов аудиторская организация может готовить бланки с перечнями вопросов. В эти бланки вносятся ответы опрошенных лиц. Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться аудиторской организацией к другим рабочим документам аудиторской проверки.
Проверяя документы, аудитор должен убедиться в реальности каждого документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживание - процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы и отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета. При проведении прослеживания следует выполнять требования правила аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
Аналитические процедуры - это анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений. Типичными видами аналитических процедур считаются сопоставление остатков по счетам за различные периоды; сверка показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями; оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов. К аналитическим процедурам относятся также сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики и финансовой информации с нефинансовой
Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан грамотно планировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.
3.3. Использование работы других специалистов
В процессе проведения аудиторских проверок и оказания, сопутствующих аудиту услуг могут возникнуть ситуации, когда помимо аудиторов необходимо привлекать к работе других специалистов или воспользоваться результатами их работы. Для этой цели можно применять правила аудиторской деятельности, регулирующие использование работы третьих лиц. К ним относятся следующие стандарты: «Использование работы эксперта», «Использование работы другой аудиторской организации», «Изучение и использование работы внутреннего аудита».
Эксперт должен иметь диплом, лицензию, договор о возмездном оказании услуг. Эксперт должен быть независим от клиента: не являться учредителем, собственником, акционером, должностным лицом проверяемого экономического субъекта. В соответствии с п. 76 Закона «Об акционерных обществах» при выкупе обществом у акционеров, принадлежащих им акций обязательно привлечение независимого оценщика (аудитора).
Прежде всего, рассмотрим вопросы, относящиеся к использованию в аудиторской деятельности эксперта. Экспертом признается специалист, не состоящий в штате аудиторской организации, имеющий достаточные знания и опыт в определенной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита. Он дает заключение по вопросу, относящемуся к этой области, по соглашению с аудиторской организацией. В качестве эксперта может использоваться специализированная организация, являющаяся юридическим лицом. Аудиторская организация может воспользоваться услугами эксперта только с согласия экономического субъекта.
Работа эксперта оформляется на основании договора возмездного оказания услуг. В нем определяются цели и объем работы, конфиденциальность информации клиента, форма и содержат экспертного заключения. Результаты работы эксперта используют далее в процессе проверки или оказания сопутствующих услуг.
К работам, для выполнения которых аудиторской организации могут потребоваться услуги эксперта, относятся: оценка отдельны видов имущества, актуарные расчеты, компьютеризация аудиторской деятельности, юридическая оценка и интерпретация договоре учредительных документов, нормативных актов и др. Заключение эксперта должно состоять, как правило, из трех частей: вводной, исследовательской и резюмирующей. Вводная часть определяет содержание работы, которую должен выполнить эксперт. В исследовательской части эксперт должен изложить методы своих исследований в форме, доступной для лиц, не имеющих специальной подготовки. В последней части заключения эксперта содержатся соответствующие выводы и характеризуются результаты выполненной работы.
Планируя использовать работу другой аудиторской организации, основная аудиторская организация должна иметь правильное представление о ее профессиональной компетентности, квалификации, опыте, ресурсах. Для оценки профессиональной компетентности своего «подручного» основная аудиторская фирма может использовать сведения о его участии в соответствующих профессиональных объединениях, его сотрудничестве с другими аудиторскими организациями, учесть мнения других аудиторов и третьих лиц.
Основная аудиторская организация должна получить достаточные доказательства, что работа, выполненная другой аудиторской организацией, адекватна целям и задачам, которые она ставит перед собой. Весьма важен вопрос о скоординированности работы партнеров уже на начальной стадии планирования аудита. Для этого основная аудиторская организация должна сообщить другому аудитору вопросы, требующие особого внимания при проведении аудита подразделения, указать процедуры для раскрытия операций, имевших место с участием подразделения, а также сроки проведения и завершения аудита.
Основная аудиторская организация документирует использование работы другой аудиторской организации, в соответствии со стандартом аудиторской деятельности «Документирование аудита».
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности клиента, как правило, не должно содержать указаний на участие в работе другой аудиторской организации.
Важное значение для внешнего аудита имеет организованная на экономическом субъекте служба внутреннего аудита. Чем лучше она организована, тем больше уверенности у внешних аудиторов, что они могут воспользоваться данными внутренних аудиторов. Поэтому стандарт «Изучение и использование работы внутреннего аудита» специально определяет действия аудиторской фирмы по изучению работы внутреннего аудита, оценке ее влияния на объем и процедуры внешнего аудита.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), а также привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и внешние аудиторы. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и руководством клиента ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Внутренний аудит имеет для руководства и собственников клиента информационное и консультационное значение. Он призван содействовать оптимизации деятельности клиента и выполнению обязанностей его руководства.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления клиента. Это требование, как правило, обеспечивается тем, что он непосредственно подчиняется и представляет отчеты только назначившему его руководству или собственникам и независимым от руководителей проверяемых филиалов клиента, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т. п.
Оценив роль и место внутреннего аудита на стадии планирования, аудиторская организация должна решить, может ли быть использована работа внутреннего аудита для целей внешнего аудита
Содержание, сроки и объем проверок конкретных действий внутреннего аудита зависят от оценки внешним аудитором аудиторского риска, существенности объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита. Такие проверки могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом, проверку других интересующих объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы проверки по усмотрению аудитора.
Если в результате предварительной оценки внутреннего аудита достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы, применяя процедуры.
При использовании материалов внутренних аудиторов эффективность аудиторской проверки можно повысить с помощью взаимной координации планов аудиторской проверки, обмена отчетами, регулярных рабочих встреч.
Аудиторская организация информирует руководство и собственников клиента, а по возможности, и руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результатов внутреннего аудита в будущем.
Важно иметь ввиду, что аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также и за определение содержания, сроков объема аудиторских процедур. Эта ответственность не уменьшается, если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.
Аудиторское заключение
Сегодня в экономике происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятия и организаций в рамках этой системы. Одним из важных элементов рыночных отношений был и остается финансовый контроль, который может быть государственным и негосударственным, то есть это аудит. Главной ее целью является обеспечение контроля за достоверной информацией, отраженной в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, предполагают планирование аудита, получение аудиторских доказательств, использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта с третьими сторонами.
Все работы аудиторов осуществляются на основании нормативно-правовых документов, регулирующих все взаимоотношения между аудитором и экономическим субъектом. В настоящее время финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами и аудиторскими фирмами, сосредоточен на строгом соблюдении действующего законодательства, а также на решении важных задач в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а экономические субъекты, в свою очередь, самостоятельно выбирают аудитора и аудиторскую фирму. После того, как он сделал свой выбор, он направляет письмо-предложение о проведении аудита или сообщить о готовности к сотрудничеству иным способом. Ответным документом, устанавливающим взаимоотношения между клиентом и аудитором, является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. После подписания письма-обязательства составляется договор на оказание аудиторских услуг. По этому договору исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги, а заказчик-клиент – оплатить эти услуги.
По результатам аудита составляется аудиторское заключение и дополнительные сведения по этим результатам в виде письма. Информация, выявленная в ходе проверки, служащая основанием для выводов, называется аудиторским доказательством. Собранные доказательства отражаются в рабочих документах: планы и программы проверяемого документа, объяснения и заявления экономического субъекта, описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета, аналитические документы аудиторской деятельности.
Список литературы
16. Хоружий Л.И., Напшева М.М. Бухгалтерский учет, контроль и налогообложение в сельском хозяйстве. – М.: Альфа-Пресс, 2001.
17. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 3-е издание дополненное и переработанное. – М.: ИНФРА-М, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Форма письма-предложения экономического субъекта о проведении аудита
Бланк или угловой штамп
экономического субъекта
Официальное наименование аудиторской организации, фамилия, имя, отчество и должность ответственного лица
Исходящий № [...],
дата подписания
ПИСЬМО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА
Руководство [правление, собственники или акционеры] просят оказать для нашей организации [наименование экономического субъекта]
аудиторские услуги за период [за который планируется проведение
аудита] в виде: ______________________________
______________________________
______________________________
Оплату стоимости аудиторских услуг гарантируем.
Руководитель исполнительного органа экономического
субъекта [подпись, фамилия, имя, отчество, должность,
дата]
Главный бухгалтер экономического субъекта (подпись,
фамилия, имя, отчество, дата].
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Форма письма-обязательства аудиторской организации
о согласии на проведение аудита (российский стандарт)
Бланк или угловой штамп
аудиторской организации
Официальное наименование экономического субъекта, фамилия, имя, отчество и должность ответственного лица
Исходящий № [...],
дата подписания
ПИСЬМО-ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О СОГЛАСИИ
НА ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА
Глубокоуважаемый [...]!
Настоящим официально подтверждаем принятие Вашего предложения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта]. Согласно действующим положениям и нормам аудита проверке будут подвергнуты бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к балансу, регистры бухгалтерского учета и отдельные первичные документы за [период, за который проводится аудит].
Аудит проводится нами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [указываются законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность и порядок составления бухгалтерской отчетности].
Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за [данный год или иной отчетный период] во всех существенных аспектах. В ходе аудита будет также проверена деятельность [дается перечень филиалов, подразделений и дочерних фирм экономического субъекта, подлежащих аудиту]. Для обоснования своих выводов мы используем ряд тестов и процедур проверки достоверности и достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля, в реализации которых надеемся на помощь работников Вашей организации.
Ввиду большого объема подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудиту ограничений имеется определенный риск необнаружения отдельных ошибок и неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести данный риск к разумному минимуму, но (как это общепринято в аудите) гарантировать абсолютную точность выводов не можем. О выявлении отклонений в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, Вы будете проинформированы нашим письменным отчетом.
Кроме того, мы можем оказать Вам следующие дополнительные услуги по Вашему поручению [дать перечень].
Мы будем нести ответственность по оказываемым услугам в порядке, определенном действующим законодательством об аудиторской деятельности и договором на проведение аудита. Мы берем на себя обязательство по соблюдению коммерческой тайны Вашей организации.
Напоминаем Вам об ответственности исполнительного органа [наименование экономического субъекта] за составление бухгалтерской отчетности, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей и внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики. Мы просим от руководства [наименование экономического объекта] письменного подтверждения достоверности и полноты предоставленной для аудита информации.
Надеемся на всестороннее сотрудничество с Вашим персоналом и на то, что в наше распоряжение будут предоставлены бухгалтерская документация, компьютерные базы данных и любая другая информация, необходимая нам для, проведения полноценной аудиторской проверки. Вашей обязанностью также является направление в адреса дебиторов и кредиторов писем о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности по предоставленному нами перечню.
Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения нашего мнения о достоверности Вашей бухгалтерской отчетности. Нарушение данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита.
Стоимость оказываемых услуг определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок, применяемых [наименование аудиторской организации].
Оплата отдельных видов работ может изменяться в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации аудиторов. Порядок и сроки осуществления расчетов будут определены в договоре на проведение аудита.
Просим Вас подписать и вернуть приложенную копию данного письма с указанием ее соответствия Вашему пониманию соглашений по аудиту достоверности бухгалтерской отчетности или направить нам замечания по его содержанию.
Руководитель аудиторской организации [подпись, фамилия, имя, отчество, должность, дата]
С условиями проведения аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности согласен.
Руководитель исполнительного органа экономического субъекта [подпись, фамилия, имя, отчество, должность, дата]
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Вариант договора на оказание аудиторских услуг
ДОГОВОР № ____
г.___________________
Аудиторская организация ______________________________
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. На основании выполненного первого этапа, носящего оценочно-ознакомительный характер, Исполнитель берется провести аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности Заказчика за _________год(ы) в соответствии с разработанным Исполнителем планом-графиком на выполнение комплекса аудиторских услуг, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
1.2. За выполненные работы Заказчик обязуется выплатить Исполнителю денежное вознаграждение, по размеру и графику выплат которого сторонами достигнуто соглашение о величине договорной цены на выполнение комплекса аудиторских услуг в сумме _________________________ рублей, в т.ч. НДС_________________ рублей.
Срок начала проверки исчисляется с момента поступления денег на расчетный счет Исполнителя. Предварительная оплата в размере 50% от суммы договора производится в срок до « « 200_ г.
Настоящее соглашение является основанием для проведения взаимных расчетов и платежей между Заказчиком и Исполнителем.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Заказчик для успешного выполнения услуг обязуется:
2.1.1. Обеспечивать беспрепятственный доступ сотрудникам Исполнителя в необходимые для выполнения Договора отделы Заказчика.
2.1.2. Представлять бухгалтерскую, финансово-банковскую документацию и отчетность, а также иную информацию, необходимую для выполнения предмета Договора (в т.ч. объяснения должностных лиц и работников бухгалтерии Заказчика) в полном (частичном) объеме и в сроки, обеспечивающие выполнение плана работ, а также установить меры ответственности Заказчика за превышение срока или непредставление всех или части документов в соответствии с Приложением № 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
2.1.3. При восстановлении бухгалтерского учета Исполнителем (по
письменной просьбе Заказчика) при необходимости и согласно договоренности Заказчик выделяет в помощь работников бухгалтерии в количестве и на срок, устанавливаемые дополнительным соглашением, в котором оговаривается также, будут ли эти работы производиться на основе предоставленной Заказчиком первичной бухгалтерской и учет
ной информации или на иной основе.
2.1.4. Заказчик в интересах Исполнителя, получая соответствующие рекомендации, должен помнить, что эта информация предназначена исключительно для него и не может передаваться третьим лицам или использоваться каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия аудитора.
2.2. Исполнитель обязуется:
2.2.1. Не разглашать сведений, составляющих коммерческую тайну Заказчика, ставших известными в процессе работы по настоящему Договору. Данное условие не распространяется на информацию, доступную неопределенному кругу лиц или полученную из других источников.
2.2.2. Самостоятельно организовывать свою работу и руководить ею, определять способы ее выполнения, очередность отдельных операций и т.п.
2.2.3. Руководствоваться планом выполнения услуг, за реализацией которого Заказчик вправе осуществлять контроль. При этом Заказчик не вправе вмешиваться в оперативную деятельность Исполнителя, но может давать рекомендации о способе выполнения услуг. Однако эти рекомендации не всегда являются безусловно обязательными для Исполнителя.
2.2.4. В случае возникновения обстоятельств, замедляющих ход работ против планового режима, немедленно поставить об этом в известность Заказчика.
2.2.5. Помимо срока окончания работ могут устанавливаться промежуточные сроки, которые позволяют Заказчику осуществлять контроль за своевременностью и надлежащим качеством выполнения услуг.
2.2.6. Выполнить услуги в соответствии с условиями Договора и сдать Заказчику предмет Договора.
2.3. Если в процессе выполнения услуг у Заказчика не возникает претензий по поводу материалов, поставленных Исполнителям, то материал считается представленным требуемого качества, а предложения соответствуют необходимому ходу работ.
2.4. Если с точки зрения Исполнителя материалы, представленные Заказчиком, или инструкции, даваемые по ходу работ Заказчиком, могут привести к ухудшению качества услуг, Исполнитель вправе потребовать у Заказчика письменного согласия на использование указанных материалов или соблюдения предложенных инструкций. Если на качество выполнения услуг может отрицательно повлиять соблюдение указаний Заказчика, то Исполнитель, как специалист в своей области, обязан своевременно в письменном виде предупредить об этом Заказчика. Не выполнив это условие, исполнитель лишается впоследствии возможности ссылаться на то, что ненадлежащее качество работ обусловлено именно указаниями Заказчика.
2.5. Исполнитель по своему усмотрению вправе привлекать к выполнению определенных объемов или видов услуг физических и юридических лиц на правах субподрядчиков. При этом Исполнитель несет перед Заказчиком всю ответственность за выполнение третьим лицом условий Договора.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
3.1. Заказчик несет полную ответственность за недоброкачественность используемого Исполнителем материала.
3.2. Настоящий договор предусматривает и учитывает риск случайно наступившей невозможности полного выполнения услуг, а также риск случайного ухудшения их качества или задержки их выполнения. При этом случайными признаются те обстоятельства, которые возникли не по вине Исполнителя или Заказчика — форс-мажорные (стихийные бедствия, политические события, эпидемии, войны, общественные беспорядки и т.п.). Риск Исполнителя выражается в том, что при случайной гибели предмета Договора или невозможности окончания работ он не вправе требовать от Заказчика ни вознаграждения по Договору, ни возмещения убытков.
3.3. Все риски случайной гибели объекта работ или его части, а также материалов и документации, используемых в работе, несет Исполнитель. Указанные риски переходят к Заказчику на 3-й день после заявления Исполнителя о готовности объекта работ к сдаче.
3.4. Если гибель объекта работ или его части произошла по вине Заказчика, то исполнитель вправе получить вознаграждение за работу.
3.5. Если Заказчик не отвечает на заявления Исполнителя о недоброкачественности материалов или инструкций о ходе работ, даваемых Заказчиком, Исполнитель вправе или расторгнуть Договор, или отложить выполнение работ до урегулирования разногласий. В обоих случаях Исполнитель вправе взыскать с Заказчика понесенные убытки.
3.6. Исполнитель отвечает перед Заказчиком за убытки, причиненные просрочкой исполнения услуг; если за время просрочки услуги утратили интерес для заказчика, он может отказаться от принятия выполненных работ и требовать возмещения убытков. Если просрочка вызвана неисполнением обязательств Заказчиком, данные права не применяются.
3.7. Исполнитель может следовать указаниям Заказчика, оставаясь в рамках требований нормативных актов. Возражения Заказчика против любого пункта аудиторского заключения и отказ аудитора внести изменения в свое заключение не являются основанием для расторжения Договора.
3.8. При наличии со стороны Исполнителя отклонений от условий Договора, ухудшающих качество услуг, Заказчик вправе по своему выбору требовать безвозмездного исправления недостатков в соразмерный срок либо соответствующего уменьшения вознаграждения за работу. При обнаружении существенных отступлений от условий Договора или иных существенных недостатков Заказчик вправе требовать
расторжения Договора и покрытия убытков.
3.9. Заказчик имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке: если Исполнитель не приступает своевременно к выполнению работы или выполняет работу так медленно, что ее окончание к сроку явно нереально; если услуги выполняются ненадлежащим образом и не исправляются в установленные сроки; если поступило предупреждение Исполнителя о повышении ранее согласованной суммы Договора; при наличии других уважительных причин с возмещением понесенных затрат Исполнителем.
4. ПОРЯДОК СДАЧИ РАБОТЫ
4.1. На следующий день после выполнения услуг в объеме Договора Исполнитель уведомляет Заказчика об окончании работ по Договору.
4.2. Заказчик обязан в течение 5 дней после сообщения Исполнителя об окончании работ рассмотреть их и при отсутствии разногласий и претензий подписать Акт сдачи-приемки работ, который является с момента его подписания неотъемлемой частью Договора.
4.3. Исполнитель имеет право сдать работу досрочно.
5. РАСЧЕТЫ ПО ДОГОВОРУ
5.1. За работы, выполненные Исполнителем, Заказчик выплачивает денежное вознаграждение, размер которого определен сторонами в соглашении о договорной цене. Предусматривается предоплата в размере ______% с учетом инфляции.
5.2. В случае досрочного завершения работ по Договору Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение в размере ______% от суммы договора.
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
6.1. Все споры по данному Договору разрешаются сторонами в органах арбитражного или третейского суда.
6.2. Все изменения, дополнения к Договору действительны, если они оформлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.
6.3.
7. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
7.1. Заказчик: ______________________________
Обслуживающий банк ______________________________
мфо ___________________________
7.2. Исполнитель: ______________________________
Обслуживающий банк ______________________________
мфо ___________________________кор
Заказчик Исполнитель
_____________ _______________
М.П. М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Общий план аудита
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнитель | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:
Руководитель аудиторской группы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Программа аудита
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
№ п/п | Перечень аудиторских процедур по разделам аудита | Период проведения | Исполнитель | Рабочие документы аудитора | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:
Руководитель аудиторской группы:
Информация о работе Организация, методика и информационное обеспечение аудита на предприятии