Определение и назначение бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:05, реферат

Краткое описание

В современном динамично меняющемся мире значимость информационных ресурсов неуклонно повышается. Чтобы грамотно управлять любой социально-экономической системой, следует обеспечить поступление необходимой информации управленческому персоналу. Информационное обеспечение процесса управления включает в себя бухгалтерскую и статистическую отчетность, оперативные данные, неформализованные внеучетные сведения. Степень применения информационных ресурсов в управлении различна, однако следует отметить общую тенденцию слабой востребованности бухгалтерских данных при выработке управленческих решений.

Файлы: 1 файл

Определение и назначение бухгалтерской отчетности.docx

— 166.06 Кб (Скачать)

Первый  уровень наряду с другими законодательными актами образует Закон о бухгалтерском  учете. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Таблица 1. Сравнение подходов стран к разработке норм бухгалтерского учета

В одном  ряду с Законом о бухгалтерском  учете стоят другие законы, например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (например, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ).

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 23 июля 1998 г. №34н, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие частей первой, второй и третьей Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения (Положение о бухгалтерских отчетах и Положение о главных бухгалтерах), законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй  уровень составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), разработанные Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В положениях по бухгалтерскому учету рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций. Многие положения по бухгалтере кому учету непосредственно связаны с составлением отчетности, например, Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России.

К числу  документов второго уровня следует  отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России, а ранее — и в СССР. План счетов — документ общего порядка — является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с изменяющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. № 94н утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г. и действует по настоящий момент.

Третий  уровень объединяет документы рекомендательного  характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если  документы второго уровня обязательны  для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, ПБУ 4/99является документом второго уровня, а ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня.

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, являются документами четвертого уровня.

Очевидно, что в нормативных актах по бухгалтерскому учету имеются противоречия, которых не избежать, поскольку чем более развита система нормативного регулирования, тем больше в ней противоречий. Поэтому основная задача бухгалтера, особенно бухгалтера-аналитика, сводится к пониманию причин этих противоречий для успешного ведения дела.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Как изменились в условиях рыночных отношений функции бухгалтерской (финансовой) отчетности?
  2. Приведите смысловую интерпретацию взаимосвязи и взаиморазвития основных категорий бухгалтерского учета. Что лежит в основе целей бухгалтерской отчетности?
  3. Какими качественными характеристиками должна обладать информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности?
  4. Приведите основные отличия в подходах к качественным характеристикам информации по МСФО и в российской практике.

Состав  отчетности и система  внутренних взаимосвязей

Изучив  эту главу, можно получить представление:

  • о составе годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с российской и международной практикой;
  • о взаимосвязи основных форм отчетности.

Состав  годовой бухгалтерской  отчетности в соответствии с российской и  международной практикой

Состав  и структура российской бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ПБУ 4/99. Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Законом о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой отчетности для всех организаций обязательно входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Кроме того, в годовую отчетность включаются отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к балансу, отчет о целевом использовании полученных средств и пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее степень достоверности бухгалтерской отчетности, если она прошла процедуру аудита.

В каждой стране бухгалтерская отчетность включает различное количество отчетов. Так, финансовая отчетность по американским стандартам (GААР состоит из трех основных отчетов — баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Кроме указанных форм компании часто включают в отчетность отчет о нераспределенной прибыли и отчет об акционерном капитале. В Великобритании финансовая отчетность представлена балансом, отчетом о прибылях и убытках, отчетом о движении денежных средств и пояснительной запиской. Во Франции отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках и таблицы финансирования, характеризующей движение денежных средств. Из приведенных примеров видно, что состав отчетности в различных странах похож, поскольку национальные стандарты учитывают требования МСФО. В частности, МСФО предлагают включать в отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала, описание учетной политики, пояснения к отчетности. МСФО-1 «Представление финансовой отчетности» регламентирует наряду со структурой и содержанием отчетных форм общие требования к раскрытию информации, устанавливает правила ее формирования и перечень необходимых сведений для каждого отчета, за исключением отчета о движении денежных средств. Последнему посвящен МСФО-7 «Отчет о движении денежных средств». В Европейском сообществе были разработаны и приняты несколько Директив, раскрывающих вопросы отчетности и аудита. Четвертая Директива, принятая в 1978 г., посвящена содержанию годовой финансовой отчетности компаний. В ней рассматриваются общие методологические основы составления отчетности компаниями стран — членов ЕС, приводятся альтернативные варианты баланса, отчета о прибылях и убытках.

Согласно  Четвертой Директиве годовой  отчет включает баланс, отчет о  прибылях и убытках и примечания к отчетности. Причем в документе приведены два формата баланса и четыре — отчета о прибылях и убытках. Большое значение Директива придает пояснениям, в которых приводится информация, расшифровывающая отдельные статьи отчетности. В ней излагаются методы формирования и оценки финансовых показателей. Наряду с формами отчетности европейские компании обязаны представить отчет о правлении компании, в которой содержится информация о значительных событиях, касающихся компании и имевших место по окончании финансового года, о предполагаемом развитии фирмы, о деятельности в научно-исследовательской и опытно-конструкторской сферах. Одновременно Директива предусматривает представление аудиторского заключения, если согласно национальному законодательству годовая отчетность подлежит публикации.

Сопоставление состава годового отчета согласно МСФО, Директивам ЕС, американским стандартам GAAP и российским стандартам представлено в таблице 2. Необходимо отметить, что в отличие от жестко регламентированной нормативными актами российской отчетности международные стандарты и национальные стандарты западных стран определяют лишь общую форму и порядок расположения статей, общие требования к раскрытию информации.

Подход  к обоснованию состава отчетных форм должен быть ориентирован на основного пользователя — собственника организации. Если отчетность устраивает собственника в плане состава и содержания форм, то она по основным параметрам будетудовле-творять и требованиям других категорий пользователей.

Опираясь  на отчетность, пользователь-собственник  должен получить представление о четырех аспектах деятельности организации:

  • имущественное и финансовое положение организации с позиции долгосрочной перспективы (т.е. насколько устойчива данная организация, выгодно ли вкладывать в нее средства и иметь партнерские отношения);
  • финансовые результаты (т.е. прибыльна или убыточна организация);
  • изменения в капитале собственников (т.е. изменение чистых активов организации за счет всех факторов, включая внесение капитала, его изъятие, выплату дивидендов, формирование прибыли или убытка);
  • ликвидность организации (т.е. наличие у него свободных денежных средств как важнейшего элемента стабильной текущей работы в плане ритмичности работы с контрагентами).

Таблица 2

Сопоставление состава годовой бухгалтерской  отчетности в российской и международной практике
Состав  годовой отчетности согласно МСФО-1 «Представление финансовой отчетности» Состав  годовой отчетности согласно Четвертой Директиве ЕС Состав  годовой отчетности согласно GAAP Состав  годовой отчетности согласно российскому законодательству
  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Отчет о движении капитала
  • Отчет о движении денежных средств
  • Описание учетной политики и пояснения к отчетности
  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Отчет об изменениях финансового положения
  • Примечания к отчетам
  • Отчет о правлении компании Отчет аудитора
  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о доходах
  • Отчет о движении наличности
  • Отчет о нераспределенной прибыли
  • Отчет об акционерном капитале
  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Отчет об изменениях капитала
  • Отчет о движении денежных средств
  • Приложение к бухгалтерскому балансу
  • Отчет о целевом использовании полученных средств
  • Пояснительная записка
  • Аудиторское заключение

Первый  аспект деятельности находит отражение  в бухгалтерском балансе: активная сторона баланса дает представление об имуществе организации, пассивная — о структуре источников его средств. Второй аспект представлен в отчете о прибылях и убытках — все доходы и расходы организации за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Рассматривая форму в динамике, можно понять, насколько эффективно работает данная организация. Третий аспект отражается в отчете об изменениях капитала, где показано движение всех компонентов собственного капитала: уставного и добавочного капиталов, резервного фонда и других фондов, прибыли и др. Четвертый аспект определяется тем обстоятельством, что прибыль и денежные средства — не одно и то же. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие денежных средств в требуемых объемах и в нужное время. Определенную характеристику этому дает отчет о движении денежных средств. Последняя форма наиболее сложна для составления и интерпретации, тем не менее она вместе с балансом и отчетом о прибылях и убытках как раз образует минимальный набор отчетных форм, рекомендуемых к публикации международными стандартами бухгалтерского учета. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете этот отчет не рассматривается как самостоятельная форма бухгалтерской отчетности, а относится к разряду приложений справочного, дополнительного, расшифровочного характера.

Информация о работе Определение и назначение бухгалтерской отчетности