Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:04, контрольная работа
Система контроля за движением денежных средств – это политика и процедуры разработанные чтобы: защитить активы; обеспечить соответствие с финансовой политикой субъекта; обеспечить достоверность данных, отраженных в бухгалтерских счетах. Контроль за движением денежных средств в организации можно разделить на два вида: внутренний и внешний. Рассмотрим каждый из видов контроля более подробно.
Внутренний контроль осуществляется работниками организации, ответственными на обращение и движение денежных средств. Обычно в организации это кассир. Бухгалтер -кассир, главный бухгалтер и директор организации.
1.3 Оценка и контроль движения денежных средств
Система контроля за движением денежных средств – это политика и процедуры разработанные чтобы: защитить активы; обеспечить соответствие с финансовой политикой субъекта; обеспечить достоверность данных, отраженных в бухгалтерских счетах. Контроль за движением денежных средств в организации можно разделить на два вида: внутренний и внешний. Рассмотрим каждый из видов контроля более подробно.
Внутренний контроль осуществляется работниками организации, ответственными на обращение и движение денежных средств. Обычно в организации это кассир. Бухгалтер -кассир, главный бухгалтер и директор организации. [Булаев С.В. Наличное денежное обращение - на особый контроль! // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2012, № 3, С. 25-29]
Первым и важным инструментом, позволяющим осуществлять внутренний контроль за движением денежных средств является Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденное Банком России 12.10.2011 № 373-П, которое распространяется на все организации, включая применяющие спецрежимы (в частности, "упрощенку"), а также на индивидуальных предпринимателей. В соответствии с данным Положением, для ведения кассовых операций бухгалтер организации самостоятельно вводит лимит остатка денежных средств, причем нужно, чтобы это было закреплено внутренним актом, а прописанный в нем лимит остатка кассы соблюдался. [Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П)] При этом, раньше бухгалтер лишь предоставлял необходимые сведения, а сам лимит рассчитывался и устанавливался обслуживающим банком. Сейчас этот важный вопрос отдан на откуп бухгалтеру. Он определяет лимит по формуле, приведенной в отдельном приложении к Положению о порядке ведения кассовых операций. При этом есть два варианта: для тех, у кого есть наличная выручка, и тех, у кого ее нет.
Установленный лимит не позволяет накапливать в кассе денежные средства без необходимости. Но есть исключения: в частности, накопление денежных средств в кассе сверх установленного лимита допускается:
- в дни выдачи заработной платы, стипендий, выплат, включенных в фонд заработной платы, и выплат социального характера, в том числе день получения денег из банка;
- в выходные, нерабочие праздничные
дни в случае осуществления
юридическим лицом,
Кроме того, если у организации есть обособленное подразделение, имеющее отдельный банковский счет, то оно самостоятельно устанавливает лимит своей кассы. [Булаев С.В. Наличное денежное обращение - на особый контроль! // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2012, № 3, С. 25-29]
Кроме того, Положение регламентирует ведение кассовой книги, которую обязаны вести все предприятия, имеющие дело с денежной наличностью, регистрируя в ней все приходные и расходные ордера. Предусмотрено ведение кассовой книги как на бумажном носителе, так и с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение. В последнем случае кассовая книга также должна быть распечатана на бумаге, причем в двух экземплярах.
Еще одним нормативно-правовым документом, закрепляющим внутренние контрольные функции за движением денежных средств является Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Однако необходимо отметить, что цель Регламента по контролю за учетом выручки - это не проверка кассовых операций, а контроль полноты учета выручки. Самый простой способ такой проверки - сравнить учетные и фактические данные об остатках денежных средств. В этом Регламенте рекомендуется сверить суммы денег, находящихся в денежном ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ, и с записями в журнале кассира-операциониста. Записи в последнем документе сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. Если все данные соответствуют, то на этом основной этап проверки можно считать законченным. В обратном случае, если сумма выручки по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки по учетным данным, выясняются причины, вызвавшие расхождения, запрашиваются подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств. Наряду с этим фиксируется применение (неприменение) ККТ, БСО (товарных чеков, квитанций и иных документов) и делаются заключения об иных возможных причинах выявленной недостачи (наличии излишков) денежной наличности. По завершении проверки полноты учета выручки налоговики составляют акт проверки, который подписывается проверяемым лицом. [Купля-продажа товаров за наличный расчет (Булаев С.В.) ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3]
Еще одним инструментом контроля за движением денежных средств является инвентаризация кассы. Так, в соответствии с п. 1.11 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденное Банком России 12.10.2011 № 373-П мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, а также порядок и сроки проведения проверок фактического наличия денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Такие проверки осуществляются, в частности, путем проведения инвентаризаций.
Проведение инвентаризации кассы регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. [Агабекян, Денежные средства в рублях и иностранной валюте / Агабекян О.В., Макарова К.С. // Налоговый вестник, 2012, С. 45-49]
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества
- при преобразовании
- перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности, кроме
имущества, инвентаризация
- при смене материально
- при установлении фактов
- в случае стихийных бедствий,
пожара, аварий или других
- при ликвидации (реорганизации)
организации (перед
- в других случаях,
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и других ценностей, хранящихся в кассе, проводится комиссией, состав которой утверждает руководитель организации своим приказом (распоряжением).
До начала проверки члены комиссии должны получить от кассира приходные и расходные документы, отчеты о движении денежных средств, последние на момент проведения инвентаризации. Вместе с тем кассир дает расписку, что к началу проведения инвентаризации все приходные и расходные кассовые документы переданы в бухгалтерию, все денежные средства, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Такие же расписки дают подотчетные лица, получившие денежные средства на хозяйственные расходы.
В ходе инвентаризации члены комиссии производят подсчет фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе (почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, путевок в дома отдыха и санатории, авиабилетов и др.).
Проверка фактического наличия
бланков ценных бумаг и других
бланков документов строгой отчетности
производится по видам бланков (например,
по акциям: именные и на предъявителя,
привилегированные и
Инвентаризация денежных средств в пути производится с помощью сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
По результатам инвентаризации комиссия составляет Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15) в двух экземплярах. Первый экземпляр передается кассиру, а второй - в бухгалтерию. [Агабекян, Денежные средства в рублях и иностранной валюте / Агабекян О.В., Макарова К.С. // Налоговый вестник, 2012, С. 45-49]
Что касается внешнего контроля, то к такому виду контроля за движением денежных средств стоит отнести аудиторскую проверку и выездную проверку налоговых органов.
Основная цель аудиторской проверки движения денежных средств налогоплательщика - установить их законность, достоверность и целесообразность совершения, а также правильность отражения в учете. Аналогичной является и цель налоговых органов при выездной проверке. [Грищенко А.В. Аудит кассовых операций // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2008, № 1, С. 15-18] Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудитор собирает полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета. Приступая к проверке, аудитор устанавливает наличие в кассе денежных средств и денежных документов, отраженных в учете, и наоборот - полноту отражения в учете фактически наличествующих в кассе денежных средств и документов. Далее аудитор проверяет правильность оформления первичных кассовых документов, книг, журналов (полноту заполнения реквизитов приходных и расходных документов; обязательную регистрацию приходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.; наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств; отсутствие исправлений, подчисток и т.п.). Для этого изучаются отчеты кассира с приложенными первичными документами и кассовая книга. [Грищенко А.В. Аудит кассовых операций // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2008, № 1, С. 15-18]
Аудиторская практика показывает, что типичными ошибками и нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:
- недостача или излишек денег в кассе;
- несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств;
- подделка подписей в первичных документах;
- наличие исправлений в
- выдача денег без доверенности;
- отсутствие первичных кассовых
документов или оформление их
с нарушением установленных
- отсутствие договора о полной материальной ответственности;
- выплаты подотчетным лицам
на основании документов, подтверждающих
расходы, без оформления
- несоблюдение установленного
лимита расчетов наличными
- непроведение ревизий кассы;
- продажа товаров, выполнение
работ либо оказание услуг
без применения контрольно-
- арифметические ошибки при
подсчете оборотов и остатков
в учетных регистрах при
- некорректное отражение
- арифметические ошибки при
подсчете оборотов и остатков
в учетных регистрах при
Нарушение, выразившееся в осуществлении
расчетов наличными деньгами с другими
организациями сверх
КоАП РФ предусматривает две основные статьи, к которым обращаются инспекторы при «кассовых» нарушениях. Одна из них устанавливает санкции за ошибки по ККМ, другая – по кассовой дисциплине (таблица 1).
Таблица 1 - Основные «кассовые» штрафы (КоАП РФ)
№ п/п |
Нарушение |
Штрафы (руб.) | |
ООО |
ИП | ||
1 |
Неприменение ККМ в случаях, установленных законом, либо применение ККМ с нарушениями (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) |
30 000 – 40 000 |
3000 – 4000 |
2 |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ): - осуществлении расчётов - неоприходовании (неполном - несоблюдении порядка хранения
свободных денежных средств; |
40 000 – 50 000 |
4000 – 5000 |
3 |
Нарушение платёжными агентами обязанностей по сдаче в банк полученных наличных денег для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ). Неиспользование платёжными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ) |
40 000 – 50 000 |
4000 – 5000 |
Информация о работе Оценка и контроль движения денежных средств