Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:53, доклад
В международной практике существует так называемая «Карта нормативных отклонений финансовых индикаторов», разработанная американским ученым Мессодом Бенишем. Показатели, представленные в этой системе применяются с целью выявления мошенничества в консолидированной отчетности.
На сегодняшний день «Балтика» является самой крупной компанией в сфере производства товаров народного потребления в России и Восточной Европе. Рассмотрим механизм обнаружения несоответствий в отчетности на примере данной компании.
ФГОБУ ВПО Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Кафедра: “Бухгалтерского учета и аудита”
Мошенничество в финансовой отчетности: обнаружение и предупреждение
Обнаружение искажений финансовой отчетности компании ОАО ПК Балтика на основании нормативным отклонений индикаторов по методике М. Бениша
Выполнила работу:
Яцкина Наталья
Группа ФМ5-4
Научный руководитель:
проф., Сотникова Л. В.
Москва 2011
В международной практике существует так называемая «Карта нормативных отклонений финансовых индикаторов», разработанная американским ученым Мессодом Бенишем. Показатели, представленные в этой системе применяются с целью выявления мошенничества в консолидированной отчетности.
На сегодняшний день «Балтика» является самой крупной компанией в сфере производства товаров народного потребления в России и Восточной Европе. Рассмотрим механизм обнаружения несоответствий в отчетности на примере данной компании.
«Балтика» занимает первое место по продажам в Европе, по данным международных агентств Canadean и Euromonitor, и входит в тройку самых дорогих брендов России, согласно рейтингу агентства Interbrand. Различные сорта бренда «Балтика» производятся по лицензии в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. «Балтика» обладает широкой дистрибуционной сетью, продукцию Компании можно приобрести в 98 % торговых точек России. В апреле 2008 года «Балтика» вошла в международную группу компаний Carlsberg, которой принадлежит 89,01% уставного капитала Компании.
На протяжении своей двадцатилетней истории «Балтика» динамично развивалась — приобретала заводы, вводила в строй новые производственные площадки, расширяла и модернизировала мощности, активно расширяла сеть сбытовых подразделений как в России, так и за рубежом. В конце 2006 года «Балтика» объединилась с тремя крупными российскими пивоваренными компаниями — «Вена», «Пикра» и «Ярпиво».
На сегодняшний день «Балтика» является самой крупной компанией в сфере производства товаров народного потребления в России и Восточной Европе. Заводы Ком- пании расположены в 10 городах России: Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Вороне- же, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске.
В 2008 году Компания приобрела пивоваренный завод в Азербайджане. Совокупная производственная мощность заводов составляет 5,2 млн гл пива в месяц. «Балтика» занимает первое место среди пивоваренных компаний России и ближнего зарубежья по мощностям производства солода. Для обеспечения потребностей в солоде «Балтика» построила две собственные солодовни — в Туле и Ярославле, каждая мощ- ностью 105 тыс. тонн солода в год. Компании также принадлежит 30 %-ная доля в ЗАО «Со- лодовенный завод Суффле Санкт-Петербург» в Санкт-Петербурге (мощность 110 тыс. тонн солода в год). Кроме того, «Балтика» развивает собственный агропроект в восьми регионах России.
Широкий портфель брендов Компании позволяет удовлетворить самый взыскательный вкус потребителя. Помимо ключевого бренда «Балтика» в портфеле Компании более 40 пивных, слабоалкогольных и безалкогольных брендов национального и регионального уровня, в том числе пиво «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg, Kronenbourg 1664, сидр Somersby, вода «Живой ручей», квас «Хлебный край», лимонад Crazy. Флагманский бренд
Мировой опыт свидетельствует, что искажения в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в основном, связаны с фальсификацией выручки, прибыли и валюты баланса.
Таблица 1. «Карта нормативных отклонений финансовых индикаторов»
Наименование показателя | Формула расчета | 2009 | 2010 | Компании, |
Темп роста выручки | Выручка отчетного года / Выручка предшествующего года | 1,013 | 0,846 | 1,134 |
Темп снижения доли маржинального дохода в выручке | [(В 0 – С 0) / В 0] / [(В 1 – С 1) / В 1], где В 1, В 0 – объем выручки за отчетный и предыдущие годы; С 1, С 0 – себестоимость продаж за отчетный и предыдущие годы | 0,887 | 0,961 | 1,014 |
Темп роста качества активов | [(А 1 – ТА 1 – OC 1) / А 1] / [(А 0 – ТА 0 – OC 0) / А 0], где А – совокупная величина активов на конец периода; ТА – величина оборотных (текущих) активов по состоянию на конец периода; ОС – остаточная стоимость основных средств на конец периода | 1,699 | 1,653 | 1,039 |
Темп роста оборачиваемости дебиторской задолженности | (ДЗ 1 / В 1 / 365 дн.) / (ДЗ 0 / В 0 / 365 дн.), где ДЗ – дебиторская задолженность на конец отчетного периода; В – выручка от продаж | 1,561 | 1,030 | 1,031 |
Темп роста доли расходов в выручке от продаж | (Р 1 / В 1) / (Р 0 / В 0), где Р – себестоимость реализованной продукции, включая расходы на продажу за отчетный (предшествующий) период; В – выручка от продаж | 0,880 | 1,093 | 1,054 |
Темп роста доли амортизационных отчислений | (А 1 / ПС 1) / (А 0 / ПС 0), где А – сумма амортизационных отчислений за отчетный (предшествующий) период; ПС – первоначальная стоимость основных средств на конец отчетного (предшествующего) периода | 1,167 | 1,181 | 1,001 |
Темп роста финансового рычага | (КЗ 1 / СК 1) / (КЗ 0 / СК 0), где КЗ – величина кредиторской задолженности на конец отчетного (предшествующего) периода; СК – собственный капитал на конец отчетного (предшествующего) периода | 1,187 | 1,145 | 1,037 |
Таблица 2. Итоги индикативного анализа
Наименование показателя | Комментарии |
Темп роста выручки | Темп снижения маржинального дохода меньше единицы и увеличивается в 2010 году, что свидетельствует о росте маржинального дохода в выручке от продаж. Соответственно снизилось «качество» выручки и, как следствие, ухудшились перспективы компании на рынке. Однако в 2009 году по сравнению с 2008 выручка от продаж выросла (темп роста выручки равен 1,01), а доля маржинального дохода в выручке меньше единицы, то данный факт считается признаком мошенничества в финансовой отчетности. |
Темп снижения доли маржинального дохода в выручке | |
Темп роста качества активов | Компания, вероятнее всего, увеличивает долю внеоборотных активов в совокупном объеме активов, так как показатель превышает единицу. Рост внеоборотных активов, не связанный с увеличением количества основных средств, может свидетельствовать о необоснованной капитализации расходов |
Темп роста оборачиваемости дебиторской задолженности | В условиях стабильности или умеренного роста бизнеса этот показатель будет оставаться примерно на одном уровне. О мошенничестве в данном случае может свидетельствует резкое снижение оборачиваемости дебиторской задолженности. Возможно первом случае осуществляются манипуляции с выручкой от продаж, во втором – дебиторская задолженность искусственно завышается. |
Темп роста доли расходов в выручке от продаж | В данной компании в 2009 году темп роста доли расходов, приходящихся на выручку от продаж, существенно отклоняется от единицы и равняется 0,88, что, скорее всего, свидетельствует об искажении либо себестоимости реализованной продукции, либо выручки. |
Темп роста доли амортизационных отчислений | Темп роста доли амортизационных отчислений в обычных условиях приблизительно равен единице. Следовательно, в данном случае резкого изменения данного показателя не наблюдается. |
Темп роста финансового рычага | Рыночная стоимость акций компании зависит от величины финансового рычага. С целью повышения рыночной стоимости акций руководство компании может искусственно занижать уровень финансового рычага, включая кредиторскую задолженность в состав прибыли. В таких случаях темпы роста финансового рычага будут существенно колебаться, что в данном случае этого не происходит. |
Если речь идет о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, то вышеуказанные показатели почти всегда завышаются. В бухгалтерской отчетности, подготовленной по РСБУ, эти показатели могут иметь различное направление, как в сторону завышения, так и в сторону занижения. ОАО ПК Балтика готовит финансовую отчетность по МСФО.
В международной практике существует так называемая «Карта нормативных отклонений финансовых индикаторов», разработанная американским ученым Мессодом Бенишем. Показатели, представленные в этой системе применяются с целью выявления мошенничества в консолидированной отчетности.
По мнению американского ученого М. Бениша, заслуживает внимания «качество» выручки или динамика доли маржинального дохода. На основании данных отчетности ОАО ПК Балтика, где темп роста выручки в 2009 году равен 1,013 и 0,846 в 2010 году, а доля маржинального дохода в выручке снижается в 2009 году свидетельствует о признаках мошенничества в финансовой отчетности в данный период. Однако в 2010 году темп роста маржинального дохода выше темпа прироста выручки факта мошенничества не подтверждает. Можно сделать вывод о том, что выручка 2009 года была существенно завышена ввиду приобретением 80% акций компании международной группой компаний Карлсберг, и как следствие увеличение выручки в консолидированной отчетности.
Другим показателем, заслуживающим внимания, является темп роста качества активов. Качество активов определяется путем вычитания из общей суммы активов величины текущих активов и остаточной стоимости основных средств. Если темп качества активов превышает единицу, то это, вероятно, связано с увеличением удельного веса внеоборотных активов, как и в случаем нашей компании, темп роста качества активов в данные периоды равнялся 1,699 и 1,653 соответственно. Данный рост внеоборотных активов обоснован, так как это связано с увеличением стоимости основных средств в целом. Следовательно факта мошенничества не обнаружено.
О мошенничестве может свидетельствовать резкое снижение оборачиваемости дебиторской задолженности. Однако в отчетности ОАО ПК Балтика данные показатели оставались на уровне больше единицы, что идет на уровне компаний не фальсифицировавших данные финотчетности. Также существенное отличие темпов роста доли расходов в выручке клиента от темпов роста продаж может привлечь внимание пользователя отчетности. Значение данного показателя в 2009 году равного 0,88 может так же быть связано с завышенным уровнем выручки этого периода по сравнению с выручкой 2008 года, те до приобретения акций компании.
По проведенным расчетам, значения двух из семи признаков (индикаторов Бениша) по состоянию на 2009 год свидетельствовали о том, что отчетность энергетической компании ОАО ПК Балтика фальсифицируется в разрезе завышения выручки. Однако, причины данного факта могут быть обоснованы покупкой 80% компании. Кроме того в 2010 году существенных отклонений от нормативных и среднеотраслевых показателей не наблюдается, что свидетельствует о том , что пользователи финансовой отчетности этой компании может быть использована без особых опасений в фальсификации данных финансовой отчетности.