Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ нормирования запасов товарно-материальных ценностей на ОАО «ЧАЗ». Для решения поставленного вопроса необходимо выполнение следующих задач:
- изучение и самостоятельная работа с учебными материалами, раскрывающими данную тему;
- изучение оборотных средств предприятия и запасов товарно-материальных ценностей;
- изучение принципов нормирования запасов товарно-материальных ценностей;
Полезный (чистый) расход определяется на основе конструкторской документации исходя из размеров исходного материала.
Технологические отходы обусловлены применяемой технологией производства данного изделия и зависят от используемого материала (например, кабельная продукция используется на 94%).
Чаще всего используются следующие методы установления норм:
- расчетный;
- графо-аналитический.
Расчетный метод
заключается в подетальном
Графо-аналитический метод основан на сопоставлении фактических расходов материалов и данных протоколов, фиксирующих количество израсходованного материала при изготовлении опытных образцов с последующим графическим представлением и анализом с применением специальных электронных программ.
В нормах расхода учитывается не только полезный расход материала, но и невозвратные отходы, которые возникают из-за несовершенства технологии.
Качество установленных норм оценивают по следующим показателям:
- удельный вес
отходов производства путем
- коэффициент
использования материала по
- процент выхода годных изделий.
Коэффициент полезного использования материалов определяется отношением чистого вида изделия (расхода материала) к норме расхода (формула 1.1)
, (1.1)
где Pr – чистый вес изделия;
Нр – норма расхода материала.
Чем ближе этот
коэффициент к единице, тем более
рационально расходуется
Оптимальность
величина запасов товарно-
Норма запаса материалов
– это минимальное количество
материалов, необходимое для обеспечения
текущей потребности
Запасы материалов подразделяют на страховой и текущий запасы.
Текущий запас является переменной частью всего запаса материалов на предприятии, он изменяется от максимального размера при завозе до нуля, когда все израсходовано. Текущий запас зависит от двух показателей: среднесуточного расхода материалов и периодичности завоза.
Страховой запас
предназначен для поддержания
Транспортный запас создается в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.
Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных запасов. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.
Для того чтобы узнать насколько установленное нормирование соответствует оптимальному варианту, и какова эффективность методов нормирования необходимо провести анализ нормирования и сверить реальную ситуацию с теоретическим образцом.
Метод нормирования позволяет сконцентрироваться не только на повышении скорости протекающих процессов, но и на повышении их эффективности. Кроме этого, наряду с качественными характеристиками он (метод) позволяет получить количественное измерение производительности и надежности процессов.
Формула определения
потребности в запасах товарно-
(1.2)
где МРi – однодневный расход ресурсов материала i, руб.;
Дзм – норматив (потребность) запаса материалов i в днях;
i….n – номенклатура применяемых материалов на предприятии.
Норматив потребности запаса материала i складывается из следующих элементов: времени нахождения материалов в пути (транспортный запас); времени на приемку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный запас); времени нахождения на складе в виде текущего запаса и страхового запаса.
Величина транспортного запаса рассчитывается методом прямого счета или аналитически.
Прямым путем определяется промежуток времени между датой оплаты счета за материал и его приемкой потребителем. Так, если материал оплачен 10 февраля, а получен 17 февраля, то время нахождения его в пути составляет 7 дней (17-10).
Но если величина разрыва между временем оплаты и получения одного и того же материала колеблется, то определяется средняя его величина. А по i-й номенклатуре материалов для определения норматива запасов товарно-материальных ценностей составляются аналитические расчетные таблицы.
Время пребывания материалов в подготовительном запасе определяется исходя из фактических затрат, устанавливаемых хронометражем, или по отчетным данным за предшествующий период
При определении
времени подготовки материалов к
производству можно руководствоваться
перечнем соответствующих
В качестве нормы текущего складского запаса; запаса, обеспечивающего потребность производства на период между каждыми двумя очередными поступлениями материала от поставщиков, принимают половину средневзвешенного интервала. Текущий запас является определяющим в поэлементном расчете запасов.
Расчет в днях среднего текущего запаса, включаемого в норму оборотных средств, определяют по формуле 1.3.
(1.3)
где ТЗ – норматив времени на текущий запас;
Ти – длительность интервала между поступлениями материалов, дней.
Расчет среднего
интервала между поставщиками
одного материала разных
Зная ежедневное потребление материальных ресурсов в денежном выражении (Однодневный выпуск продукции × Норму расхода материалов на единицу продукции × Цену единицы материалов), можно определить стоимость текущего запаса.
Порядок расчета нормы текущего запаса на анализируемом предприятии выглядит следующим образом:
- определяется план производства продукции на следующий период;
- определяется
потребность в материалах на
плен производства: норма расхода
конкретного материала в
- полученная величина уменьшается на сумму остатка материальных ресурсов на складах предприятия на начало планируемого периода.
В зарубежной практике для формирования текущих запасов используется формула Вильсона (1.4).
, (1.4)
где Q – оптимальная величина закупаемой партии сырья;
2 – постоянный коэффициент;
m – годовой объем закупаемого материала в натуральных измерителях;
О – издержки по обслуживанию;
К – цена за единицу материала;
Z – издержки по складированию, % от стоимости среднегодового текущего запаса (выражается в виде десятичной дроби.
Определение величины закупаемой партии материалов зависит от суммарных издержек по складированию и обслуживанию закупок. Критерием оптимизации является минимизация совокупных издержек. Если издержки по складированию увеличиваются одновременно с увеличением партии закупаемых материалов, то издержки по обслуживанию, приходящиеся на одну закупку, как правило, неизменны и зависят от количества сделанных закупок. Увеличение партии закупаемого сырья приводит, с одной стороны, к росту издержек по складированию, а с другой – к снижению издержек по обслуживанию закупок.
Норма страхового запаса устанавливается в зависимости от потребности предприятия в материалах и возможных задержек поступления от поставщиков. При этом принято, что если осуществляются поставки в пределах одного города, то страховой запас либо не предусматривается, либо образуется по отдельным позициям в размере до 30% нормы текущего запаса.
Общий норматив запасов товарно-материальных ценностей Пм складывается суммированием транспортного, страхового, текущего, подготовительного запасов по каждому наименованию материалов или комплектующих.
Для анализа нормирования запасов товарно-материальных ценностей необходимо установить способы нормирования, применяемые на предприятии и определить их эффективность и современность. Затем следует рассчитать согласно методики оптимальные размеры запасов по отдельным номенклатурам и сопоставить это с реальными фактами.
Более подробно
этой работа раскрыта во второй главе,
посвященной анализу
ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» расположено в г.Чебоксары, столице Чувашской Республики, входящей в состав Российской Федерации. Город находится на реке Волга в 690 километрах на восток от Москвы.
На протяжении многих лет ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» является неизменным лидером по производству ходовых систем для гусеничной техники и стабильно повышает качество выпускаемых изделий. Предприятие осуществляет производство гусениц всех типов промышленных тракторов, производимых предприятиями России и стран СНГ. Важнейшим направлением стала разработка и производство импортозаменяющих запчастей для ходовых систем зарубежной бульдозерной и экскаваторной техники. В 2006 году предприятие вошло в состав Концерна «Тракторные заводы».
Ежегодно выпускается товарной продукции на сумму свыше 4 млрд. руб.
Производственные площади предприятия составляют – 80 га, количество сотрудников предприятия превышает 4500 чел.
Завод производит
продукцию для различных
Немалая часть
выпускаемой продукции
На сегодняшний
день это одно из самых динамично
развивающихся предприятий
Информация о работе Нормирование оборотных средств на предприятии ОАО «ЧАЗ»