Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:00, реферат
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в РФ осуществляется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 «О Министерстве финансов РФ» утверждено положение о Министерстве финансов РФ, функциями которого являются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.
Нормативно-правовое
регулирование бухгалтерского учёта
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учётом в РФ осуществляется
Правительством РФ. Постановлением Правительства
РФ от 30.06.2004 г. №329 «О Министерстве финансов
РФ» утверждено положение о Министерстве
финансов РФ, функциями которого являются
выработка государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в
сфере бюджетной, налоговой, страховой,
аудиторской деятельности, бухгалтерского
учёта и бухгалтерской отчётности. Министерство
финансов принимает нормативные акты,
определяющие порядок ведения бухгалтерского
учёта и составления бухгалтерской отчётности.
В состав Министерства финансов входит
департамент финансового контроля, бухгалтерского
учёта и аудита.
Органы, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского
учёта, руководствуясь законодательством
РФ, разрабатывают и утверждают в пределах
своей компетенции обязательные для исполнения
всеми организациями на территории РФ:
- планы счетов бухгалтерского учёта и
инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по бухгалтерскому
учёту, устанавливающие принципы, правила
и способы ведения организациями учёта
хозяйственных операций, составления
и представления бухгалтерской отчётности;
- другие нормативные акты и методические
указания по вопросам бухгалтерского
учёта (ст.5 закона «О бухгалтерском учёте»).
Министерством финансов РФ предложена
классификация нормативных правовых актов
по бухгалтерскому учёту, которая включает
четыре уровня.
1 уровень. Законодательство, состоящее
из Федерального закона от 21.11.96 г. №129
–ФЗ «О бухгалтерском учёте», других федеральных
законов, указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ. Закон «О бухгалтерском
учёте» устанавливает единые правовые
и методологические основы организации
и ведения бухгалтерского учёта в РФ. Закон
«О бухгалтерском учёте» был принят впервые
в РФ и его введение
- повысило статус норм бухгалтерского
учёта для коммерческих и некоммерческих
организаций;
- закрепило обязательность ведения и
организации бухгалтерского учёта в юридических
лицах, подтвердив соответствующую норму
гражданского кодекса;
- новый статус норм даёт им право на равноправное
существование с нормами другого законодательства,
в т.ч. налогового.
В законе чётко определено, что ответственность
за организацию бухгалтерского учёта,
соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций несёт руководитель.
В законе 4 главы, 19 статей.
Глава 1. Общие положения – раскрывается
понятие бухгалтерского учёта, его объекты,
основные задачи, организация бухгалтерского
учёта в организациях, регулирование бухгалтерского
учёта в РФ, законодательство РФ о бухгалтерском
учёте.
Глава 2. Основные требования к ведению
бухгалтерского учёта. Бухгалтерская
документация и регистрация – установлены
требования к первичным учётным документам,
регистрам бухгалтерского учёта, методе
оценки имущества и обязательств, задачи
и порядок проведения инвентаризации.
Глава 3. Бухгалтерская отчётность – установлены
требования к составу бухгалтерской отчётности,
раскрыто понятие отчётного года, установлены
адреса и сроки представления бухгалтерской
отчётности, организации, которые обязаны
опубликовать отчётность.
Глава 4. Заключительные положения – ответственность
за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском
учёте.
Содержание статей было рассмотрено при
изучении вопроса об основных элементах
метода бухгалтерского учёта. Закон ориентирован
в большей степени на руководителей. Вопросы
методологического характера в закон
не включены.
К иным федеральным законам относятся
закон от 22.05.2003 г. 54 – ФЗ «О применении
ККТ при осуществлении наличных денежных
расчётов и (или) расчётов с использованием
платёжных карт», Федеральные законы «Об
акционерных обществах», «Об обществах
с ограниченной ответственностью», «О
развитии малого и среднего предпринимательства
в РФ» и пр. Постановления Правительства
РФ «О первичных учётных документах» (от
8.07.97г. №835), «О классификации ОС, включаемых
в амортизационные группы» (от 1.01.2002 г.
№1) и пр.
2 уровень. Положения (стандарты) по бухгалтерскому
учёту.
Вопросы методологического обеспечения
учётного процесса в организации раскрыты
в положениях (стандартах) по бухгалтерскому
учёту. С 1 января 2009 года в РФ действуют
22 ПБУ, включая положение по ведению бухгалтерского
учёта и бухгалтерской отчётности в РФ,
утверждённое приказом Минфина РФ от 29.07.1998
г. №34н. В названных документах установлены
принципы, правила и способы ведения организациями
учёта хозяйственных операций, составления
и представления бухгалтерской отчётности.
Например, ПБУ6\01 «Учёт основных средств»,
ПБУ 14\2007 «Учёт нематериальных активов»,
ПБУ 1\2008 «Учётная политика организации».
Если имеют место противоречия между отдельными
ПБУ, то в таких случаях при отражении
объектов следует руководствоваться документами,
которые вступили в действие позднее (письмо
Минфина РФ от 16.05.2001 г. №16-00-07\11). Названные
документы являются обязательными для
исполнения всеми организациями на территории
РФ.
В соответствии с принятой в РФ концепцией
реформирования бухгалтерского учёта
(приказ Минфина РФ от 1.07.2004 г. №180 «Об утверждении
концепции развития бухгалтерского учёта
и отчётности на среднесрочную перспективу»)
разработка ПБУ осуществляется на основании
международных стандартов финансовой
отчётности (МСФО). В настоящее время применение
МСФО в РФ не является обязательным. Пользователи
бухгалтерской отчётности могут потребовать
представления бухгалтерской отчётности
в формате МСФО. Так ЦБ РФ требует с 2005
года представлять отчётность кредитными
организациями в формате МСФО. Указанные
организации трансформируют отчётность,
составленную в соответствии с российским
законодательством, в формат МСФО. В МСФО
определены принципы учёта, на основании
которых в учётной политике разрабатываются
правила учёта отдельных операций. С 2009
года российские организации при формировании
учётной политики по конкретному вопросу
организации и ведения бухгалтерского
учёта, если в нормативных актах они не
установлены, могут разрабатывать соответствующий
способ, исходя из МСФО, что закреплено
в п.7 ПБУ 1\2008 «Учётная политика организации».
3 уровень. Методические указания и (или)
рекомендации Минфина РФ.
По сравнению с ПБУ в методических указаниях
вопросы бухгалтерского учёта отдельных
операций изложены более детально. Приводятся
числовые примеры. Так к ПБУ 6\01 «Учёт основных
средств» разработаны методические указания
по учёту основных средств, к ПБУ 5\01 «Учёт
материально-производственных запасов»
- методические указания по бухгалтерскому
учёту материально-производственных запасов,
к ПБУ 4\99 «Бухгалтерская отчётность организации»
приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н рекомендованы
формы бухгалтерской отчётности.
План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной
деятельности организации и инструкция
по его применению утверждены приказом
Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.
Утверждены методические указания по
проведению инвентаризации (приказ Минфина
РФ от 13.06.1995 г. №49), методические рекомендации
по раскрытию информации о прибыли, приходящейся
на одну акцию (приказ Минфина РФ от 21.03.2000
г. №29н).
Нормативные акты и методические указания
по бухгалтерскому учёту, издаваемые органами,
которым федеральными законами предоставлено
право регулирования бухгалтерского учёта,
не должны противоречить нормативным
актам и методическим указаниям Минфина
РФ.
Если есть противоречия между методическими
указаниями и ПБУ, то применяются нормы
ПБУ. Например, если при инвентаризации
выявлены излишки ТМЦ, то, в соответствии
с методическим рекомендациями по проведению
инвентаризации, они оцениваются по цене
возможной реализации, а, в соответствии
С ПБУ5\01 – по рыночной цене. Действует
норма ПБУ 5\01, т.е. выявленные излишки оцениваются
по рыночной цене.
4 уровень. Учётная политика организации.
Организации, руководствуясь законодательством
РФ о бухгалтерском учёте, нормативными
актами органов, регулирующих бухгалтерский
учёт, самостоятельно формируют свою учётную
политику, исходя из своей структуры, отрасли
и других особенностей деятельности.
Учётная политика – совокупность принятых
организацией способов ведения бухгалтерского
учёта – первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового
обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Принятая организацией учётная политика
подлежит оформлению соответствующей
организационно-
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта