Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в РФ осуществляется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 «О Министерстве финансов РФ» утверждено положение о Министерстве финансов РФ, функциями которого являются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.

Файлы: 1 файл

правовые основы.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта  
 
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в РФ осуществляется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 «О Министерстве финансов РФ» утверждено положение о Министерстве финансов РФ, функциями которого являются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Министерство финансов принимает нормативные акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. В состав Министерства финансов входит департамент финансового контроля, бухгалтерского учёта и аудита.  
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:  
- планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;  
- положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчётности;  
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта (ст.5 закона «О бухгалтерском учёте»).  
Министерством финансов РФ предложена классификация нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту, которая включает четыре уровня.  
1 уровень. Законодательство, состоящее из Федерального закона от 21.11.96 г. №129 –ФЗ «О бухгалтерском учёте», других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Закон «О бухгалтерском учёте» устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в РФ. Закон «О бухгалтерском учёте» был принят впервые в РФ и его введение  
- повысило статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций;  
- закрепило обязательность ведения и организации бухгалтерского учёта в юридических лицах, подтвердив соответствующую норму гражданского кодекса;  
- новый статус норм даёт им право на равноправное существование с нормами другого законодательства, в т.ч. налогового.  
В законе чётко определено, что ответственность за организацию бухгалтерского учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несёт руководитель. В законе 4 главы, 19 статей.  
Глава 1. Общие положения – раскрывается понятие бухгалтерского учёта, его объекты, основные задачи, организация бухгалтерского учёта в организациях, регулирование бухгалтерского учёта в РФ, законодательство РФ о бухгалтерском учёте.  
Глава 2. Основные требования к ведению бухгалтерского учёта. Бухгалтерская документация и регистрация – установлены требования к первичным учётным документам, регистрам бухгалтерского учёта, методе оценки имущества и обязательств, задачи и порядок проведения инвентаризации.  
Глава 3. Бухгалтерская отчётность – установлены требования к составу бухгалтерской отчётности, раскрыто понятие отчётного года, установлены адреса и сроки представления бухгалтерской отчётности, организации, которые обязаны опубликовать отчётность.  
Глава 4. Заключительные положения – ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учёте.  
Содержание статей было рассмотрено при изучении вопроса об основных элементах метода бухгалтерского учёта. Закон ориентирован в большей степени на руководителей. Вопросы методологического характера в закон не включены.  
К иным федеральным законам относятся закон от 22.05.2003 г. 54 – ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт», Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и пр. Постановления Правительства РФ «О первичных учётных документах» (от 8.07.97г. №835), «О классификации ОС, включаемых в амортизационные группы» (от 1.01.2002 г. №1) и пр.  
2 уровень. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту.  
Вопросы методологического обеспечения учётного процесса в организации раскрыты в положениях (стандартах) по бухгалтерскому учёту. С 1 января 2009 года в РФ действуют 22 ПБУ, включая положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённое приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н. В названных документах установлены принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчётности. Например, ПБУ6\01 «Учёт основных средств», ПБУ 14\2007 «Учёт нематериальных активов», ПБУ 1\2008 «Учётная политика организации». Если имеют место противоречия между отдельными ПБУ, то в таких случаях при отражении объектов следует руководствоваться документами, которые вступили в действие позднее (письмо Минфина РФ от 16.05.2001 г. №16-00-07\11). Названные документы являются обязательными для исполнения всеми организациями на территории РФ.  
В соответствии с принятой в РФ концепцией реформирования бухгалтерского учёта (приказ Минфина РФ от 1.07.2004 г. №180 «Об утверждении концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности на среднесрочную перспективу») разработка ПБУ осуществляется на основании международных стандартов финансовой отчётности (МСФО). В настоящее время применение МСФО в РФ не является обязательным. Пользователи бухгалтерской отчётности могут потребовать представления бухгалтерской отчётности в формате МСФО. Так ЦБ РФ требует с 2005 года представлять отчётность кредитными организациями в формате МСФО. Указанные организации трансформируют отчётность, составленную в соответствии с российским законодательством, в формат МСФО. В МСФО определены принципы учёта, на основании которых в учётной политике разрабатываются правила учёта отдельных операций. С 2009 года российские организации при формировании учётной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учёта, если в нормативных актах они не установлены, могут разрабатывать соответствующий способ, исходя из МСФО, что закреплено в п.7 ПБУ 1\2008 «Учётная политика организации».  
3 уровень. Методические указания и (или) рекомендации Минфина РФ.  
По сравнению с ПБУ в методических указаниях вопросы бухгалтерского учёта отдельных операций изложены более детально. Приводятся числовые примеры. Так к ПБУ 6\01 «Учёт основных средств» разработаны методические указания по учёту основных средств, к ПБУ 5\01 «Учёт материально-производственных запасов» - методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, к ПБУ 4\99 «Бухгалтерская отчётность организации» приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н рекомендованы формы бухгалтерской отчётности.  
План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.  
Утверждены методические указания по проведению инвентаризации (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49), методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (приказ Минфина РФ от 21.03.2000 г. №29н).  
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учёту, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.  
Если есть противоречия между методическими указаниями и ПБУ, то применяются нормы ПБУ. Например, если при инвентаризации выявлены излишки ТМЦ, то, в соответствии с методическим рекомендациями по проведению инвентаризации, они оцениваются по цене возможной реализации, а, в соответствии С ПБУ5\01 – по рыночной цене. Действует норма ПБУ 5\01, т.е. выявленные излишки оцениваются по рыночной цене.  
4 уровень. Учётная политика организации.  
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.  
Учётная политика – совокупность принятых организацией способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.  
Принятая организацией учётная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации –приказом руководителя «Об учётной политике», являющимся важнейшим документом.


Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта