Нормативное регулирование форм бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:56, реферат

Краткое описание

Упрочение рыночных отношений в России, выход на международный рынок, увеличение числа собственников и пользователей экономической информации как внутри страны, так и за рубежом привело к повышению роли бухгалтерского учета и отчетности в управлении хозяйствующими субъектами.

Файлы: 1 файл

Курсовая по АФХД.docx

— 20.99 Кб (Скачать)

Нормативное регулирование  форм бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета

Упрочение рыночных отношений  в России, выход на международный  рынок, увеличение числа собственников  и пользователей экономической  информации как внутри страны, так  и за рубежом привело к повышению  роли бухгалтерского учета и отчетности в управлении хозяйствующими субъектами.

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета начато после принятия в 1992 г. Государственной  программы перехода Российской Федерации  на принятую в межцународной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В ходе реализации этой программы были приняты и введены в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ряд положений по отдельным участкам бухгалтерского учета и другие документы. Но процесс трансформации национальной системы учета и отчетности отставал от экономических преобразований в стране. Поэтому общественными организациями (Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России) в 1997 г. принимается Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (как известно, концепция — это система взглядов, определяющих стратегию действий при осуществлении реформ) . Концепция была ориентирована на действующую рыночную экономику и основана на опыте развитых стран.

Цель реформирования системы  бухгалтерского учета — привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и сблизить с  международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы:

  • сформировать национальную систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающую пользователей полезной информацией, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить связь реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

 

 

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ бухгалтерский учет находится  в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее  методологическое руководство бухгалтерским  учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство  предоставляет право своим отдельным  органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции  и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет. Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов:

  • законы и иные акты законодательства РФ;
  • положения по бухгалтерскому учету;
  • методические указания по ведению бухгалтерского учета;
  • рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

1.1 Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [6]. В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

К этой же группе документов относятся федеральные законы «Об  акционерных обществах», «Об обществах  с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях», «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» и др., в  которых законодательно закреплены отдельные особенности ведения бухгалтерского учета в зависимости от организационно-правовых форм юридического лица.

Среди документов первого  уровня нормативного регулирования  бухгалтерского учета следует назвать  указанные выше кодексы. Например, в Гражданском кодексе РФ закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации — наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д., в Трудовом кодексе РФ установлены законодательные основы отношений работодателей и работников в сфере труда и его оплаты, Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.

В период упрочения рыночных отношений в России происходит становление  их законодательной базы. В этих условиях помимо федеральных законов  принимаются указы Президента РФ, регулирующие отдельные аспекты  организационно-правовых форм хозяйствующих  субъектов, по которым еще не приняты  или по каким-то причинам не действуют  положения федеральных законов. Постановления Правительства РФ уточняют и детализируют отдельные  нормы федеральных законов или  указов Президента РФ.

1.2 Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. В процессе становления системы бухгалтерского учета в России многие положения были изменены, дополнены и уточнены. На момент написания учебника действуют 23 положения по бухгалтерскому учету, принятых Министерством финансов РФ:

  1. ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»
  2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
  3. ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
  4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»
  5. ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»
  6. ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»
  7. ПБУ 7/98 «События после отчётной даты»
  8. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
  9. ПБУ 9/99 «Доходы организации»
  10. ПБУ 10/99 «Расходы организации»
  11. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
  12. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
  13. ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»
  14. ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»
  15. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
  16. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
  17. ПБУ 17/02 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
  18. ПБУ 18/02 «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций»
  19. ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений»
  20. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
  21. ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»
  22. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
  23. ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»

 

Содержание и правила  применения многих положений по бухгалтерскому учету подробнее будут изложены в последующих главах учебника.

1.3 Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных и отраслевых органах управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете различных фактов хозяйственной деятельности. Среди них назовем методические указания: по бухгалтерскому учету основных средств; по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; по планированию, учету и калькулированию себестоимости в строительстве и т.д. К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Об этих документах также будет рассказано в соответствующих главах учебника.

1.4 К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним следует отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов.

Приведенный выше перечень документов, регламентирующих бухгалтерский  учет в Российской Федерации, основан  на их юридической значимости для  формирования системы бухгалтерского учета. При разрешении различных хозяйственных споров приоритет отдается документам более высокого уровня.

Заметим, что принятая хозяйствующим  субъектом учетная политика не может  быть самостоятельно изменена контролирующими  и другими органами.


Информация о работе Нормативное регулирование форм бухгалтерской (финансовой) отчетности