Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухгалтерской отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения нормативного регулирования бухгалтерского учета……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие нормативного регулирования…………………………..…..5
1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России…………………………………………………………………………….8
1.3. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"………………………………………………16
Глава 2. Основные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в России ………………………………………………………………………...….24
2.1 Закон РФ о бухгалтерском учете……………………………………...25
2.2 Положения (стандарты) бухгалтерского учета…………….…………25
Практическая часть………………………………………………………...29
Заключение…………………………………

Файлы: 1 файл

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИР БУХУЧЕТА КУРСОВАЯ.docx

— 125.37 Кб (Скачать)

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета, разработанная  Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ (Минфин России), состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

I уровень – законодательный.

К первой группе относятся законодательные документы: (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 03.11.2006), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России, которое разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями в соответствии с приказом № 31н от 24 марта 2000 г.).

Действие федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а  также на их филиалы и представительства  иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ

Основные принципы ведения  бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном  законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006) “О бухгалтерском учете”. Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Указанный Закон имеет  большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

а) повышает юридический  статус норм бухгалтерского учета для  коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность  юридических лицах вести бухгалтерский учет;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого  законодательства.

Закон "О бухгалтерском  учете" состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе "Общие  положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его  объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные  операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический  учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Изложен порядок регулирования  бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты, и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена  на руководителей организаций.

Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила составления и представления  бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению  бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской  отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

К первому уровню системы  также следует отнести Гражданский  кодекс РФ, Федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства" от 29 декабря  1995 г. N 222-ФЗ, "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, Постановление Правительства РФ "О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и др.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий  порядок учета и оценки определенного  объекта или их совокупности. Учетные  стандарты (в отечественном бухгалтерском  учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете  и отчетности. И другие федеральные законы, указы Президента России и постановление Правительства России, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета.

II уровень – нормативный.

Ко второй группе относятся  нормативные документы, устанавливающие  по отдельным разделам базовые правила  ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые  Министерством финансов РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 19 августа  1994 г. №984 ”Об утверждении Положения о Министерстве финансов России” — нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности разрабатывает и утверждает Министерство финансов России.

Основные правила ведения  бухгалтерского учета, а также составления  и представления бухгалтерской  отчетности изложены в Положении  о ведении бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н относится к документам второго уровня. В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н и оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

На основе Закона «О бухгалтерском  учете» и Положения о ведении  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  Министерство финансов РФ разрабатывает  положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого  содержания основных принципов и  понятий учета и бухгалтерского сопровождения, достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), так же как и документы первого  уровня, носят строго обязательный характер. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете  по каждому объекту учета.

В настоящее время в  России разработано, утверждено и введено в учетную практику 22 положения по бухгалтерскому учету. Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования  План счетов занимает промежуточное  место между нормативными документами  второго и третьего уровней, т.е. не имеющим нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

III уровень – методичный.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета, не должны противоречить  нормативным актам и методическим указаниям Министерства Финансов РФ.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Ниже приведен перечень основных нормативных документов третьего уровня:

- Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (утв.  Приказом Министерства финансов  РФ от 13 июня 1995 г. N 49);

- Методические указания  по бухгалтерскому учету основных  средств (утв. Приказом Министерства  финансов РФ от 20 июля 1998 г. N 33н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. N 32н));

- Методические указания  по бухгалтерскому учету материально  - производственных запасов (утв.  Приказом Министерства финансов  РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н);

- Типовые рекомендации  по организации бухгалтерского  учета для субъектов малого  предпринимательства (утв. Приказом  Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н);

Альбом новых унифицированных  форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а);

- Методические рекомендации  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации  (утв. Приказом Министерства финансов  РФ от 28 июня 2000 г. N 60н);

- "О безналичных расчетах  в Российской Федерации" (Положение  Центрального банка РФ от 12 апреля  2001 г. N 2-П).

Рабочие документы, формирующие учетную  политику предприятия, а также положения  и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего  регламентирования хозяйственной  деятельности организации, составляют четвертую группу.

IV уровень.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:

    • выбранные организацией способы ведения бухучета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;
    • способы ведения бух учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
    • особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т. п.).

Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и  взаимодействия между собой, а также  порядок подготовки и утверждения  руководство организации определяет самостоятельно.

 

1.3. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"

ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. N 160н. Положение включает четыре раздела:

I. Общие  положения; 

II. Формирование  учетной политики;

III. Изменение учетной политики

IV. Раскрытие учетной политики;

В разделе I "Общие  положения" дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения  бухгалтерского учета (первичное  наблюдение, стоимостное  измерение, текущая  группировка и  итоговое обобщение  фактов хозяйственной  деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся  способы группировки  и оценки фактов хозяйственной  деятельности, погашения  стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы  применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров  бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие  способы и приемы.

Данное  положение распространяется в части:

формирования  учетной политики - на все организации независимо от организационно-правовых форм;

раскрытия учетной политики - на организации, публикующие  свою бухгалтерскую  отчетность полностью  или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным  документам либо по собственной инициативе.

Филиалы и представительства  иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать  учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Раздел II "Формирование учетной  политики". Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/2008 допущений и требований.

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество  и обязательства  организации существуют обособленно от имущества  и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации