Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухгалтерской отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения нормативного регулирования бухгалтерского учета……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие нормативного регулирования…………………………..…..5
1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России…………………………………………………………………………….8
1.3. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"………………………………………………16
Глава 2. Основные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в России ………………………………………………………………………...….24
2.1 Закон РФ о бухгалтерском учете……………………………………...25
2.2 Положения (стандарты) бухгалтерского учета…………….…………25
Практическая часть………………………………………………………...29
Заключение…………………………………
Система нормативного регулирования
бухгалтерского учета, разработанная
Департаментом методологии
I уровень – законодательный.
К первой группе относятся законодательные документы: (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 03.11.2006), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России, которое разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями в соответствии с приказом № 31н от 24 марта 2000 г.).
Действие федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на их филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ
Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006) “О бухгалтерском учете”. Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе "Общие
положения" дано определение сущности
бухгалтерского учета, названы его
объекты (имущество организации, ее
обязательства и хозяйственные
операции), указаны задачи бухгалтерского
учета, приведены основные понятия,
используемые в бухгалтерском учете
(синтетический и
Изложен порядок регулирования
бухгалтерского учета, в соответствии
с которым общее
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе "Основные
правила составления и
К первому уровню системы
также следует отнести
Учетный стандарт можно определить
как свод основных правил, устанавливающий
порядок учета и оценки определенного
объекта или их совокупности. Учетные
стандарты (в отечественном
II уровень – нормативный.
Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства России от 19 августа 1994 г. №984 ”Об утверждении Положения о Министерстве финансов России” — нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности разрабатывает и утверждает Министерство финансов России.
Основные правила ведения бухгалтерского учета, а также составления и представления бухгалтерской отчетности изложены в Положении о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н относится к документам второго уровня. В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н и оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
На основе Закона «О бухгалтерском учете» и Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Министерство финансов РФ разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.
Основная цель стандартов
заключается в выработке
В настоящее время в России разработано, утверждено и введено в учетную практику 22 положения по бухгалтерскому учету. Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющим нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
III уровень – методичный.
К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.
Нормативные акты и методические
указания по бухгалтерскому учету, издаваемые
органами, которым федеральными законами
предоставлено право
Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Ниже приведен перечень основных нормативных документов третьего уровня:
- Методические указания
по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств (утв.
Приказом Министерства
- Методические указания
по бухгалтерскому учету
- Методические указания
по бухгалтерскому учету
- Типовые рекомендации
по организации бухгалтерского
учета для субъектов малого
предпринимательства (утв.
Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а);
- Методические рекомендации
о порядке формирования
- "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (Положение Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. N 2-П).
Рабочие документы, формирующие учетную
политику предприятия, а также положения
и инструкции, носящие обязательный
характер для системы внутреннего
регламентирования
IV уровень.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:
Названия документов, их содержание
и статус, принципы построения и
взаимодействия между собой, а также
порядок подготовки и утверждения
руководство организации
1.3. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"
ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. N 160н. Положение включает четыре раздела:
I. Общие положения;
II. Формирование учетной политики;
III. Изменение учетной политики
IV. Раскрытие учетной политики;
В разделе I "Общие положения" дано определение учетной политики и указана сфера его применения.
Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Данное положение распространяется в части:
формирования учетной политики - на все организации независимо от организационно-правовых форм;
раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
Раздел II "Формирование учетной политики". Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/2008 допущений и требований.
Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.