Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:49, реферат
Цели создания негосударственных пенсионных фондов:
- повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
- повышение эффективности пенсионной системы.
Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
2 КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ НПФ 15
3 ВЗНОСЫ И НАКОПЛЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ 17
4 ВЫПЛАТЫ 19
4.1 Основания выплат. 19
4.2 Схемы пенсионных выплат. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 24
Дополнительная
1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;
2) иметь как установленные
3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;
4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.
Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по
- деятельность в качестве
- деятельность в качестве
Отличие НПФ от профессиональной пенсионной системы (ППС):
1. Профессиональные пенсионные системы строятся на профессиональной основе в отличие от НПФ, которые строятся либо на профессиональной основе, либо нет.
2. ППС строится для технологий, рабочих мест отличающихся от нормальных условий труда (тяжелый, опасный, вредный). ППС – для всех льготников.
Важное отличие НПФ от других финансовых институтов состоит в том, что доход, полученный от инвестиций, направляется по строго установленным правилам на пенсионные счета, т.е. на пенсионное обеспечение участников фонда, получающих пенсию. Тогда, как в банках и частных страховых компаниях механизм распределения прибыли скрыт от клиентов под предлогом коммерческой тайны.
По статусу некоммерческой организации на свои нужд фонд может потратить не более 15% заработанного при размещении пенсионных резервов инвестиционного дохода. Все остальные доходы он добавляет как приращение к пенсионным накоплениям вкладчиков участников.
На пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющих и депозитария.
Пенсионные резервы фонда состоят из резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва и формируются за счет:
- пенсионных взносов;
- дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
- целевых поступлений.
Деятельность НПФ направлена на реализацию экономических интересов субъектов пенсионных отношений:
- застрахованные (работники) приобретут существенную прибавку к пенсии за счет ее накопительной части;
- страхователи (работодатели) получат крупный источник средств для долгосрочных инвестиций;
- для государственной
власти и общества
НПФ выполняет следующие функции:
• разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
• заключает пенсионные договоры;
• аккумулирует пенсионные взносы;
• ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;
• заключает договоры с управляющим фонда;
• формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;
• ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;
• производит выплаты негосударственных пенсий;
• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
• предоставляет информацию о своей деятельности.
Вкладчики НПФ имеют право:
1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;
3) требовать от фонда
перевода выкупных сумм в
Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.
НПФ обязан:
1) осуществлять учет
своих обязательств перед
2) выплачивать участникам
негосударственные пенсии в
3) переводить по поручению
вкладчика или участника
4) не принимать в
одностороннем порядке решения,
НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.
В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля.
2 КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ НПФ
Контролирующими органами НПФ являются:
- Инспекция НПФ.
- Налоговая инспекция
- Прокуратура
По сравнению с другими финансовыми структурами НПФ практически не привлекаются к ответственности и постоянно выигрывают арбитражные разбирательства с налоговой инспекцией. Фондам невозможно работать вне закона: единовременные выплаты запрещены – значит деньги обналичены быть не могут. Вкладчик-работодатель постоянно отслеживает баланс взносов-накоплений-выплат.
Обеспечение гарантий сохранности и устойчивого прироста пенсионных накоплений в любой стране является необходимым условием для существования и дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов. Это прежде всего, жесткий контроль со стороны государства за выполнением фондами установленных «правил игр».
Инспекция НПФ с 1995 года лицензирует деятельность НПФ, регистрирует их правила, а также осуществляет общий государственный надзор за деятельностью всех негосударственных пенсионных фондов. В первую очередь это касается соблюдения фондами и их управляющими компаниями лицензионных требований и установленных экономических нормативов.
Все фонды в обязательном порядке предоставляют годовую, квартальную и месячную отчетность о своей деятельности в инспекцию НПФ, достоверность которой регулярно проверяется ее сотрудниками с выездом на место.
Каждый негосударственный пенсионный фонд обязан формировать внутренний страховой резерв покрытия пенсионных обязательств в случае недостатка последних.
В соответствии с действующим законодательством в каждом негосударственном пенсионном фонде осуществляется обязательный внешний аудит. Аудиторское заключение направляется в инспекцию НПФ.
Каждый фонд обязан ежегодно проходить независимое актуарное оценивание, а также представлять в Инспекцию НПФ актуарный баланс, подтверждающий соответствие пенсионных резервов обязательствам по выплате пенсий.
Годовой отчет и бухгалтерский баланс НПФ в обязательном порядке публикуются в открытой печати. Итоги работы каждого фонда за год проверяет Ревизионная комиссия, рассматривает и утверждает Совет Фонда, члены которых не являются работниками НПФ. Эти итоги вносятся на обсуждение попечительского Совета фонда, состоящего из представителей Вкладчиков и Участников.
Каждый Участник вправе ознакомиться с результатами работы Фонда, а также получить информацию о собственных пенсионных накоплениях.
Важной гарантией надежности НПФ является объем его собственных средств, в том числе размер совокупного вклада учредителей. Эти средства, также как и страховой резерв, будут направлены на покрытие пенсионных обязательств фонда в случае дефицита сформированных пенсионных резервов.
С октября 2000 г. ежедневный контроль инвестиционной деятельности НПФ осуществляет специализированный депозитарий. Каждый НПФ обязан заключить со спецдепозитарием договор на обслуживание.
3 Взносы и Накопления пенсионных резервов
Взносы подразделяются на:
Взносы могут быть единовременными и в рассрочку на заданный период или до наступления пенсионных оснований.
Управлять пенсионными резервами можно по-разному. Пенсионный фонд дает возможность выбрать наиболее удобный способ:
1. С фактическим процентом инвестиционного дохода. Это основная схема, она применяется в большинстве пенсионных договоров. При этом фактический доход не ограничивается: сколько заработает фонд и управляющая компания на инвестициях – столько и получат участники фонда на свои счета.
Размер фактической процентной ставки начислений инвестиционного дохода, регулярно утверждается Советом НПФ, ничем не ограничивается и может существенно превышать техническую ставку.
2. С управляемой ставкой инвестиционного дохода. Эта схема применяется, когда предприятие (вкладчик) не желает, чтобы его портфель пенсионных накоплений был передан в доверительное управление (траст) управляющим компаниям, а решает управлять им самостоятельно. Подобный подход вполне правомочен.
Среди различных классификаций трастов в связи с тематикой данного подхода можно выделить одну – это деление трастов на активные и пассивные. Отличие между ними заключается в том, что собственностью, переданной в активный траст, управляющая компания может распоряжаться по своему усмотрению: продать, обменять и т.п. Собственность же, переданная в пассивный траст, не может быть продана без согласия учредителя траста (НПФ или, опосредованно, вкладчиком через НПФ). В этом случае между НПФ и вкладчиком заключается дополнительное соглашение к Договору о негосударственном пенсионном обеспечении, в котором оговариваются условия и сроки размещения пенсионных накоплений вкладчика.
3. С доходом, формируемым представителем. Если ни один из вышеуказанных способов приращения пенсионных накоплений вкладчика не устраивает, то НПФ может открыть на предприятии вкладчика представительство (филиал) в виде обособленного структурного подразделения НПФ и принять в свой штат нескольких сотрудников предприятия. В этом случае между НПФ и предприятием заключается договор об обеспечении совместной деятельности представительства, а уполномоченным сотрудникам будут выданы доверенности по: управлению расчетным счетом представительства, принятию взносов и выплате пенсий и размещению пенсионных накоплений, собранных представительством.
4. С гарантированным доходом и заданным размещением. Для этого пенсионного договора вкладчиком определяется гарантированная доходность размещения пенсионных резервов, участник задает (вбирает) инструмент размещения. Например, в договоре фиксируется гарантированная ставка доходности – 20% годовых: и предписывается размещение пенсионных резервов: в Паевой инвестиционный фонд №1 – 60% и в Паевой инвестиционный фонд № 2 – 40%.
4 ВЫПЛАТЫ
4.1 Основания выплат.
Выплаты пенсионных накоплений производятся в форме выплаты пенсий или возврата накоплений.
- Персональные дополнительные пенсии. По специальному решению руководства (пенсионной комиссией предприятия и/или профсоюзной организацией) предприятия-вкладчика любому сотруднику предприятия может быть назначена персональная дополнительная пенсия. Персональная пенсия не может превышать 40% среднего должностного оклада работника за последний календарный год его работы на предприятии или 70%, если пятилетний накопительный период прошел. Персональные пенсии, так же как и базовые, начинают выплачиваться с момента наступления пенсионных оснований, закрепленных законодательством РФ. В отличии от базовых, что если размер базовых пенсий рассчитывается только на основании положений договора о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении и не подлежит корректировке, то размер персональных пенсий находится в исключительной компетенции самого предприятия-вкладчика.
Страховая пенсия назначается по специальному заявлению, подписанному первым лицом предприятия-вкладчика с приложением копий всех необходимых документов, являющихся основанием для выплаты подобной пенсии. Страховые пенсии отличаются от всех вышеперечисленных тем, что они выплачиваются не участнику, а его наследникам, причем размер выплат не зависит от первоначальных накоплений самого участника (эти накопления сами по себе наследуются по закону), а устанавливаются предприятием-вкладчиком.
При создании пенсионной программы предприятия фонд гарантирует систему мер по материальному обеспечению участников и членов семей, осуществляемых в виде единовременных социальных выплат своим участникам:
В пенсионной программе и коллективном договоре должны быть отражены основания для выплат таких социальных пособий.
4.2 Схемы пенсионных выплат.
Могут быть следующие виды пенсий:
1. Пожизненные пенсии. В этом случае НПФ принимает на себя обязательство (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно) выплачивать участнику (работнику) после наступления пенсионных оснований в течение его жизни оговоренную сумму с ежегодной индексацией к официально публикуемому уровню инфляции. При этом наследование пенсионных накоплений не предусмотрено.
2. Срочные пенсии – пенсии, выплачиваемые в течение определенного количества лет (срока), в отличие от пожизненных, выплачиваемых до конца жизни.
Существует 2 разновидности срочных пенсий:
- Пенсии на установленный период. Участник сам должен определить, сколько лет он желает получать дополнительную пенсию. В случае смерти участника, остаток средств передается наследникам. Сумма выплат пересчитывается каждый год с учетом инфляции.
- Пенсии до исчерпания. Этот вид пенсионных выплат отличается от предыдущей схемы тем, что участник определяет размер пенсии, а не срок ее выплаты. Фонд рассчитывает сам период выплат и размеры ежегодной индексации.
3. Отсроченные пенсии. В соответствии с этой схемой участник добровольно отказывается от получения дополнительной пенсии на некоторый срок после наступления пенсионного основания. Она предназначена для сохранения накоплений в НПФ на то время, когда, получив право на пенсию, участник продолжает работать.
4. Единовременные выплаты (выкупной суммы). Выплата в виде пенсии единовременным платежом всей суммы пенсионных накоплений в настоящее время не разрешается по законодательству. Однако если участник не достиг пенсионных оснований, то он может получить единовременно все свои накопления путем досрочного расторжения пенсионного договора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), система негосударственного пенсионного обеспечения стали неотъемлемой частью социального обеспечения Российской Федерации.
Пенсионная система России постепенно модернизируется. Внедрена и совершенствуется новая модель государственного пенсионного обеспечения и страхования, развивается рынок дополнительных добровольных пенсионных услуг.
Правовой новацией закона № 75-ФЗ является расширение сферы функционирования НПФ; кроме дополнительного (негосударственное добровольное) пенсионного обеспечения, предусмотрено и обязательное пенсионное страхование (накопительной его части) и профессиональное пенсионное страхование. Это требует повышения надежности фондов, прозрачности их финансов, совершенствования инвестиционной политики, создания качественно новых, более регламентированных систем учета индивидуальных пенсионных накоплений и выплат.
Высокая социальная значимость надежного функционирования и регулирования деятельности НПФ вызывает необходимость государственного участия в управлении и контроле за данной сферой в лице уполномоченного федерального органа, утверждаемого Правительством РФ.
В настоящее время нельзя говорить, что пенсионная реформа в целом, построение системы негосударственных пенсионных фондов в частности, закончены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Закон РФ № 1077 от 16.09.92г. «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями от 07.05.98г., 10.01.03г.)
2. Журнал «Пенсионные фонды и инвестиции», 2003г. №1,2
3. Михайлов А.В., Мудраков В.И. Все, что вы хотите знать о негосударственных пенсионных фондах. М.: Перекресток, 2001.
4. Пенсионная реформа (сборник статей) под ред. М.Ю.Зурабова, М.: Просвещение, 2002.
5. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 мая 1998г. - №21. - Ст.2239.
6. Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1 октября 1992г. - №39. - Ст.2184.
7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” (ст. 32)
8. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 января 2003г. - № 2. - Ст.166.
9. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)
Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды в пенсионном обеспечении РФ