- Налоговое
регулирование экономики.
- Порядок исчисления.
Сроки уплаты акциза.
- Сбор за государственную
регистрацию индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц.
1.Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в обществе с
момента возникновения государства и
играют одну из важнейших ролей в государственном
регулировании экономики. Развитие и изменение
форм государственного устройства всегда
сопровождается преобразованием налоговой
системы. В современном цивилизованном
обществе налоги - основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
Налоги возникли вместе с товарным
производством, разделением общества
на классы и появлением государства,
как «взносы граждан, необходимые
для содержания… публичной власти…
«. «В налогах воплощено экономически
выраженное существование государства»,
- подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления
и развития капиталистических отношений
значение налогов стало усиливаться. Изъятие
государством в пользу общества определенной
части валового внутреннего продукта
в виде обязательного взноса и составляет
сущность налога. Взносы осуществляют
основные участники производства валового
внутреннего продукта:
-работники, своим трудом создающие
материальные и нематериальные
блага и получающие определенный
доход;
-хозяйствующие субъекты, владельцы капитала,
действующие в сфере предпринимательства.
Функция
налога - это проявление его сущности
в действии, способ выражения его
свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется общественное
назначение данной экономической категории
как инструмента стоимостного распределения
и перераспределения доходов. Отсюда возникает
главная распределительная функция налогов,
выражающая их сущность как особого централизованного
(фискального) инструмента распределительных
отношений.
Посредством фискальной функции реализуется
главное общественное назначение налогов
- формирование финансовых ресурсов государства,
аккумулируемых в бюджетной системе и
внебюджетных фондах и необходимых для
осуществления собственных функций государства.
Формирование доходов государственного
бюджета на основе стабильного и централизованного
взимания налогов превращает само государство
в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов как
экономической категории состоит
в том, что появляется возможность
количественного отражения налоговых
поступлений и их сопоставления с потребностями
государства в финансовых ресурсах. Благодаря
контрольной функции
оценивается
эффективность налогового механизма,
обеспечивается контроль за движением
финансовых ресурсов, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему
и бюджетную политику. Контрольная функция
налогово-финансовых отношений проявляется
в условиях действия распределительной
функции. Таким образом, обе функции в
органическом единстве определяют эффективность
налогово-финансовых отношений и бюджетной
политики.
Регулирующая функция налогов
состоит в том, что государство,
изменяя условия налогообложения,
вводя одни налоги и отменяя
другие, применяя систему налоговых ставок,
льгот, штрафов, способствует решению
важнейших социально-экономических проблем.
Перераспределительная функция
налогов проявляется в том,
что с помощью налоговой системы
государство перераспределяет национальный
доход (аккумулированный в госбюджете)
в пользу тех или иных групп населения.
Это достигается установлением прогрессивных
ставок налогообложения, различных льгот
и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся
в социальной защите. Государственное
регулирование экономики опирается на
соответствующие рычаги управления. Одним
из таких рычагов выступают налоги. Это
объясняется тем, что вмешательство в
экономическую жизнь предполагает не
только издания государственных нормативных
актов, определяющих правила ведения предпринимательской
деятельности, но и непосредственное изъятие
у хозяйствующих субъектов части имеющихся
у них имущества и средств, с целью возврата
его в хозяйство, правда, со смещением
отраслей и социальных групп населения.
Таким образом, налоги играют важную роль
в процессе перераспределения валового
внутреннего продукта и национального
дохода. В ходе распределения и перераспределения
ВВП реализуется фискальная и регулирующая
функции налогов. Государство формирует
доходы и целенаправленно воздействует
на экономику. П. Самуэльсон справедливо
указывает: «…решая вопрос о том, как облагать
себя налогом, люди в действительности
определяют, каким образом необходимые
для общественных нужд ресурсы будут изыматься
из владения различных семей и принадлежащих
им предприятий, и направляться на цели
производства государственных товаров
и услуг». Если бы речь не шла о разных
способах построения системы налогообложения,
то фактор государственного участия в
экономической жизни общества можно было
бы свести только к одной из названных
причин. Однако именно применительно к
налогам забота государства об обеспечении
себя и своей деятельности необходимыми
ресурсами, с одной стороны, и забота об
активном влиянии на экономику, с другой
стороны, выглядят как весьма разные вещи.
В этом смысле мы отчетливо наблюдаем
в налогах два не только различных, но
и противоположных начала, которые лежат
в основе функции налогов.
Руководствуясь причиной обеспечения
ресурсами, государство стремиться
мобилизовать через инструмент
налогов максимально возможные объемы
финансовых средств.
Другое начало налогов сообразуется
с регулирующим воздействием
государства на экономику. В
данном случае налог по направленности
своего воздействия становится
сродни государственному финансированию:
он направляет ход предпринимательской
деятельности в то русло, которое представляется
наиболее целесообразным с точки зрения
интересов общества в целом. Соответственно
налоговый механизм в этом случае строится
на совершенно иных принципах по сравнению
с теми, когда требуется обеспечить гарантированное
поступление государственных доходов.
Здесь акцент смещается в сторону стимулирования
плательщика к определенным действиям,
и государство ради достижения нужного
ему воздействующего эффекта готово пойти
на временную потерю части налоговых средств,
что особенно ярко проявляется в предоставлении
всевозможных льгот по налогам.
Из всего сказанного можно
сделать следующий вывод: налоги
обеспечивают регулирование государством
хода экономических процессов
путем предоставления государству необходимых
для выполнения регулирующей функции
средств, а также благодаря специальному
налоговому механизму, обеспечивающему
направление развития производства в
нужное обществу русло.
Возможность использования налогов в
качестве инструмента государственного
финансового регулирования вытекает из
самой природы налогов, их внутренней
сущности и функций. Налоги, являясь экономической
категорией, представляют собой совокупность
специфических производственных отношений
по поводу перераспределения национального
дохода в пользу государства и выполняют,
прежде всего, фискальную функцию. Мобилизация
части национального дохода вызывает
постоянное соприкосновение государства
и участников процесса производства, что
обеспечивает ему реальные возможности
влияния на экономику страны в нужном
направлении. В связи с этим можно утверждать,
что налоги выполняют и регулирующую функцию,
в процессе которой осуществляются стимулирование,
ограничение, санкционирование.
Таким образом, налоговое регулирование
- это воздействие, осуществляемое путем
изъятия у хозяйствующих субъектов или
индивидуальных потребителей части находящейся
в их руках стоимости, то есть путем уменьшения
возможностей их производственного и
непроизводственного потребления.
Каким образом может осуществляться
регулирование? Ведь обычно для
развития каких-либо процессов
требуются дополнительные финансовые
ресурсы, а при налоговых изъятиях
они уменьшаются. Налоги осуществляют
воздействие особыми, присущими
только им способами. Повышая налоговые
ставки, сужая льготы, государство может
ограничивать те или иные виды деятельности,
уменьшать возможность развития ненужных,
неприоритетных производств. Стимулирование
осуществляется, например, при способе,
который можно условно назвать «отрицательным
или обратным финансированием». Суть его
заключается в том, что дополнительные
финансовые ресурсы налогоплательщик
не извне, а из собственных доходов и средств.
При этом он вынужден выполнять
те условия, которые заложены
в налоговой системе и налоговом механизме
для того, чтобы его собственные ресурсы,
формально объявленные принадлежащими
государству, остались в его распоряжении.
Говоря об экономической природе
налогового воздействия и противопоставляя
его воздействию административному,
необходимо все-таки понимать, что в использовании
налогов заложено весьма существенное
административное начало. Прежде всего,
существование того или иного налога уже
само по себе есть правовой акт, выражающий
волю государственной власти. Соответственно
правовым порядком устанавливаются все
элементы налога: объект, субъект, ставки,
порядок и способы взимания, льготы и т.д.
Поэтому, анализируя действующую систему
налогов и применяемый механизм налогообложения,
можно всегда обнаружить, какую задачу
ставит перед собой законодатель в области
налоговой политики. С другой стороны,
непреложным фактом является и то, что,
конструируя налоговую систему, необходимо
вначале определить, какие задачи призвана
решить данная система, на какие цели она
должна быть направлена в первую очередь.
Рассматривая экономическую природу
и внутреннее содержание процесса
налогового регулирования, мы
рассматривали налог в качестве
целостного объекта. В этом
смысле общее понятие «налог»
представляет собой не более чем научную
абстракцию. На практике государственное
регулирование экономики, и, прежде всего
регулирование деятельности хозяйствующих
субъектов, осуществляется через налоговую
систему посредством совершенно конкретных
инструментов.
Налоговая система представляет собой
совокупность налогов, вводимых государством,
методов их исчисления и уплаты, а также
способов распределения налогов между
различными уровнями управления.
Налоговая система выступает
реальным инструментом государственного
регулирования. Воздействие налогов на
экономику происходит не прямо, а опосредованно.
Как инструменты перераспределения валового
внутреннего продукта и национального
дохода они оказывают влияние с некоторым
опозданием от действующих тенденций,
пропорций и темпов экономического роста.
Принцип обратной связи налогов может
иметь свою эффективность только при условии
своевременного принятия соответствующих
мер налогового регулирования. Тем не
менее, налоги являются важнейшим средством
антициклического развития экономики,
активно влияют на структуру общественного
воспроизводства, могут использоваться
для выравнивания регионального уровня
развития страны, стимулирование ускоренного
подъема экономически отсталых регионов
и поддержки социальной сферы.
Большое влияние на развитие экономики
оказывает структура налогов, а также
задачи, которые решает государство в
конкретный исторический период при проведении
налоговой политики.
Налоги играют решающую роль в процессе
перераспределения внутреннего валового
продукта и национального дохода страны.
В ходе распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта и национального
дохода реализуются фискальная и регулирующая
функции налогов. Государство формирует
свои доходы и целенаправленно воздействует
на экономику.
Таким образом, развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений
и дотаций, государственных закупок и
осуществления народнохозяйственных
программ и т.п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают
налоги.
Налоги воздействуют на капитал на всех
стадиях его кругооборота. Если при выполнении
своей фискальной функции они оказывают
влияние лишь при смене капитала из его
товарной в денежную форму и наоборот,
то система налогового регулирования,
ко всему прочему, воздействует и на стадии
производства, и на стадии потребления.
Это позволяет государству контролировать
массовый спрос и предложение не только
товаров, но и капиталов, так как доход
является основой спроса населения и конечным
результатом функционирования капитала
в фазе производства.
Наиболее распространены следующие методы
налогового регулирования: