Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
Тема международных стандартов в настоящее время актуальна для всех стран мира и, особенно для России, где стандарты аудиторской деятельности до сих пор находятся в процессе разработки и вызывают немало споров, как в профессиональной среде, так и на ypовне государственных органов.
Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым рядом объективных причин. Во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие и значение стандартов аудита………………………………….5
2. Международные стандарты аудита………………………………………7
2.1 Понятие, задачи и роль международных стандартов аудита………….7
2.2 Классификация международных стандартов аудита………………….12
2.3 Связь международных стандартов аудита с национальными стандартами аудита………………13
Заключение…………………………………………………………………..21
Список используемой литературы…………………………………………22
Приложение………………………………………………………………….17
МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.
МФБ обеспечивает широкий доступ к своим руководствам, предоставляя возможность всем желающим бесплатно скачать все публикации с сайта МФБ (http://www.ifac.org) и поощряя своих действительных и ассоциированных членов, региональные бухгалтерские органы, разработчиков стандартов, регулирующие органы и прочие лица делать ссылки со своих сайтов или печатных материалов на публикации, представленные на сайте МФБ.
Все стандарты, директивы, проекты положений и другие документы Международной Федерации Бухгалтеров защищены авторским правом Международной Федерации Бухгалтеров.
Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (на 20.02.2011) представлен в Приложении 1.
Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.
Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям.
После изучения и обобщения полученной информации КМСАВУ готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.
Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:
1. КМСАВУ выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;
2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;
3. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМСАВУ;
4. КМСАВУ одобряет проект 3/4 голосов от общего состава, но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;
5. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМСАВУ;
6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМСАВУ;
7. КМСАВУ 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью членами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;
8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования.
Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.
2.2 Классификация международных стандартов аудита
В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).
Дадим их общую характеристику.
1 группа – «Введение» – включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.
2 группа – «Обязанности» – включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.
3 группа – «Планирование» – посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.
4 группа – «Внутренний контроль» – включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.
5 группа – «Аудиторские доказательства» – состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.
6 группа – «Использование работы третьих лиц» – включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.
7 группа – «Аудиторские выводы и заключения» – включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки – составлению аудиторского заключения.
8 группа – «Специальные области аудита» – включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.
9 группа – «Сопутствующие услуги» – включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.
Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 – особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений – помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.
2.3 Связь международных стандартов аудита с национальными стандартами аудита
Международная федерация бухгалтеров признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира. Она стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита которые могут быть приняты на международном уровне.
Если национальные стандарты соответствуют МСА, то проверки и услуги, оказанные с их соблюдением, приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА.
Если национальные стандарты противоречат МСА, то организации – члены МФБ – должны приложить усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.
МСА используются по-разному:
– в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Нигерия и др.);
– как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Голландия, Австрия и др.);
– принимаются к сведению и руководству в странах, где имеются национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (США и др.);
– как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.
В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты).
Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в табл. 1.
Таблица 1
Основы построения общепринятых аудиторских стандартов
Подгруппы общепринятых МСА | Концепция стандартов | Постулаты стандартов |
Общие стандарты | 1. Этика поведения 2. Независимость 3. Профессионализм | 1. Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиентов 2. Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор 3. Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицами |
Рабочие стандарты | 1. Доказательность 2. Планирование | 1. Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и оценки информации 2. Внутренний контроль и его эффективность 3. Ценность предыдущей информации |
Стандарты отчетности | Точность представления | Связь учета и аудита в процессе передачи информации |
Российские стандарты аудиторской деятельности создавались на основе МСА. В 2002 г. в России впервые опубликован официальный перевод международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения — от 1000 до 1100.
На основе международных стандартов в Российской Федерации разработаны Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регламентирующие аудиторскую деятельность на её территории.
Закон об аудиторской деятельности, вступивший в действие с 1 января 2009 г. (ред. от 28.12.2010), предусматривает следующую классификацию стандартов аудита:
1) федеральные стандарты аудиторской деятельности;
2) стандарты СОА.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СОА и их работников.
Стандарты СОА:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СОА.
В настоящее время в России 16 федеральных стандартов.
Перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности представлен в Приложении 2.
Таким образом, только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированными пользователями различных стран мирового сообщества.
Назначение международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:
-они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;