Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:57, реферат
Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. основными инструментами и методами являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
депозитные операции;
1. Основные методы регулирования денежного кредитного обращения..3
2. Цели, задачи и методы банковского регулирования и надзора ЦБ......12
3. Литература..................................................................................................15
Помимо
основных методов регулирования существуют
второстепенные методы.
Предписываемая
законом маржа — минимальный
процент первоначального взноса
за ценные бумаги за счет собственных
средств инвестора. Покупка ценных
бумаг в кредит опасна, так как
в нее вовлекаются банки. Поэтому
во всех странах сделки с ценными бумагами
в кредит строго регулируются. В России
минимальная маржа установлена Инструкцией
Министерства финансов РФ «О правилах
совершения и регистрации сделок с ценными
бумагами» от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет
50% общей стоимости приобретенных ценных
бумаг.
Потребительский
кредит — продажа товаров в
кредит. Если она ограничивается, то
уменьшается количество денег в
обращении. Если продажа растет, то
увеличивается масса денег в
обращении.
Вследствие
низких доходов населения развитие
потребительского кредита в России возможно
только при определенном подъеме уровня
доходов. В настоящее время развитие такого
кредита является перспективным направлением
в деятельности банков, которые ищут новые
сферы приложения капитала. Использование
этого метода ограничивается отсутствием
инфраструктуры, законодательной базы,
высоким уровнем кредитного риска. Несмотря
на это, потребительский кредит является
стимулом экономического роста, активизации
совокупного спроса.
Увещевание.
Это когда Банк России дает рекомендации
юридическим и физическим лицам, банкам.
Когда
и какие из вышеназванных мер
используются? Если необходимо увеличить
количество денег в обращении, то
Банк России скупает ценные бумаги,
снижает нормы обязательных резервов,
уменьшает ставку рефинансирования и
т. д. Такая политика получила название
политики дешевых денег. В условиях же
инфляции, когда необходимо уменьшить
количество денег в обращении, Банк России
продает ценные бумаги, увеличивает нормы
обязательных резервов, повышает ставку
рефинансирования и т. д. Такая политика
называется политикой дорогих денег. По
существу, это антициклическое регулирование.
Приток денежных средств нерезидентов имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества притока средств нерезидентов:
снижение процентных ставок;
обеспечение потребности бюджета в заемных средствах;
увеличение ликвидности банковской системы;
стабилизация валютного курса рубля;
рост
валютных резервов Банка России.
Недостатки притока средств нерезидентов:
неустойчивое равновесие;
дестабилизация валютного курса;
возможность финансового кризиса;
возможность бегства иностранных капиталов с российского рынка;
приток
денег идет не в производство, а
оседает на руках у населения.
Государственное регулирование
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистических стран.
Основными
направлениями государственного регулирования
являются: политика центрального банка
в отношении кредитно-
В
промышленно развитых странах политика
центрального банка распространяется
главным образом на коммерческие и сберегательные
банки и осуществляется в следующих формах:
1) учетная политика; 2) регулирование нормы
обязательных резервов; 3) операции на
открытом рынке; 4) прямое воздействие
на кредит.
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка, так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%.
Политика
регулирования нормы резервов распространяется
главным образом на все виды банков
(а в ряде стран и на некоторые
специальные кредитно-
Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
Формой
регулирования является также прямое
государственное воздействие
Один
из методов регулирования - налоговая
политика. Она заключается в изменении
налоговых ставок на прибыль, получаемую
различными кредитно-финансовыми
В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате - создание смешанных институтов.
Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Турции, Скандинавских странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х гг. был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.
Большое
влияние на регулирование кредитной
системы оказывают
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банками, Комиссия биржевых операций.
Наряду
с исполнительными органами активное
участие в регулировании
Особое
место в государственном
Таким
образом, система государственного
регулирования кредитной
Информация о работе Методы регулирования денежно кредитного обращения