Лекции по "Бухгалтерскому учету

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 18:11, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА № 1 СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Учет: понятие , необходимость, стадии
2. Виды хозяйственного учета
3. Виды измерителей
4. Бухгалтерский учет: понятие, особенности, задачи
5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИи.doc

— 878.50 Кб (Скачать)

В текущем бухгалтерском учете оценка объектов по фактической себестоимости практически невозможна, так как полную информацию о кругообороте имущества организации можно получить только по истечении отчетного периода. В то же время текущий учет необходимо вести повседневно. Это обстоятельство вызывает необходимость разработки различных условных способов оценки, обеспечивающих ведение текущего учета.

Так, например, основные средства учитываются по фактической себестоимости их приобретения, т. е. по первоначальной стоимости. Их же амортизация в процессе эксплуатации учитывается отдельно. Поэтому только сопоставление первоначальной стоимости объекта основных средств и сумм начисленной амортизации по нему даст реальную оценку объекта основных средств на конкретный момент.

Для текущего учета расхода материалов могут применяться способы оценки (учетные цены), в основе которых лежат внутрихозяйственные стоимостные нормативы. По истечении отчетного периода учетные цены на израсходованные материалы с помощью специального расчета доводят до уровня их фактической себестоимости.

Таким образом, независимо от того, какие способы оценки объектов бухгалтерского учета выбраны в данной организации, в их основе лежит реальность стоимости учитываемого объекта. 

 

2.       КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Система бухгалтерского учета преследует в своей основе главную цель: выявление конечного финансового результата хозяйственной деятельности конкретной организации. Без выявления себестоимости объектов бухгалтерского учета эта цель становится неосуществимой.

Калькуляция  - способ исчисления себестоимости единицы продукции.

Для установления себестоимости объекта бухгалтерского учета необходимо определить предмет калькулирования и все затраты, связанные с ним. Под предметом калькулирования понимается тот объект бухгалтерского учета, себестоимость которого необходима для управления организацией. Одновременно с этим следует установить калькуляционную единицу, т. е. измеритель калькуляционного объекта.

В современном бухгалтерском учете себестоимость объектов бухгалтерского учета должна выявляться на всех стадиях кругооборота имущества. Соответственно, калькулированию подлежат все процессы деятельности организации.

В процессе создания и приобретения средств производства определяется себестоимость отдельных объектов внеоборотных активов. В процессе заготовления материалов выявляется себестоимость различных заготовленных материалов и всего процесса заготовления. В процессе производства определяется производственная себестоимость различных видов продукции, а в процессе продаж - полная себестоимость проданной продукции.

Установлена следующая типовая (применяемая во  всех организациях) номенклатура статей калькуляции:

1. Сырье, материалы

2. Возвратные отходы (вычитаются)

3. Покупные изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера  сторонних п/п

4. Топливо и энергия на технологические  цели

5. Заработная плата производственных  рабочих

6. Отчисления на социальные нужды

7. Расходы на подготовку и  освоение производства

8. Общепроизводственные расходы

9. Общехозяйственные расходы

10. Потери от брака

11. Прочие производственные расходы

ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

12. Коммерческие расходы 

ИТОГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

 

 

ТЕМА   № 5     БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

1. Счет: понятие, назначение и  строение

2. Активные и пассивные счета

3. Двойная запись операций на  счетах и ее контрольное значение

4. Корреспонденция счетов.  Бухгалтерские проводки

5. Хронологическая и систематическая  запись

6. Оборотные ведомости

7. Синтетические и аналитические  счета. Субсчета 

 

1. СЧЕТ: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ

Невозможно показать все многочисленные  изменения, происходящие со средствами п/п и их источниками ежедневно в балансе. Поэтому баланс составляют ежемесячно, а в течении месяца  все эти изменения учитывают отдельно по каждому виду средств или источнику средств. Это происходит на бухгалтерских счетах. СЧЕТ - это способ экономической группировки изменений  средств и источников средств для контроля за ними. Счет делят на две части: левая - Дебет,  правая - Кредит. Это делается для того, чтобы показать на разных сторонах счета операции по увеличению средств  или их источников от операций по их уменьшению, чтобы было легче подсчитать их. Сумма операций по увеличению счета или его уменьшению за месяц называются оборотом счета за месяц по Дебету или Кредиту. Разница между суммами на одной стороне счета и суммами на другой стороне называется остатком или сальдо.  Остаток на начало месяца называют начальным остатком  (сальдо). Остаток на конец  месяца называют конечным остатком (сальдо). В начале месяца счета открывают, в конце закрывают.          

 Дебет                                                         СЧЕТ “КАССА”                                                  Кредит                                                                                                                       

Сальдо и

№№  операций

 Сумма    операции

Сальдо и

№№  операций

Сумма операции

Сальдо  начальное

12.000.000

   

12.

100.000    

11.

200.000

17.

200.000

27.

10.000.000

35.

1.400.000

   

ОБОРОТ

1.700.000

ОБОРОТ

10.200.000

Сальдо конечное

3.500.000 

   

 

 

2.  АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ СЧЕТА

Все счета делятся на активные,  пассивные, активно-пассивные.

Активные счета открываются  по Активу баланса и на них учитываю средства п/п, а также процессы. Пассивные открывают по Пассиву баланса и на них учитывают  источники средств п/п. Активные  и пассивные счета имеют разное строение. В активных счетах сальдо записывают по Д, операции по увеличению записывают по Д, операции по уменьшению по К. В пассивных счетах сальдо записывают по К, операции по увеличению записывают по К, операции по уменьшению по Д.  Операции по увеличению активных и пассивных счетов всегда записывают на той стороне счета, где записывают  начальный остаток. Для того, чтобы закрыть активный счет надо к начальному остатку прибавить оборот по Дебету и вычесть из этой суммы оборот по Кредиту. Для того, чтобы закрыть пассивный счет надо к начальному остатку прибавить оборот по Кредиту и вычесть из этой суммы оборот по Дебету. 

 

 

                                           СТРУКТУРА ЛЮБОГО АКТИВНОГО  СЧЕТА

дебет                                                                                                                                                           кредит  

НАЧАЛЬНЫЙ ОСТАТОК

 

 

ОПЕРАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ УЧИТЫВАЕМОГО НА ЭТОМ СЧЕТЕ ВИДА СРЕДСТВ                                                                   

 

ОПЕРАЦИИ ПО УМЕНЬШЕНИЮ УЧИТЫВАЕМОГО НА ЭТОМ СЧЕТЕ ВИДА СРЕДСТВ

 

          

 КОНЕЧНЫЙ ОСТАТОК 

 

 

                                                       

 СТРУКТУРА ЛЮБОГО ПАССИВНОГО  СЧЕТА

дебет                                                                                                                                                                                   кредит

 

 

 

НАЧАЛЬНЫЙ ОСТАТОК

 

ОПЕРАЦИИ ПО УМЕНЬШЕНИЮ УЧИТЫВАЕМОГО НА ЭТОМ СЧЕТЕ ИСТОЧНИКА СРЕДСТВ      

 

ОПЕРАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ УЧИТЫВАЕМОГО НА ЭТОМ СЧЕТЕ ИСТОЧНИКА  СРЕДСТВ                              

 

КОНЕЧНЫЙ ОСТАТОК


 

                                       

 

 

 

3. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ И ЕЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Каждая хозяйственная  операция записывается дважды на: один раз на одном счете, другой - на другом в одной и той же сумме, под одним и тем же номером. Такой  способ записи носит название двойной. Она имеет контрольное значение. Если дебеты всех счетом сложить и сравнить с суммой кредитов всех счетов, то суммы должны совпасть.  Если они не совпадают - в учете в течение месяца была допущена ошибка и ее надо исправить. 

 

4. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ.  БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ 

 При записи хозяйственных  операций  на бухгалтерских счетах  между счетами возникает взаимосвязь, которая и называется корреспонденция счетов. Сами счета, взаимосвязанные в операции называются корреспондирующими друг с другом.  Корреспонденция счетов обозначается бухгалтерскими проводками. Это такой способ записи хозяйственной операции, когда указываются наименования или шифры корреспондирующих счетов, а также сумма, на которую совершается операция.  Бух. проводки: 1. Д -Касса, К -Расчетные счета  -10.000 руб.   2. Д - 50, К - 51  - 10.000 руб

Бухгалтерские проводки бывают простыми , затрагивающие дебет одного и кредит второго счета, и сложными, затрагивающие один дебетуемый  и несколько кредитуемых счетов  или один кредитуемый и несколько дебетуемых счетов. Например: поступили от завода “Контакт” материалы на сумму 10.000 руб. и станок стоимостью 150.000 руб. При этом будет сделана сложная проводка: Д – Материалы – 10.000 руб, Д – Вложения во внеоборотные активы – 150.000 руб., К – “ Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам” - 160.000 руб. 

 

5.  ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ И СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ      

Каждая хозяйственная операция оформляется документом. После этого она регистрируется в  “Журнале учета ”, где получает очередной порядковый номер. Под этим номером операция в дальнейшем фигурирует во всех записях по этой операции.  Регистрация   операций осуществляется по мере их осуществления во времени, то есть хронологически. Поэтому такой способ записи носит название хронологической.

После хронологической записи операция подлежит разноске (записи) на бухгалтерских счетах. Запись осуществляется по определенной системе - методом двойной записи: в Д  одного счета и К другого в одной  той же сумме под одним и тем же номером. Такая регистрация операций на счетах методом двойной записи называетсясистематической.

Хронологическая и систематическая запись может осуществляться раздельно, а могут осуществляться в одном комбинированном регистре - “Книге учета хозяйственных операций”. 

 

КНИГА УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ за май

 

дата

№ опе-

рации

 

Документ

 

Краткое содержание операции

 

Дебет счета

 

Кредит счета

 

Сумма

4

1

Чек № 1123433

Получено в кассу на заработную плату за апрель

Касса

Расчетный счет

100.000

8

Плат. ведо-мость № 16

Выдана заработная .плата за апрель

70

50

80.000

 

и т.д.

 

ИТОГО

Х

Х

 

 

 

6. ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Для контроля правильности записей на счетах в течение месяца в конце месяца составляют оборотные ведомости. Они представляют собой свод данных начальных и конечных остатков и оборотов всех счетов. Ведомость заполняют по данным счетов. В результате ведомости должны получиться три пары равенств:

1. Равенство итогов первых двух  граф, то есть итогов начальных  остатков счетов - для контроля сравнивают с итогом начального баланса

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету