Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:48, контрольная работа
Аудит (auditing) – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
1. Виды аудита……………………………………………………………………..3
2. Аудит учета денежных средств……………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………….20
2. Аудит денежных средств и денежных документов
Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
При проверке правильности отражения в балансе денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением их остатков по Главной книге с балансовыми данными. Необходимо провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения операций по расчетному счету (не менее чем за 3–4 месяца) с привлечением всех необходимых учетных регистров и первичных документов. Это позволит также сделать определенные выводы о правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии и определить круг тех операций (и счетов), проверке которых должно быть уделено особое внимание.
Балансовые статьи «Расчетный счет» и «Валютный счет» должны отражать остатки денежных средств по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и совпадать с соответствующими выписками банков по расчетному и валютному счетам.
По статье «Прочие денежные средства» отражаются остатки средств, учитываемых на счетах 55 «Специальные счета в банках», 50-3 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути».
На счете 55 учитываются денежные средства на текущих, особых и иных специальных счетах в банках на российской территории и за рубежом, а также средства целевого финансирования и поступлений в той части, которая подлежит обособленному хранению.
На счете 50-3 учитываются почтовые марки и марки государственных пошлин и сборов, оплаченные, но не-выданные путевки в дома отдыха и санатории, проездные билеты, извещения о денежных переводах, не поступивших на счета в банке или в кассу, и др. Акционерные общества могут учитывать в составе денежных документов собственные акции, выкупленные у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования.
При проверке необходимо убедиться, во-первых, в фактическом наличии этих денежных документов, и, во-вторых, установить, кому предназначены билеты и путевки и за счет каких средств они оплачены.
. Учет операций по счетам 51 и 52 предприятия ведут с применением журнала-ордера №2 и ведомости №2. Для учета операций по кредиту счетов 55, 50-3 и 57 применяется журнал-ордер №3.
Следует иметь в виду, что перед составлением бухгалтерского баланса производится переоценка всех де-нежных статей бухгалтерского учета, выраженных в иностранных валютах. Среди них:
остатки средств на текущих валютных счетах предприятия, открытых в банках на территории страны и за ее пределами;
остатки средств на специальных счетах предприятия, открытых на территории страны и за рубежом;
платежные документы — векселя, тратты, аккредитивы, чеки и т. п;
денежные средства в пути;
дебиторская задолженность (по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги, по выданным авансам, расчетам со своими работниками по суммам, выданным под отчет на служебные командировки, и др.);
ценные бумаги (облигации, депозитные сертификаты и др.);
задолженность по займам, предоставленным предприятием другим предприятиям и организациям;
кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары и услуги, по полученным авансам, по страхованию и др.;
задолженность по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным кредитам банков и других кредитных учреждений;
задолженность по займам, полученным предприятием у других предприятий и организаций (кроме банков и иных кредитных учреждений).
Рассмотрим подробнее аудит операций на расчетном счете, аудит операций валютного счета, аудит прочих операций в банках, аудит денежных документов.
Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:
– правильность оформления расчетных документов в банке;
– целесообразность совершенных операций;
– соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договору;
– соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия;
– правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге.
Источники информации:
– платежное поручение (кому перечислено);
– платежное требование (был акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);
– сводное платежное поручение и требование-поручение;
– корешки чековой книжки на получение наличных денег (своевременность оприходования сумм, сумму, снятую с расчетного счета);
– журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поручений – выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);
– главная книга (счет 51 – расчетный счет: Дт – суммы, поступившие на расчетный счет, Дт 51-Кт 62 – расчеты с заказчиками, Дт 60-Кт 51 – оплата поставщикам).
Цель аудита операций валютного счета: проверить –
своевременность представления платежных поручений на продажу валюты;
правильность отражения учета в операциях по покупке и продаже валюты;
правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;
правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в Журнале-ордере №2 по счету 52 и Главной книге;
полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке;
имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ;
правильность использования собственной валютной выручки, сохранность материальных ценностей приобретенных за иностранную валюту.
Источники информации:
– платежные поручения;
– платежные требования;
– сводное платежное поручение и требование-поручение;
– корешки чеков на получение иностранной валюты (Журнал-ордер №2).
Ведение бухгалтерского учета независимо от номенклатуры валют осуществляется в рублях (Дт 52 – положителен, если курс валюты вырос, Кт 52 – отрицательный, если курс валюты упал, курсовая разница: счет 91 – прочие расходы и доходы, счет 90 – продажа валюты).
Временной фактор учета валюты – ежеквартально.
Цель аудита расчетов и прочих операций в банках:
– проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах;
– изучить, какие открыты у предприятия прочие счета;
– проверить правильность составления бухгалтерских записей и их соответствие выпискам банка и журналу-ордеру №3;
– проверить соответствие журнала-ордера №3 записям в Главной книге и балансе предприятия;
– при открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятием по аккредитивной форме.
Источники информации:
а) при аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным накладным при отгрузке.
Аккредитив – счет 55: заключается договор с предприятием-поставщиком, форма расчетов аккредитивная, открывается счет в банке поставщика, в течение месяца поставщик отгружает сырье, а деньги с нашего расчетного счета переводятся на счет, открытый нами в банке поставщика; форма оплаты хороша для поставщика и не совсем удобна для клиента, т.к. при срыве поставок деньги с аккредитивного счета клиент не может забрать быстро: (1-я хозоперация – Дт 55-Кт 51, 2-я хозоперация – Дт 60-Кт 55/1, 3-я хозоперация – Дт 51-Кт 55/1);
б) при расчете чековыми книжками – проверяются корешки чековых книжек, при установлении лимита – правильность использования лимита, проверка достоверности возникшей оплаты по чеку – счет 55/2 – чековая книжка (Дт 55/2-Кт 51, Дт 60-Кт 55/2, Дт 51-Кт 55/2);
в) депозитные счета – наличие документов, подтверждающих перечисление денежных средств на депозитные счета.
Цель открытия депозитных счетов – порядок начисления % и отражения их в учете – Журнал-ордер №3, Главная книга.
Депозитные счета открываются на определенный срок (3, 6, 9 мес. и т.д.), если есть свободные средства (счет 55/3 – депозитные счета, открытие Дт 55/3-Кт 51(50,52), начисление % – Дт 55/3-Кт 91 – получение дохода, при закрытии Дт 51-Кт 55/3).
Цель аудита денежных документов:
– проверка наличия денежных документов и их оценки;
– правильность отражения в учете денежных документов;
– правильность отражения в учетных регистрах движения денежных документов (счет 50/3 – денежные документы, счет 50/2 – операционная касса);
– соответствие учетного регистра Главной книги.
Источники информации:
– документы, подтверждающие оплату за денежные документы (платежные поручения, расходные кассовые ордера);
– описи оценочной стоимости денежных документов;
– денежные документы – авиабилеты, ж/д билеты и др;
– учетный регистр, Главная книга.
Основными задачами анализа денежных средств являются:
оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;
прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;
способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.
Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности главного бухгалтера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:
рутинность — денежные средства используются для выполнения текущих операций; поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;
предосторожность -- деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;
спекулятивность — денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.
Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями — с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.
Анализ движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой другой раздел ретроспективного анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для главного бухгалтера; однако можно привести аргументы, в известной степени, оправдывающие его проведение. Выше был приведен пример довольно парадоксальной ситуации, когда предприятие является прибыльным, но не имеет средств расплатиться со своими работниками и контрагентами.
Результаты анализа финансовых результатов предприятия должны быть согласованы с общей оценкой финансового состояния предприятия, которое в большей мере зависит не от размеров прибыли, а от способности предприятия своевременно погашать свои долги, т. е. от ликвидности активов. Последняя зависит от реального денежного оборота предприятия, сопровождающегося потоком денежных платежей и расчетов, проходящих через расчетный и др. счета предприятия. Поэтому желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле за движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств.
Основным источником информации для проведения анализа взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и денежных средств является баланс (ф. № 1), приложение к балансу (ф. № 5), отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2). Особенностью формирования информации в этих отчетах является метод начислений, а не кассовый метод. Это означает, что полученные доходы, или понесенные затраты могут не соответствовать реальному “притоку” или “оттоку” денежных средств на предприятии.
В отчете может быть показана достаточная величина прибыли и тогда оценка рентабельности будет высокой, хотя в то же время предприятие может испытывать острый недостаток денежных средств для своего функционирования. И наоборот, прибыль может быть незначительной, а финансовое состояние предприятия — вполне удовлетворительным. Показанные в отчетности предприятия, данные о формировании и использовании прибыли не дают полного представления о реальном процессе движения денежных средств. Например, достаточно для подтверждения сказанного сопоставить величину балансовой прибыли, показанной в ф. № 2 отчета о финансовых результатах и их использовании с величиной изменения денежных средств в балансе. Прибыль является лишь одним из факторов (источников) формирования ликвидности баланса. Другими источниками являются: кредиты, займы, эмиссия ценных бумаг, вклады учредителей, прочие.
Отчет о движении денежных средств - это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.