Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 04:14, реферат

Краткое описание

Реформирование бухгалтерского учета представляет собой процесс преобразований, происходящих в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в России, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.

Файлы: 1 файл

бух.учет статья толкачева трифонова.docx

— 22.16 Кб (Скачать)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РФ

Толкачева Светлана Евгеньевна,

Трифонова Татьяна Владимировна

Студенты 2 курса, кафедра «Финансы и кредит», ПВГУС,

группа БЭ(Ф)-203

 

Реформирование бухгалтерского учета представляет собой процесс преобразований, происходящих в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в России, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.

Так, в условиях плановой экономики существовала система бухгалтерского учета, которая была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в этой системе, выступало государство (в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов). Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.[1]

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 283, была разработана в связи с тем, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в это время отставал от общего процесса экономических реформ в России.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Основные задачи реформы заключаются в следующем:

• сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.[2]

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Для этого необходимо обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки активов и обязательств, создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.[3]

Совершенствование нормативного правового регулирования включает не только создание нормативной базы бухгалтерского учета, но и обоснование законодательных актов в области гражданского (включая законы об организациях различных организационно-правовых форм), финансового и налогового права и др.

Одним из итогов выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами явилось создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом осуществляется переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов Российской Федерации, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование финансового учета.

Методическое обеспечение реформирования бухгалтерского учета (создание инструкций, методических указаний, комментариев) взаимоувязано с направлением, которое связано с обучением бухгалтерских кадров. Первые итоги реформирования свидетельствуют о необходимости ознакомления с новыми правилами бухгалтерского учета не только руководителей, но и их заместителей, других работников, задействованных в управлении организациями и их финансовыми потоками.

Развитие методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.) предполагает усиление роли профессиональных организаций и прежде всего Института профессиональных бухгалтеров России. Следует отметить, что уже сегодня все проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов, подлежащих утверждению Минфином России, разрабатываются его специалистами. На 2014 год действительны 24 положения  по бухгалтерскому учету. Например, такие как: Учет расчетов по налогу на прибыль организаций ПБУ 18/02  (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.10 № 186н)) Учет финансовых вложений ПБУ 19/02 (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.04.2012 № 55н) Информация об участии в совместной деятельности ПБУ 20/03 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.06 №116н) Отчет о движении денежных средств ПБУ 23/11 (в ред. Приказа Минфина РФ от 02.02.11 №11н) Учет затрат на освоение природных ресурсов ПБУ 24/11 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н (изменено при регистрации в Минюсте 30.12.11)) и др.

Гармонизация национальной системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности включает соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета. Поставлена задача улучшения качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создания системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки. При этом система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров должна соответствовать государственным образовательным стандартам и содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.[4]

Специфической формой профессионального образования является проводимая в настоящее время аттестация главных бухгалтеров (средних и крупных организаций), консультантов по бухгалтерскому учету. По окончании установленного времени подготовки проводится аттестация на возможность присвоения квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, которая осуществляется профессиональной организацией под контролем государства в лице Министерства финансов РФ.

Реформирование бухгалтерского учета невозможно без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями (Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров), так и с национальными организациями (стран СНГ, Франции, Германии и др.).

Огромную роль в истории России играет принятый специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете"(от 21 ноября 1996г.), который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

а) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;

б) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

в) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет;

г) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.[5] 
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета[6].

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, – КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО (International Accounting Standards – IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.

В настоящее время известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности, англо-американская, европейская и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные МСФО, будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем. 

 

Список литературы:

  1. Концепция  бухгалтерского  учета  в  рыночной  экономике  России  (одобрена  Методологическим  советом  по  бухгалтерскому  учету  при  Минфине  РФ  и  Президентским  советом  Института  профессиональных  бухгалтеров  29  декабря  1997).
  2. Концепция  развития  бухгалтерского  учета  и  отчетности  в  РФ  на  среднесрочную  перспективу  (приказ  МФ  РФ  от  1  июля  2004  г.  №  180).
  3. Хахонова  Н.Н.  Актуальные  проблемы  реформирования  российского  бухгалтерского  учета  //  Фундаментальные  исследования,  2012.  —  №  9  (часть  4).  [Электронный  ресурс] 
  4. План  Министерства  финансов  Российской  Федерации  на  2012—2015  годы  по  развитию  бухгалтерского  учета  и  отчетности  в  Российской  Федерации на  основе  Международных  стандартов  финансовой  отчетности,  утвержден  приказом  Минфина  России  от  30.11.2011  г.  №  440.
  5. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
  6. Сейдахметов Л.Д. Международная стандартизация и гармонизация учета и отчетности. А., 2006. – 200с. 
     

 


Информация о работе Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ