Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:53, контрольная работа
Бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения фактического состояния на определенную дату в денежном измерителе стоимости хозяйственных средств и их источников.
В процессе хозяйственной деятельности организаций совершаются десятки тысяч операций в течение отчетного периода, которые приводят к изменению ее активов и источников их формирования. Участвуя в заготовлении, производстве и реализации продукции, средства находятся в состоянии постоянного движения и изменения. Причем одни формы средств существуют параллельно с другими, что обеспечивает непрерывность всех трех процессов.
3.Изменения в бухгалтерском балансе, вызванные хозяйственными операциями.
Бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения фактического состояния на определенную дату в денежном измерителе стоимости хозяйственных средств и их источников.
В процессе хозяйственной деятельности организаций совершаются десятки тысяч операций в течение отчетного периода, которые приводят к изменению ее активов и источников их формирования. Участвуя в заготовлении, производстве и реализации продукции, средства находятся в состоянии постоянного движения и изменения. Причем одни формы средств существуют параллельно с другими, что обеспечивает непрерывность всех трех процессов.
Каждая хозяйственная операция вызывает двойное изменение, затрагивающее два вида активов (имущества) (внутри актива баланса) или два вида источников (внутри пассива), или один вид активов (имущества) и один вид источников (пассивов) одновременно в сторону увеличения или уменьшения отдельных видов имущества и источников.
При этом применение способа балансового обобщения обеспечивает равенство итогов всех видов активов (имущества), с одной стороны, и итогов всех видов источников (пассивов) – с другой.
Различают четыре типа балансовых изменений.
I- тип изменение внутри актива баланса, когда одна статья баланса актива увеличивается, а другая – уменьшается (А+ и А-). Пассив и итог баланса не изменяется.
Пример: В кассу с расчетного счета поступило 5000 тыс. руб. В кассе происходит увеличение денежных средств, а на расчетном счете – уменьшение на одну и ту же сумму. «Касса» и «Расчетный счет» являются статьями актива баланса. Валюта (итог) баланса остается прежней.
II- тип изменение внутри пассива баланса, которые приводят к увеличению одной статьи пассива за счет уменьшения другой (П+ и П-). Актив и итог баланса не изменяется.
Пример: За счет взятого в банке краткосрочного кредита погашена задолженность поставщику в сумме 120000 тыс. руб. Происходит увеличение задолженности банку по взятой ссуде и одновременно уменьшение задолженности поставщику на одну и ту же сумму. Задолженности банкам по взятым у них кредитам и поставщикам за полученные от них ценности являются статьями пассива баланса. Валюта (итог) баланса не изменяется.
III- тип одновременное увеличение одной статьи актива баланса и увеличение одной статьи пассива баланса (А+ и П+) Такой тип изменений называется активно-пассивные изменения баланса в сторону увеличения итога баланса.
Пример: От поставщика получены материалы на сумму 120000 тыс. руб., оплата за которые еще не произведена. В результате этой операции увеличивается стоимость материалов в организации (статьи актива баланса) и увеличивается кредиторская задолженность поставщику (статья пассива баланса). Валюта (итог) баланса увеличивается на120000 тыс. руб., при этом равенство актива и массива баланса сохраняется.
IV- тип одновременное уменьшение одной статьи актива баланса и одной статьи пассива баланса (А- и П-). Этот тип изменений называется активно-пассивные изменения в сторону уменьшения итого баланса.
Пример: С расчетного счета погашена задолженность организации по платежам в бюджет на сумму 53000 тыс. руб. Произошло уменьшение денег на расчетном счете (статья актива баланса) и уменьшение задолженности перед налоговым органом по бюджетным платежам (статья пассива баланса). Валюта (итог) баланса уменьшается на 53000 тыс. руб., при этом равенство актива и пассива баланса сохраняется.
Таким образом, принцип равенства актива баланса (имущество) и пассива баланса (обязательств) лежит в основе всей методики бухгалтерского учета и называется основным бухгалтерским уравнением: А=П.
14. Инвентаризация, ее сущность и значение. Порядок проведения.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к учету, является требование реальности точности его показателей. Однако при проведении учетных записей могут возникнуть расхождения между показателями учета и фактическим состоянием имущества и финансовых обязательств. Причинами расхождений и несоответствия учетных данных фактическому наличию имущества и финансовых обязательств могут быть:
естественные причины (усушка, утряска, выветривание, распыливание);
ошибки, допустимые при приеме и отпуске имущества (излишки, недостачи, пересортица);
ошибки в учете (арифметические ошибки в подсчетах, описки в документах, неправильные записи);
злоупотребления материально ответственных лиц.
Поэтому необходима сверка фактического наличия имущества с учетными данными, которая производится при помощи инвентаризации.
Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств (активов) и обязательств с данными бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации регулируется Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств.
Инвентаризация имеет очень важное контрольное значение, ее целью является установление:
фактического наличия денежных средств и материальных ценностей по ответственным за их сохранность лицам;
наличия неполноценного и ненужного организации имущества, что дает возможность своевременно принять меры к его реализации, уценке;
условий, организации и состояния сохранности денежной наличности, основных средств, продукции и материальных ценностей;
недостатков в постановке первичного и организации бухгалтерского учета имущества предприятия, а также состояния внутреннего контроля за их сохранностью и наличием;
ошибок и злоупотреблений, имевших место в документах по движению имущества и в учетных регистрах;
реальности сумм, учетных по статьям баланса;
обоснованности подбора материально ответственных лиц и наличия с ними договора о полной материальной ответственности.
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже;
при смене собственника или реорганизации организации;
при ликвидации организации;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене руководителя организации или другого материально ответственного лица;
при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);
по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.
Проведение инвентаризации должно обязательно соответствовать следующим позициям:
комиссионность проведения. Инвентаризация проводится специально назначенной комиссией;
внезапность проведения. Для проверяемых инвентаризация должна быть неожиданной;
действительность проведения. Все инвентаризируемое имущество подлежит обязательному обмеру, подсчету, взвешиванию;
непрерывность проведения. Инвентаризация не должна прерываться. Если ее нельзя закончить в течение одного дня, то в этом случае на время перерывов в работе (обед, ночное время) складские помещения опечатываются.
В зависимости от полноты охвата проверяемых хозяйственных средств инвентаризация подразделяется на следующие виды: полная, частичная, сплошная, выборочная, плановая, внеплановая, необходимая, повторная, контрольно-перепроверочная, перманентная.
Полная инвентаризация охватывает все виды хозяйственных средств и их источников, ее проводят один раз в год перед составлением годового отчета. Ее называют годовой (обязательной) инвентаризацией.
Частичная инвентаризация охватывает отдельные виды имущества организации: основные средства, продукцию, материалы, денежные средства.
Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материально ответственным лицом.
Выборочная инвентаризация, при которой проверяют только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица.
Плановая инвентаризация – проводится в соответствии с планом работы бухгалтерии организации.
Внеплановая инвентаризация проводится внезапно, без предварительного плана, по инициативе администрации организации, по сигналам о злоупотреблении материально ответственного лица.
Необходимая инвентаризация – проводится при смене материально ответственных, после стихийных бедствий, при переоценке материальных ценностей, краже.
Повторная инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве проведенной инвентаризации, но и в том, что материально материально-ответственное лицо заранее знало срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.
Контрольно-перепроверочная инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.
Перманентная (непрерывная) инвентаризация поводится в соответствии с внутренним планом работы бухгалтерии в течение календарного года по отдельным видам имущества на различные даты.
Количество инвентаризаций в год, даты их проведения устанавливаются в календарном плане инвентаризационной работы, ежегодно составляемом главным бухгалтером и утверждаемом руководителем организации при создании инвентаризационных комиссий.
В состав постоянно действующей комиссии входят:
руководитель организации;
главный бухгалтер;
руководитель подразделения;
главный специалист;
представитель службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций.
При большом объеме работ проведение инвентаризации возлагается на рабочие инвентаризационные комиссии, под руководством постоянно действующей комиссии.
Инвентаризацию можно разделить на три этапа:
подготовительный;
основной (рабочий);
заключительный.
Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица в следующей последовательности:
перед началом инвентаризации членам рабочих комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации, а председателя – контрольный пломбир (печать). В приказе установлены сроки начала и окончания инвентаризации;
комиссия составляет план проведения инвентаризации. Для этого она предварительно решает, какие виды имущества необходимо проверить, у каких материально ответственных лиц;
председатель комиссии проводит инструктаж с лицами, привлеченными для проведения инвентаризации, по вопросам порядка и техники ее проведения, оформления результатов, сроков начала и окончания;
материально ответственные лица разносят в книгу складского учета все приходные и расходные документы и составляют отчет с выведением остатков на момент инвентаризации. На этом отчете председатель комиссии делает надпись «до инвентаризации» и ставит свою подпись и дату.
Комиссия проверяет все измерительные приборы, берет у материально ответственного лица расписку о том, что им предъявлены все документы по операциям с инвентаризируемыми ценностями.
Основной этап инвентаризации это фактическое снятие остатков. Комиссия закрывает и опечатывает все ценности и приступает к проверке их путем взвешивания, измерения, пересчета.
Члены комиссии несут ответственность за правильный подсчет остатков имущества.
Результаты снятия натуральных остатков обобщают в инвентаризационных описях, составляемых не менее чем в двух экземплярах. Ошибки и неправильные записи в них исправляют путем зачеркивания неправильного и написания правильного текста (цифры). Исправления удостоверяются подписями всех участников инвентаризации и материально ответственными лицами.
Каждая страница описи нумеруется. В конце страницы цифрами и прописью выводится общий итог натуральных единиц, записанных по странице независимо от единиц измерения ценностей. После окончания записей прописью указывается количество заполненных строк, т.е число порядковых номеров внесенных наименований товарно-материальных ценностей. Описи подписываются всеми участниками инвентаризации, в том числе материально ответственными лицами. К инвентаризационным описям прилагаются акты обмеров и расчеты.
В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненных строк. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку в том, что предъявлены для проверки все ценности, что инвентаризация проведена в его присутствии правильно, претензий к инвентаризационной комиссии у него нет и перечисленное в описи имущество принято на ответственное хранение.
Информация о работе Изменения в бухгалтерском балансе, вызванные хозяйственными операциями