История возникновения аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:45, доклад

Краткое описание

Аудит имеет уже достаточно большую историю . Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово « аудит » в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность - процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 30.57 Кб (Скачать)

Первый  вклад в дело регламентации  аудита  внес Центробанк - 6 февраля 1991 г. утверждено «Положение об аудиторской деятельности в банках».

Таким образом, мы видим, что Центробанк раньше Минфина начал заниматься методологией и организацией  аудита . До сих пор (по всей вероятности, в силу именно такого начала) вопросами регулирования аудиторской деятельности в области банковского  аудита  ведает Центробанк и даже начал работу по стандартизации банковского  аудита . Экспертный комитет при ЦБ РФ по банковскому  аудиту  8 сентября (протокол № 4) одобрил правило (стандарт) № 1 аудиторской деятельности в области банковского  аудита  «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год».

Свой  вклад в дело  развития   аудита  внес и Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом. Распоряжение № 2078-р от 30.11.93 «Об организации обучения и аттестации аудиторов для чековых инвестиционных фондов» определял организации, получающие права проведения обучения, экзаменов и выдачи сертификатов для аудиторов чековых инвестиционных фондов, форму сертификата. При этом в числе организаций, допущенных к проведению обучения входил Московский региональный союз консультантов и аудиторов.

Наконец наступил момент начала государственного участия в регулировании  аудита   в   России . 22 декабря 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого начинается формирование нормативной базы  аудита . Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование. Кроме того, п. 4 Указа касается образования Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Почему  же введенные правила «временные» - ответ находится в строках  самого Указа:

«Временные  правила» определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Временные правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.

Согласно  Указу № 2263 должна быть создана Комиссия по аудиторской деятельности при  Президенте РФ. Для создания этой комиссии было издано специальное распоряжение (№ 54-рп от 04.02.94) «Об организации  работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ», которым утверждено Положение о Комиссии. Целями создания комиссии являлись:

разработка  на основе законодательства РФ проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую  деятельность;

содействие  реализации Временных правил, обобщение  практики их применения, подготовки для  Президента РФ предложений по совершенствованию  правового регулирования аудиторской  деятельности;

представление по запросам экономических субъектов, различных органов власти разъяснений  по вопросам применения «Временных правил»;

выдача  генеральных лицензий на осуществление  лицензирования аудиторской деятельности;

организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче и аннулировании  лицензий, зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм;

осуществление деловых контактов с международными аудиторскими организациями, участие  в подготовке проектов международных  договоров, представление интересов  РФ по вопросам  аудита  за рубежом.

При комиссии (на основании Положения) существует и Консультационный совет.

Одной из особенностей третьего этапа  развития   аудита   в   России  является сильный государственный контроль. В Министерстве финансов существует Департамент государственного финансового контроля и  аудита  (Положение о нем утверждено приказом министерства финансов РФ № 53 от 31.03.98). До этого момента существовал Департамент организации аудиторской деятельности, созданный в 1995 году (приказ Минфина № 261 от 11.04.95).

Таким образом, мы видим яркий пример государственного регулирования  аудита , как через Департамент, так и через Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия в основном сосредотачивает свои усилия на разработке стандартов, причем, по мнению ответственного секретаря Комиссии В. Мстиславского, «Организация их подготовки и применения соответствует положениям Закона РФ "О стандартизации" в части разработки стандартов отраслей» (ФЗ № 19(38), май 1999, с. 7). При этом полномочия Комиссии столь своеобразно определены, что стандарты «одобряются», хотя при этом В. Мстиславский пишет: «Комиссия не относится к числу федеральных органов исполнительной власти и не должна издавать нормативно-правовые акты, нуждающиеся в государственной регистрации».

Еще одной  особенностью третьего этапа  развития   аудита   в   России  можно назвать отсутствие Закона, регламентирующего  аудит . В отсутствие единого закона, аудиторская деятельность регламентируется существующим законодательством, подзаконными актами.

Четвертый этап в  развитии   аудита .

Четвертый этап в  истории   развития   аудита   в   России  ознаменован вступлением в силу ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 07.08.2001 N 119-ФЗ» ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001). К сегодняшнему дню его последняя редакция была проведена 03.11.2006г. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В нем  дается четкое понятие аудиторской  деятельности, аудиторской организации, аудиторское заключение, упоминается  и заведомо ложное аудиторское заключение и последствия, которые оно за собой влечет, описывается, кто может  называться аудитором их права и  обязанности. Также рассмотрены  права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен обязательный  аудит  и страхование при его проведении, в законе также прописаны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в этом законе предусмотрели проведение аттестации на право проведения аудиторской деятельности, лицензирование аудиторской деятельности. Рассмотрели деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предусмотрели ответственность за нарушение Законодательства РФ об  аудите .

Если  провести краткий анализ данного  закона, то можно найти следующие  отличия:

Аудиторская деятельность и сопутствующие услуги

Меняется  определение аудиторской деятельности, данное в указе Президента РФ от 22.12.93 №2263 "Об аудиторской деятельности в РФ". Если ранее  аудит  включал в себя проведение проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также деятельность по оказанию иных аудиторских услуг, то теперь -- он включает только проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Из аудиторской деятельности исключена проверка налоговых деклараций, а налоговое консультирование вынесено в перечень сопутствующих  аудиту  услуг.

К сопутствующим  услугам, в частности, отнесены:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского  учета;

- составление  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- бухгалтерское  консультирование;

- налоговое  консультирование;

- анализ  финансово-хозяйственной деятельности  организаций и индивидуальных  предпринимателей,

- экономическое  и финансовое консультирование;

- управленческое  консультирование, в том числе  связанное с реструктуризацией  организаций;

- оценка  стоимости имущества, оценка предприятий  как имущественных комплексов, а  также предпринимательских рисков;

- обучение  в установленном законодательством  РФ порядке специалистов в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью;

- оказание  других услуг, связанных с аудиторской  деятельностью.

В этот перечень сопутствующих услуг включен  также ряд услуг, ранее не упоминавшихся, но имеющих в современных условиях актуальность, например:

- правовое  консультирование, а также представительство  в судебных и налоговых органах  по налоговым и таможенным  спорам;

- автоматизация  бухгалтерского учета и внедрение  информационных технологий;

- разработка  и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение  научно-исследовательских и экспериментальных  работ в области, связанной  с аудиторской деятельностью,  и распространение их результатов,  в том числе на бумажных  и электронных носителях; и  др.

Представительство в судебных и налоговых органах  ограничено кругом налоговых и таможенных вопросов.

В перечне  нет консультирования по вопросам соблюдения валютного, финансового, банковского  и иного хозяйственного законодательства. Но, думается, консультирование по данным вопросам все-таки можно осуществлять в рамках управленческого или  правового консультирования.

Перечень  не является исчерпывающим и включает в себя другие услуги, связанные  с аудиторской деятельностью. Однако, если учесть определение аудиторской деятельности, данное законом, становится понятным, что речь идет не о любых других видах услуг, а лишь о тех, которые связаны с проверкой бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Поскольку аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения  аудита  и оказания сопутствующих услуг, - очень важно определить, входит или не входит оказываемая услуга в выше названные категории. Оказание сопутствующих услуг требует наличия лицензий, если по законодательству данная деятельность подлежит лицензированию.

Информация о работе История возникновения аудита в России