Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:00, контрольная работа
Особый режим уплаты НДС должен быть разработан для малых предприятий. Как показывает опыт развитых стран, по отношению к налогу на добавленную стоимость малые предприятия могут иметь следующие преимущества. Во-первых, если оборот предприятия не превышает некоторой суммы, то оно имеет выбор того, быть или не быть плательщиком НДС (имеют право выбора статуса облагаемого НДС лица).
-ВВЕДЕНИЕ
-ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАЛОГ НА ДОВАВЛЕНУЮ СТОИМОСТЬ
-ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сыктывкарский государственный университет.
«Колледж экономики, права и информатики»
Контрольная работа
По дисциплине: Учет на предприятии малого бизнеса.
Тема: Исчисление и уплата малыми предприятиями налог на добавленную стоимость.
Преподаватель:
Филипчук В.В.
Исполнила студентка:
32 группы
Политова Ю.С.
Сыктывкар 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
-ВВЕДЕНИЕ
-ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАЛОГ НА ДОВАВЛЕНУЮ СТОИМОСТЬ
-ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ.
Особый режим уплаты НДС должен быть разработан для малых предприятий. Как показывает опыт развитых стран, по отношению к налогу на добавленную стоимость малые предприятия могут иметь следующие преимущества. Во-первых, если оборот предприятия не превышает некоторой суммы, то оно имеет выбор того, быть или не быть плательщиком НДС (имеют право выбора статуса облагаемого НДС лица). В некоторых странах в качестве критерия учитывается также число работников и объем потенциально возможного налога. Во-вторых, применяется модифицированный упрощенный порядок уплаты налога, в т.ч. возможность использования стандартизированных формул расчета налога.
Среди мер, направленных на упрощение порядка расчета налога для малых предприятий, следует отметить разрешение определения налога на базе учета по кассовому методу (на основе платежей), определение налога на основе применения некоторого процента к покупкам и (или) продажам предприятия.
Исходя из описанного опыта, в России в целях обеспечения упрощения контроля за уплатой НДС и предоставления определенной льготы малому бизнесу следует установить минимальную величину оборота, ниже которой налог на добавленную стоимость с предприятия не взимается (разумеется ему не предоставляется кредит по НДС по приобретенным товарам). При этом должно быть установлено, что предприятие, освобожденное от уплаты налога, может по своему решению быть зарегистрировано как плательщик НДС.
ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
На современном этапе экономического развития многие малые предприятия сталкиваются с множеством проблем, именно в области налогообложения, в частности одной из таких актуальнейших проблем для малого предприятия является проблема исчисления и уплаты НДС.
Многие малые предприятия и индивидуальные предприниматели в течение семи последних лет работали в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
В 2002 г. Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ Закон № 222-ФЗ признан утратившим силу, а Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая вступила в силу с 1 января 2003 года.
Положения главы 26.2 НК РФ, без сомнения, содержат ряд привлекательных для налогоплательщиков норм, однако не снимают многих проблем, в частности проблему исчисления и уплаты НДС.
Обязанность налогоплательщика по уплате НДС возникает в момент перехода права собственности на товары, работы, услуги. Если говорить о двух применяемых методах исчисления НДС, то по правилам ст. 167 НК РФ они относятся к моменту определения налоговой базы, то есть когда надо платить налог по уже возникшим обязательствам. В данном случае в отношении НДС не имеет значения, применяла организация по исчислению налога на прибыль кассовый метод или метод начисления. Отгрузив товары (работы, услуги), организация по правилам бухгалтерского учета отразила данную операцию в отчетности, определив в учетных регистрах свои доходы, расходы и НДС, подлежащий уплате в бюджет, выписала товаросопроводительные документы (акты, накладные) и выставила покупателю счет-фактуру [7, с. 136].
Если организация уплачивала налог на прибыль по методу начисления, то она уже отразила свои доходы и расходы при исчислении налога на прибыль. Если же организация исчисляла налог на прибыль кассовым методом, то положения главы 25 НК РФ, в том числе и ст. 273 НК РФ, применяются ею с учетом ограничений, введенных главой 26.2 НК РФ. Что касается НДС, то, если организация исчисляла налог методом «по отгрузке», он ею включен к уплате в декларацию за декабрь 2002 года. Если же организация определяла налоговую базу по НДС «по оплате», то момент уплаты налога в бюджет у нее возникает в период применения УСН [7, с. 136].
По нашему мнению, сумма НДС подлежит уплате в бюджет в том периоде, когда получена оплата за реализацию. Налогоплательщик также обязан представить в налоговый орган декларацию по НДС за период, когда по требованиям законодательства он должен исчислить и уплатить НДС. В соответствии со ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги наступила в момент отгрузки товара, а дата уплаты налога установлена уже главой 21 НК РФ.
Аналогичное мнение выражено и в письмах УМНС по г. Москве от 11.04.03 г. № 24-11/20011 и МНС России от 26.05.03 г. № 22-1-15/1265-У188. Может возникнуть и другая ситуация, когда налогоплательщик, применяя общую систему налогообложения и метод начисления, получил аванс под поставку, которую осуществил, уже перейдя на УСН. Сумма аванса в соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 251 НК РФ не была им включена в доходы.
При этом налогоплательщик не должен исчислять НДС с авансовых платежей по правилам п. 1 ст. 162 НК РФ, так как п. 2 ст. 162 НК РФ предусмотрено, что суммы налога не исчисляются в отношении операций, не подлежащих налогообложению. При отгрузке организации, применяющие УСН, не выставляют счетов-фактур, не выделяют НДС, так как не являются плательщиками данного налога, соответственно сумма НДС в отгрузочных документах выделена не будет. При получении аванса налогоплательщик должен был бы пересмотреть цены договора и учесть изменение им системы налогообложения в период, когда будет осуществляться отгрузка. Однако, если налогоплательщик уплатил НДС, начисленный с предоплаты, он может принять данную сумму НДС к расходам на основании п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В то же время на основании п.п. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ расходы на оплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком, в том числе и при погашении задолженности. По нашему мнению, в этом случае следует дать уточненную декларацию по НДС, в которой сумма налога, исчисленного с аванса, будет скорректирована. Отметим, что покупателю НДС, указанный им в платежном документе, принять к вычету будет нельзя, поскольку нет документа, служащего основанием для применения вычетов, т.е. счета-фактуры (ст. 169 НК РФ). Что касается поставщика, то ссылка в платежном документе на сумму НДС, уплаченную покупателем, при исчислении НДС, как нам представляется, оснований для беспокойства не дает. Необходимость предъявления платежного документа с выделенной суммой НДС возникает только при применении вычетов. Однако, по нашему мнению, целесообразно уведомить покупателя письмом о переходе на УСН, отдельно указав, что счета-фактуры выставляться по отгруженным товарам не будут. Уведомление будет признано врученным при отсылке его заказным письмом, отправке факсимильной связью или при вручении его под роспись [1, с. 137].
Если организация, применяя УСН, выставит покупателю счет-фактуру, то у нее возникает обязанность по уплате НДС [1, с. 437].
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется на основании п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в том числе и лицами, не являющимися плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением сумм налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), т.е. без применения вычетов. В данном случае налогоплательщик самостоятельно (вопреки положениям НК РФ) возложил на себя обязанность по уплате НДС, о чем он должен уведомить налоговый орган, представив ему в установленный срок декларацию. Ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 5% за каждый полный или неполный месяц, но не более 30% указанной суммы (ст. 119 НК РФ) [7, с. 138].
Согласно п. 5 ст. 346.11 организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налогового агента, возложенных на них НК РФ. В то же время в ст. 161 НК РФ прямо говорится, что ее положения распространяются и на неплательщиков НДС. В той же статье обязанности налогового агента возлагаются на организации при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговом органе, в случае аренды государственного и муниципального имущества, а также при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозных и скупленных ценностей, кладов и т.д. Правила исчисления НДС налоговыми агентами изложены в ст. 161 НК РФ. Но вычеты организации, которые являются неплательщиками НДС, применять не могут. Таким образом, в случае исполнения налогоплательщиком обязанностей налогового агента ему необходимо представить в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для исчисления, удержания и уплаты НДС с соблюдением установленных НК РФ сроков (письмо УМНС по г. Москве от 15.05.03 г. N 24-05/26169). Кроме того, по нашему мнению, налогоплательщики должны выписать счет-фактуру в единственном экземпляре и зарегистрировать его в установленном порядке [7, с. 138].
Если организация заявила объектом налогообложения доходы, то для нее не имеет значения, оплатила она стоимость имущества (работ, услуг) с учетом НДС или без. Если же организация объектом налогообложения определяет доходы, уменьшенные на расходы, то при исчислении единого налога она может признать только расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ, перечень которых по сравнению с главой 25 НК РФ является ограниченным и закрытым. Однако требования налогового законодательства по экономической обоснованности и документальному подтверждению расходов должны быть соблюдены. Суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) поименованы как отдельная статья расходов в п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Особый порядок признания расходов касается основных средств, которые списываются на основании п.п. 2 п. 3 ст. 346.16 в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию. В отношении товаров, материалов, услуг действуют требования признания расходов в соответствии со ст. 273 НК РФ, согласно п. 3 которой товары принимаются к расходам только при соблюдении трех условий: отгрузки покупателю, оплаты их стоимости поставщику и получения денежных средств (активов) за реализацию.
В своих разъяснениях УМНС по г. Москве (письма от 19.03.03 г. № 24-11/15018, № 24-11/15038) рекомендует налогоплательщикам суммы НДС, уплаченные поставщику при приобретении товаров (работ, услуг), учитывать в их стоимости, ссылаясь на требования п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ. В то же время в письме УМНС по г. Москве от 9.04.03 г. № 21-09/19500 указано, что при приобретении товаров для дальнейшей реализации налогоплательщик при определении объекта налогообложения вправе уменьшать свои доходы как на суммы НДС по приобретенным товарам, так и на покупную стоимость этих товаров при условии оплаты их поставщику и фактической реализации.
Согласно п. 8 ст. 346.16 НК РФ НДС, уплаченный поставщику, является отдельной статьей расходов и должен быть учтен отдельно. Правила отражения расходов определены в ст. 273 НК РФ. Данная позиция особенно важна при отражении работ, услуг, которые экономически обоснованы, документально подтверждены, направлены на получение дохода, но не поименованы в ст. 346.16 НК РФ.
Кроме того, если товары,
материалы, работы или услуги не использованы,
то и в этом случае оплаченный НДС
будет учитываться как
Документами, подтверждающими данный расход, служат платежное поручение (чек ККТ, квитанция к приходному ордеру и прочие документы, установленные законодательством) с выделением суммы НДС и счет-фактура.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Вопрос о налогообложении малого бизнеса, приобретший важное значение в переходной экономике России, остается не менее актуальным и сейчас. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.
Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако, на мой взгляд, в них все еще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Интернет сайт:revolution.allbest.ru
Интернет сайт:www.iep.ru
Интернет сайт:bibliond.ru
Информация о работе Исчисление и уплата малыми предприятиями налог на добавленную стоимость