Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:59, контрольная работа
Эффективность функционирования экономики в целом и каждого отдельного предприятия, в значительной мере, зависит от организации расчетов.
Первый принцип - обязательность хранения предприятиями и учреждениями денежных средств на счетах в учреждениях банка (за исключением переходных остатков в кассе).
Правовой базой реализации этого принципа является соглашение между предприятием и банком относительно расчетно-кассового обслуживания.
ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Эффективность функционирования экономики в целом и каждого отдельного предприятия, в значительной мере, зависит от организации расчетов.
Первый принцип - обязательность хранения предприятиями и учреждениями денежных средств на счетах в учреждениях банка (за исключением переходных остатков в кассе).
Правовой базой реализации
этого принципа является соглашение
между предприятием и банком относительно
расчетно-кассового
Второй принцип - предприятиям предоставлено право выбора учреждения банка для открытия счетов всех видов (основного и дополнительного) по согласию банка.
Третий принцип - принцип самостоятельного (без участия банков) выбора предприятиями формы расчетов и закрепление их в договоре или соглашении. Учреждения банков могут лишь предлагать своим клиентам применять ту или другую форму расчетов, учитывая специфику деятельности и конкретные условия, сложившиеся в процессе расчетов.
Четвертый принцип - средства со счета предприятия списываются по распоряжению его собственника. Учитывая возможность открытия нескольких счетов, субъект предпринимательской деятельности определяет один из счетов как основной. На нем осуществляется учет задолженности, которая списывается в бесспорном порядке.
Пятый принцип - текущие счета учреждения банков открывают предприятиям - субъектам предпринимательской деятельности только при условии извещения об этом налогового органа.
Шестой принцип - момент осуществления платежа может быть максимально приближен к времени отгрузки товаров, выполнения работ, предоставления услуг.
Седьмой принцип - платежи осуществляются в пределах остатка средств на счете плательщика или в пределах предоставленного банковского кредита.
Восьмой принцип - расчеты между субъектами предпринимательской деятельности могут осуществляться денежной наличностью. При этом поставщик - получатель средства должен сумму полученной денежной наличности провести через кассовую книгу и возвратить ее в полном объеме на свой счет в банке. Использование денежной наличности, связанное с выплатой заработной платы, премий, вознаграждений, материальной помощи, дивидендов, ведется только посредством получения её из кассы банка. Такой порядок дает возможность контролировать своевременную уплату налогов, взносов и других обязательных платежей, размер которых зависит от фонда оплаты труда.
Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение - это письменное поручение собственника счета начислить соответствующую сумму со своего счета на счет получателя средств. Платежные поручения применяются в расчетах относительно местных, а также междугородных поставок товаров (работ, услуг). Они обеспечивают максимальное приближение срока получения товарно-материальных ценностей и осуществления платежа; ускоряют обращение оборотных средств; предотвращают возникновение кредиторской задолженности у покупателей.
Расчеты платежными поручениями осуществляются также по нетоварным операциям. Это платежи в бюджет, целевые государственные фонды; платежи кредитным учреждениям, по банковским займам.
Расчеты платежными поручениями осуществляются по следующей схеме (рис.1). Банк принимает платежное поручение только в пределах средств на расчетном счете, кроме поручений на перечисление в бюджет суммы налогов, сборов, обязательных платежей и взносов в государственные целевые фонды.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд положительных сторон по сравнению с другими формами расчетов, а именно:
-относительно простой и быстрый документооборот;
-ускорение движения средств;
-возможность использования данной формы расчетов по нетоварным платежам.
Рисунок 1 - Расчеты платежными поручениями
Расчеты платежными требованиями-поручениями
Платежное требование-поручение - это комбинированный расчетный документ, который состоит из двух частей. Верхняя часть - это требование предприятия-поставщика к предприятию-покупателю уплатить стоимость товара, выполненных работ, услуг. Нижняя часть - это поручение покупателя (плательщика денежных средств) обслуживающему его банку перевести необходимую сумму средств с его счета на счет поставщика. Этот расчетный документ заполняет поставщик (получатель денежных средств) и направляет покупателю (плательщику средств). Покупатель (плательщик средств) в случае согласия оплатить товар (работы, услуги) заполняет нижнюю часть этого документа и направляет его в свой банк для перевода акцептированной суммы на расчетный счет поставщика.
Расчеты с помощью
платежных требований-
Расчеты платежным требованиям-
если товары (услуги) не были заказаны;
если товары отгружены на неправильный адрес;
если товары доставлены с нарушением срока;
если товары некачественные, неукомплектованные;
если не согласована цена товара.
Частичный отказ от акцепта платежного требования-поручения возможен:
в случае, если наряду с
заказанными отгружены и
если документально
установлено наличие
в случае завышения цен, арифметических ошибок в товарно-транспортных документах и т.п.
Также основанием отказа от акцепта может быть нарушение условий контракта (соглашения). Плательщик обязан в установленный срок известить банк и поставщика об отказе от акцепта, указав его причины. Отказ от акцепта не принимается банком, если он недостаточно мотивирован или противоречит законодательству, или инструкциям банка.
Рисунок 2 - Расчет платежным требованием-поручением
Рассмотренная форма расчетов объединяет расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями (рисунок 2).
Её положительные качества заключаются в следующем:
больше отвечает финансовым
и хозяйственным интересам
укрепляет договорные отношения в хозяйствовании;
ускоряет оформление расчетных документов;
платеж осуществляется
по согласию плательщика после
Расчеты чеками
Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить со своего счета предъявителю чека соответствующую денежную сумму.
В расчетах между предприятиями применяются расчетные чеки. Для получения денежной наличности со счета в банковских учреждениях используются денежные чеки.
Расчетный чек - это документ стандартной формы с поручением чекодателя своему банку перевести средства на счет предъявителя чека (получателя средств). Расчетный чек, как и платежное поручение, заполняет плательщик. В отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию - получателю платежа непосредственно во время осуществления хозяйственной операции. Получатель платежа подает чек в свой банк для оплаты.
Денежные чеки применяются только для получения предприятиями со счета в банковских учреждениях денежной наличности для выплаты заработной платы, премий и вознаграждений, дивидендов, средств на командировку, на хозяйственные затраты.
Чековая форма расчетов имеет определенные преимущества перед другими формами. Это, прежде всего, быстрота расчетов и поступлений средств на счет поставщика, что содействует уменьшению дебиторской задолженности. Принципиальными недостатками такой формы расчетов являются:
недостаточная гарантия платежа, поскольку на счете чекодателя может не быть нужных средств;
невозможность расчетов чеками на большую сумму;
сложность оформления чека.
Расчеты аккредитивами
Аккредитив - это расчетный документ с поручением одного кредитного учреждения другому осуществить за счет специально начисленных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар.
Аккредитив применяется
в расчетах между поставщиками и
покупателями. Документы поставщика
оплачиваются банком только на условиях,
предусмотренных в
При использовании аккредитивной формы расчетов, оплата документов за отгруженный товар, предоставленные услуги осуществляется в банковском учреждении поставщика за счет средств плательщика, начисленных для этой цели, или в банке плательщика (гарантированный аккредитив). Аккредитивная форма расчета гарантирует платеж поставщику. Эта форма расчетов применяется при наличии соглашения между поставщиком и плательщиком относительно такой формы расчетов. Схема осуществления счетов с использованием аккредитивной формы приведена на рисунок 3.
Существует несколько видов аккредитивов.
Покрытый - это аккредитив, предусматривающий предшествующее депонирование средства. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (банк-исполнитель) на отдельный балансовый счет «Аккредитив».
Депонирование средств в учреждении банка поставщика можно осуществить также и за счет кредита, полученного плательщиком в банке-эмитенте. Тем не менее, для каждого конкретного аккредитива можно использовать только один источник платежа, то есть выставлять аккредитив частично за счет собственных средств, а частично - за счет кредита не разрешается.
Непокрытый - это аккредитив, при котором платежи поставщику гарантирует банк. В таком случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством открыть для него гарантированный аккредитив. Такое ходатайство банк-эмитент удовлетворяет только платежеспособным клиентам и при условии установления между ними корреспондентских отношений.
Открывая гарантированный аккредитив, банк-эмитент дает банку-исполнителю право списывать платежи в пользу поставщика - получателя средств со своего корреспондентского счета.
Рисунок - 3 Расчет с использованием аккредитива
Отзывной - это аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом по требованию покупателя без предшествующего согласования с поставщиком. Банк-исполнитель должен оплатить документы, которые было выставлено поставщиком и принятые банком, к получению последним сообщение об изменении или аннулирование аккредитива.
Безотзывной - это аккредитив, который нельзя изменить или аннулировать без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.
Использование аккредитивной формы
расчетов закрепляется в соглашении
между поставщиком и
Основанием для открытия аккредитива плательщиком является сообщение поставщика о готовности к отгрузке товара. Для открытия аккредитива плательщик подает в банк заявление установленного образца с необходимыми реквизитами:
номер договора, согласно которому открывается аккредитив;
срок действия аккредитива;
счет плательщика и банк, который его обслуживает;
документы, в соответствии с которыми осуществляются выплаты по аккредитиву;
срок их представления;
вид и сумма аккредитива.
Аккредитивная форма расчетов дает поставщику уверенность в своевременной оплате отгруженного товара.
Для поставщиков (получателей средств) аккредитивная форма расчетов надежная, относительно простая и привлекательная, поскольку гарантирует оплату.
Покупателям расчеты с использованием аккредитива менее выгодны, так как на определенное время средства изымаются из оборота, который ухудшает финансовое положение предприятий-покупателей, но, вместе с тем она гарантирует поставку товаров, что особенно актуально при международных расчетах.
Вексельная форма расчетов
Вексельная форма расчетов - это расчеты между поставщиком (получателем средств) и покупателем (плательщиком средств) с отсрочкой платежа, оформляемые векселем.
Вексель - это письменное безусловное обязательство, долговая расписка стандартной формы, которая дает право ее собственнику требовать уплаты определенной в векселе суммы от лица, его выдавшего, в определённый срок и месте.
По своей сути, вексель является абстрактным долговым обязательством. Его абстрактность состоит в том, что он не обусловлен предшествующим выполнением любых договорных обязательств. Векселя, которые применяются в хозяйственном обороте как на Украине, так и в международных расчетах, довольно разнообразны. Векселя различаются по:
эмитентам;
соглашениям, которые они обслуживают;
субъектам, которые осуществляют оплату;
наличию залога;
порядку оплаты;