Формы безналичных рачетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:59, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность функционирования экономики в целом и каждого отдельного предприятия, в значительной мере, зависит от организации расчетов.
Первый принцип - обязательность хранения предприятиями и учреждениями денежных средств на счетах в учреждениях банка (за исключением переходных остатков в кассе).
Правовой базой реализации этого принципа является соглашение между предприятием и банком относительно расчетно-кассового обслуживания.

Файлы: 1 файл

Бух учет.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Эффективность функционирования экономики в целом и каждого  отдельного предприятия, в значительной мере, зависит от организации расчетов.

Первый принцип - обязательность хранения предприятиями и учреждениями денежных средств на счетах в учреждениях банка (за исключением переходных остатков в кассе).

Правовой базой реализации этого принципа является соглашение между предприятием и банком относительно расчетно-кассового обслуживания.

Второй принцип - предприятиям предоставлено право выбора учреждения банка для открытия счетов всех видов (основного и дополнительного) по согласию банка.

Третий принцип - принцип самостоятельного (без участия банков) выбора предприятиями формы расчетов и закрепление их в договоре или соглашении. Учреждения банков могут лишь предлагать своим клиентам применять ту или другую форму расчетов, учитывая специфику деятельности и конкретные условия, сложившиеся в процессе расчетов.

Четвертый принцип - средства со счета предприятия списываются по распоряжению его собственника. Учитывая возможность открытия нескольких счетов, субъект предпринимательской деятельности определяет один из счетов как основной. На нем осуществляется учет задолженности, которая списывается в бесспорном порядке.

Пятый принцип - текущие счета учреждения банков открывают предприятиям - субъектам предпринимательской деятельности только при условии извещения об этом налогового органа.

Шестой принцип - момент осуществления платежа может быть максимально приближен к времени отгрузки товаров, выполнения работ, предоставления услуг.

 

Седьмой принцип - платежи осуществляются в пределах остатка средств на счете плательщика или в пределах предоставленного банковского кредита.

Восьмой принцип - расчеты между субъектами предпринимательской деятельности могут осуществляться денежной наличностью. При этом поставщик - получатель средства должен сумму полученной денежной наличности провести через кассовую книгу и возвратить ее в полном объеме на свой счет в банке. Использование денежной наличности, связанное с выплатой заработной платы, премий, вознаграждений, материальной помощи, дивидендов, ведется только посредством получения её из кассы банка. Такой порядок дает возможность контролировать своевременную уплату налогов, взносов и других обязательных платежей, размер которых зависит от фонда оплаты труда.

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение - это письменное поручение собственника счета начислить соответствующую сумму со своего счета на счет получателя средств. Платежные поручения применяются в расчетах относительно местных, а также междугородных поставок товаров (работ, услуг). Они обеспечивают максимальное приближение срока получения товарно-материальных ценностей и осуществления платежа; ускоряют обращение оборотных средств; предотвращают возникновение кредиторской задолженности у покупателей.

Расчеты платежными поручениями  осуществляются также по нетоварным операциям. Это платежи в бюджет, целевые государственные фонды; платежи кредитным учреждениям, по банковским займам.

Расчеты платежными поручениями осуществляются по следующей схеме (рис.1). Банк принимает платежное поручение только в пределах средств на расчетном счете, кроме поручений на перечисление в бюджет суммы налогов, сборов, обязательных платежей и взносов в государственные целевые фонды.

 

Расчеты платежными поручениями  имеют ряд положительных сторон по сравнению с другими формами  расчетов, а именно:

-относительно простой и быстрый документооборот;

-ускорение движения средств;

-возможность использования данной формы расчетов по нетоварным платежам.

Рисунок 1 - Расчеты платежными поручениями

Расчеты платежными требованиями-поручениями

Платежное требование-поручение - это комбинированный расчетный документ, который состоит из двух частей. Верхняя часть - это требование предприятия-поставщика к предприятию-покупателю уплатить стоимость товара, выполненных работ, услуг. Нижняя часть - это поручение покупателя (плательщика денежных средств) обслуживающему его банку перевести необходимую сумму средств с его счета на счет поставщика. Этот расчетный документ заполняет поставщик (получатель денежных средств) и направляет покупателю (плательщику средств). Покупатель (плательщик средств) в случае согласия оплатить товар (работы, услуги) заполняет нижнюю часть этого документа и направляет его в свой банк для перевода акцептированной суммы на расчетный счет поставщика.

Расчеты с помощью  платежных требований-поручений  применяются преимущественно в  междугородных расчетах за отгруженные  товарно-материальные ценности, выполненные  работы, предоставленные услуги. Их не применяют при расчетах претенциозного характера даже тогда, когда они вытекают из реальных отношений относительно поставки товаров и предоставления услуг.

Расчеты платежным требованиям-поручениям могут применяться с акцептом или без него. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта платежного требования-поручения:

если товары (услуги) не были заказаны;

если товары отгружены  на неправильный адрес;

если товары доставлены с нарушением срока;

если товары некачественные, неукомплектованные;

если не согласована  цена товара.

Частичный отказ от акцепта  платежного требования-поручения возможен:

в случае, если наряду с  заказанными отгружены и некоторые  дополнительные товары;

если документально  установлено наличие некачественной или неукомплектованной части товаров;

в случае завышения цен, арифметических ошибок в товарно-транспортных документах и т.п.

Также основанием отказа от акцепта может быть нарушение  условий контракта (соглашения). Плательщик обязан в установленный срок известить банк и поставщика об отказе от акцепта, указав его причины. Отказ от акцепта не принимается банком, если он недостаточно мотивирован или противоречит законодательству, или инструкциям банка.

Рисунок 2 - Расчет платежным требованием-поручением

 

Рассмотренная форма расчетов объединяет расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями (рисунок 2).

Её положительные качества заключаются в следующем:

больше отвечает финансовым и хозяйственным интересам поставщиков  и покупателей;

укрепляет договорные отношения в хозяйствовании;

ускоряет оформление расчетных документов;

платеж осуществляется по согласию плательщика после предшествующей проверки расчетных и товарно-транспортных документов поставщика.

Расчеты чеками

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить со своего счета предъявителю чека соответствующую денежную сумму.

 

В расчетах между предприятиями  применяются расчетные чеки. Для  получения денежной наличности со счета  в банковских учреждениях используются денежные чеки.

Расчетный чек - это документ стандартной формы с поручением чекодателя своему банку перевести средства на счет предъявителя чека (получателя средств). Расчетный чек, как и платежное поручение, заполняет плательщик. В отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию - получателю платежа непосредственно во время осуществления хозяйственной операции. Получатель платежа подает чек в свой банк для оплаты.

Денежные чеки применяются только для получения предприятиями  со счета в банковских учреждениях денежной наличности для выплаты заработной платы, премий и вознаграждений, дивидендов, средств на командировку, на хозяйственные затраты.

Чековая форма расчетов имеет определенные преимущества перед  другими формами. Это, прежде всего, быстрота расчетов и поступлений средств на счет поставщика, что содействует уменьшению дебиторской задолженности. Принципиальными недостатками такой формы расчетов являются:

недостаточная гарантия платежа, поскольку  на счете чекодателя может не быть нужных средств;

невозможность расчетов чеками на большую  сумму;

сложность оформления чека.

Расчеты аккредитивами

Аккредитив - это расчетный документ с поручением одного кредитного учреждения другому осуществить за счет специально начисленных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар.

 

Аккредитив применяется  в расчетах между поставщиками и  покупателями. Документы поставщика оплачиваются банком только на условиях, предусмотренных в аккредитивном  заявлении покупателя.

При использовании аккредитивной формы расчетов, оплата документов за отгруженный товар, предоставленные услуги осуществляется в банковском учреждении поставщика за счет средств плательщика, начисленных для этой цели, или в банке плательщика (гарантированный аккредитив). Аккредитивная форма расчета гарантирует платеж поставщику. Эта форма расчетов применяется при наличии соглашения между поставщиком и плательщиком относительно такой формы расчетов. Схема осуществления счетов с использованием аккредитивной формы приведена на рисунок 3.

Существует  несколько видов аккредитивов.

Покрытый - это аккредитив, предусматривающий предшествующее депонирование средства. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (банк-исполнитель) на отдельный балансовый счет «Аккредитив».

Депонирование средств  в учреждении банка поставщика можно  осуществить также и за счет кредита, полученного плательщиком в банке-эмитенте. Тем не менее, для каждого конкретного  аккредитива можно использовать только один источник платежа, то есть выставлять аккредитив частично за счет собственных средств, а частично - за счет кредита не разрешается.

Непокрытый - это аккредитив, при котором платежи поставщику гарантирует банк. В таком случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством открыть для него гарантированный аккредитив. Такое ходатайство банк-эмитент удовлетворяет только платежеспособным клиентам и при условии установления между ними корреспондентских отношений.

 

Открывая гарантированный аккредитив, банк-эмитент дает банку-исполнителю право списывать платежи в пользу поставщика - получателя средств со своего корреспондентского счета.

Рисунок - 3 Расчет с использованием аккредитива

 

Отзывной - это аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом по требованию покупателя без предшествующего согласования с поставщиком. Банк-исполнитель должен оплатить документы, которые было выставлено поставщиком и принятые банком, к получению последним сообщение об изменении или аннулирование аккредитива.

Безотзывной - это аккредитив, который нельзя изменить или аннулировать без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.

Использование аккредитивной формы  расчетов закрепляется в соглашении между поставщиком и покупателем, в котором указывают конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид, способ выполнения, банк поставщика и покупателя.

Основанием для открытия аккредитива плательщиком является сообщение поставщика о готовности к отгрузке товара. Для открытия аккредитива плательщик подает в  банк заявление установленного образца  с необходимыми реквизитами:

номер договора, согласно которому открывается аккредитив;

срок действия аккредитива;

счет плательщика и  банк, который его обслуживает;

документы, в соответствии с которыми осуществляются выплаты  по аккредитиву;

срок их представления;

вид и сумма аккредитива.

Аккредитивная форма  расчетов дает поставщику уверенность в своевременной оплате отгруженного товара.

Для поставщиков (получателей  средств) аккредитивная форма расчетов надежная, относительно простая и  привлекательная, поскольку гарантирует  оплату.

Покупателям расчеты  с использованием аккредитива менее выгодны, так как на определенное время средства изымаются из оборота, который ухудшает финансовое положение предприятий-покупателей, но, вместе с тем она гарантирует поставку товаров, что особенно актуально при международных расчетах.

Вексельная  форма расчетов

Вексельная  форма расчетов - это расчеты между поставщиком (получателем средств) и покупателем (плательщиком средств) с отсрочкой платежа, оформляемые векселем.

Вексель - это письменное безусловное обязательство, долговая расписка стандартной формы, которая дает право ее собственнику требовать уплаты определенной в векселе суммы от лица, его выдавшего, в определённый срок и месте.

 

По своей сути, вексель  является абстрактным долговым обязательством. Его абстрактность состоит в  том, что он не обусловлен предшествующим выполнением любых договорных обязательств. Векселя, которые применяются в хозяйственном обороте как на Украине, так и в международных расчетах, довольно разнообразны. Векселя различаются по:

эмитентам;

соглашениям, которые они обслуживают;

субъектам, которые осуществляют оплату;

наличию залога;

порядку оплаты;

Информация о работе Формы безналичных рачетов