Формирования отчетности на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Целю курсовой работы является изучение формирования отчетности на предприятиях малого бизнеса.
Реализация поставленной цели исследования обусловила определение и необходимость решения следующих задач:
охарактеризовать субъекты малого предпринимательства в РФ;
описать методику формирования бухгалтерской отчетности на предприятиях малого бизнеса;
раскрыть формирование основных форм бухгалтерской отчетности на примере ООО «Акватерм».

Файлы: 1 файл

БФО МП.docx

— 110.36 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству, которое способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, что должно явиться гарантом политической стабильности и обеспечения демократических реформ. На самом деле в последние годы постоянно отмечаются невысокие темпы развития малого бизнеса, что зачастую связано с неудовлетворительно работающей системой государственной поддержки этого вида предпринимательства, с отсутствием льготных режимов налогообложения малых предприятий, с наличием огромной бюрократической машины, препятствующей их эффективному функционированию.

Следует отметить, что на сегодняшний день не достаточно проработанными остаются вопросы методики и организации функционирования предприятий малого бизнеса; распределения функций в бухгалтерии малого предприятия, квалификационных требований к главному бухгалтеру. До настоящего времени не в полной мере раскрыто влияние имеющихся налоговых режимов, применяемых малыми предприятиями, на цели бухгалтерского учета, не четко определен круг пользователей внешней и внутренней экономической информации, имеются недостатки в ведении синтетического и аналитического учета, в составлении форм внешней и внутренней отчетности, а также выборе системы количественных и качественных показателей для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства.

В связи с этим особую актуальность приобретает исследование вопросов организации бухгалтерского учета и методики формирования финансовой отчетности. Основные факторы, которые будут определять в дальнейшем тенденции развития бухгалтерского учета и составления отчетности в малых предприятиях, связаны с совершенствованием организационно-экономических и правовых основ их функционирования.

Целю курсовой работы является изучение формирования отчетности на предприятиях малого бизнеса.

Реализация поставленной цели исследования обусловила определение и необходимость решения следующих задач:

    • охарактеризовать субъекты малого предпринимательства в РФ;
    • описать методику формирования бухгалтерской отчетности на предприятиях малого бизнеса;
    • раскрыть формирование основных форм бухгалтерской отчетности на примере ООО «Акватерм».

Предметом исследования является комплекс теоретических и прикладных вопросов, связанных с формированием отчетности субъектами малого предпринимательства. Объектом исследования была избрана существующая практика формирования отчетности на предприятии малого бизнеса ООО «Акватерм».

В процессе исследования изучались труды российских и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и отчетности, экономического анализа, финансового менеджмента, экономической теории; законодательные и нормативные акты Российской Федерации; материалы научных конференций, статей периодических изданий, международных бухгалтерских стандартов, монографических исследований.

Данная тема изучена при  помощи учетных регистров и форм бухгалтерской отчетности ООО Акватерм».

Работа состоит из введения, двух глав, в которых раскрывается тема данной курсовой работы, заключения и списка литературы. Написано на 29 стр., содержит 3 схемы и 3 таблицы, 5 приложений.

 

 

 

1. Теоретические основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности на предприятиях малого бизнеса

 

    1. Понятие малого бизнеса, значение, проблемы и

перспективы его  развития

 

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшим условием качественного развития страны является одновременное функционирование крупных, средних, малых предприятий, а также осуществление деятельности, базирующейся на личном труде. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% валового национального продукта. В таких странах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Такие предприятия дают 75-80% новых рабочих мест, в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Эффективность малого бизнеса предопределяется тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Малый бизнес более гибок, быстрее реагирует на изменение внешней среды. [7]

По состоянию на 1 октября 2010 г., в России насчитывается 219,7 тысяч малых предприятий и более 2000 тыс. индивидуальных предпринимателей. Доля трудоспособного населения, занятого в сфере малого бизнеса, составила более 19%. [13] Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, по численности занятых и по удельному весу в ВВП малое предпринимательство России существенно отстает от экономически развитых стран.

Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение обшей ситуации в экономике; рост арендных платежей; изменения в региональном законодательстве; необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. В большинстве случаев малые предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов на различных стадиях хозяйственной деятельности. Среди источников финансирования малых организаций основное место занимают собственные средства (70%), в том числе амортизация — 40%, прибыль — 30%. Привлеченные средства составляют 30%, из них эмиссия ценных бумаг — 10%, кредиты банков — 20%. [9, стр. 6]

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым определены условия отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона с 1 января 2008 г, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического липа (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должен превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким  юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов среднего и малого предпринимательства:

    • от 101 до 250 человек для средних предприятий;
    • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяют микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  РФ для каждой категории субъектов  среднего и малого предпринимательства. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. [2]

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», в котором установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость:

    • микропредприятия - 60 млн. рублей;
    • малые предприятия - 400 млн. рублей;
    • средние предприятия - 1000 млн. рублей. [4]

При этом Федеральным законом установлено, что:

1) средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;

3) балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. [2]

Субъекты малого и среднего предпринимательства определяются на основании Федерально закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и включают в себя:

    • индивидуальные предприниматели;
    • потребительские кооперативы;
    • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Крестьянские (фермерские) хозяйства


Малые предприятия – юридические  лица


Индивидуальные предприниматели


Юридические лица, удовлетворяющие  установленным государством критериям


Субъекты малого предпринимательства



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Состав и классификация  субъектов малого

предпринимательства [9, стр.10]

Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. В нашей стране государственная  поддержка осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной  поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства.

В целях реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в РФ в соответствии с Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

2) упрощенная система  ведения бухгалтерской отчетности  для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок  составления субъектами малого  и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия  субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению  прав и законных интересов  субъектов малого и среднего  предпринимательства при осуществлении  государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию  инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства и иные меры. [2]

Ежегодно возрастает финансовая поддержка малого бизнеса. В настоящее  время существуют две программы  на федеральном уровне. Первую осуществляет Министерство финансов РФ за счет средств федерального бюджета. Эта программа софинансируется регионами и направлена на создание региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, технопарков, региональных венчурных фондов, а также на формирование фондов гарантирования, которые помогают малым предприятиям получать кредиты, когда у них нет ни залогов, ни соответствующего обеспечения.

Вторую программу реализует  Российский банк развития. Банк развития обеспечивает кредитование малого бизнеса через 64 кредитные учреждения. Министерство экономического развития РФ считает, что следует увеличить финансирование этой программы, а также создать условия, при которых ставки кредитования по мере прохождения денег через банки не будут расти и останутся доступными для малого бизнеса.

Кроме того, в 2008 г. был принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого  имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ определил правила создания целевых фондов помещений на уровне регионов для аренды площадей предприятиями малого бизнеса. Выкупать арендуемые ныне площади, хотя и придется, но на весьма лояльных и прозрачных условиях. [9, стр. 11]

Информация о работе Формирования отчетности на предприятиях малого бизнеса