Доходы и расходы в российском учете и МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:42, доклад

Краткое описание

Сравнительный анализ российского учета доходов и расходов и Международных Стандартов Финансовой отчетности (МСФО)

Файлы: 1 файл

Доходы и расходы в российском учете и МСФО.doc

— 42.00 Кб (Скачать)
    1.   Сравнительный анализ российского учета доходов и расходов и Международных Стандартов Финансовой отчетности (МСФО)

 

 

 

       В МСФО те или иные доходы и расходы могут быть признаны и без документального подтверждения. Главное, кто фактически владеет активом и может получать выгоду от его использования. Есть и другие различия в учете, которые прежде всего касаются момента признания выручки.

 

     Чем регламентировано:

 

     В российском учете (РСБУ) критерии признания доходов и расходов регламентируются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

 

     Причем отличительной особенностью российских стандартов бухгалтерского учета от МСФО является их детализация и обязательность к исполнению.

 

    В МСФО доходы и расходы рассматриваются как элементы, непосредственно связанные с прибылью организации. Ведь разница между доходами и расходами представляет собой не что иное, как финансовый результат деятельности компании. Поэтому в МСФО надо руководствоваться Принципами подготовки и составления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) (далее по тексту — Принципы) и МСФО 18 «Выручка» (IAS 18 — Revenue).

 

     Отметим, что в МСФО нет ни одного специального стандарта, регламентирующего учет и порядок отражения в отчетности расходов. Все это прописано в отдельных стандартах. Скажем, МСФО 2 «Запасы» (IAS 2 — Inventories) регулируют оценку расходов по материалам, МСФО 16 «Основные средства» (IAS 16 — Property, Plant and Equipment) — затраты по амортизации, МСФО 19 «Вознаграждения работникам»(IAS 19 — Employee Benefits) — расходы по оплате труда. Эти стандарты в том числе регулируют порядок включения затрат в первоначальную стоимость продукции (материалов, товаров), основных средств и нематериальных активов (их капитализацию), а также порядок их списания в виде амортизации (декапитализацию) или выбытия. Кроме того, МСФО 23 «Затраты по займам» (IAS 23 — Borrowing costs) определяет, как учитывать расходы по займам.

 

     Доходы

 

     Доходы по ПБУ 9/99 в целом определяются так же, как и в МСФО, — исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО 18 в ПБУ 9/99 отмечается, что одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата и т. п.)

 

    Во многом схожи и критерии признания дохода в ПБУ 9/99 и по МСФО (см. таблицу 1), однако есть некоторые отличия. Рассмотрим их.

 

Когда выручка в МСФО не признается. РСБУ не предусматривают  анализа существенных рисков, связанных  с собственностью на товары. Согласно российским стандартам главное — произошел переход права собственности или нет. А МСФО упор делают на экономическое содержание сделки. Конечно, в большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с покупкой, совпадает с передачей прав собственности покупателю. Но так бывает не всегда. Например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО может быть признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос: насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно.

 

    Вот еще несколько примеров, когда согласно МСФО выручка не может быть признана:

получение выручки от конкретной продажи возможно только после перепродажи товаров покупателем;

проданные объекты подлежат установке, а она составляет значительную часть  стоимости контракта, который еще  не выполнен компанией. Выручка по этой сделке не признается до завершения установки;

покупатель имеет право  расторгнуть сделку. Например, если условиями контракта предусмотрен возврат товаров, но невозможно оценить  его вероятность.

 

     Когда выручка признается постепенно. Если сделка подразумевает последующее обслуживание проданного товара, согласно МСФО выручка признается в течение всего периода обслуживания.

 

      Основные термины МСФО, касающиеся доходов и расходов

 

Выручка, оборот, продажи (Revenue,Revenues, Sales revenue) — выручка от реализации продукции, денежные средства или другое возмещение, полученные за проданные товары.

 

      Чистая выручка от реализации, чистый объем продаж (Net sales) — общая сумма выручки от реализации (Gross sales) за минусом возврата и уценки проданных товаров, а также скидок с продаж за досрочную оплату.

 

      Незаработанные доходы, авансы покупателей, отсроченные доходы (Unearned revenues, Advances from customers, Deferred revenues) — доходы, полученные авансом; полученные средства за товары, еще не поставленные покупателю, и еще не оказанные услуги.

 

     Прочие доходы и расходы (Other revenues and expenses) — раздел в Отчете о прибылях и убытках, в котором указываются прибыли и убытки от операций не по основной деятельности. Например, результаты от продажи своего имущества, проценты по ценным бумагам, доходы от аренды и т. д.

 

    Расходы (Expenses) — затраты, которые приводят к уменьшению собственного капитала и возникают в ходе обычной деятельности предприятия. Следует отличать от случайных убытков и потерь (Losses), которые возникают в результате редких, нетипичных операций и событий (например, от продажи основных средств, ценных бумаг, от изменения курсов иностранных валют).

 

     Капитальные расходы (Capital expenditures) — затраты на приобретение или расширение долгосрочных активов (основных средств).

 

     Текущие расходы (Revenue expenditures) — расходы текущего отчетного периода.

 

Административные расходы (Administrative expenses) — периодические расходы, относящиеся к функционированию предприятия в целом. Например, заработная плата управленческого персонала, затраты на офисные принадлежности, проценты по кредитам, страховкаобщая и т. п.

 

    Коммерческие расходы (Selling expenses) —не включаемые в производственнуюсебестоимость расходы, связанныес реализацией и продвижением на рынкепродукции.

 

    Накладные расходы, косвенные затраты (Recovered overhead, Absorbed overhead, Applied overhead) — обычно распределяются между объектами затрат на основе установленного коэффициента.

 

    Операционные расходы (Operating expenses) — включают в себя коммерческие расходы (связанные с реализацией), общие и административные расходы.

 

    Организационные расходы (Organization costs) — расходы на создание компании; могут рассматриваться как нематериальные активы с соответствующим списанием их суммы через амортизацию.

 

    Расходы, оплаченные авансом (Prepaid expenses) — предоплаченные расходы. Например, расходы на страхование и аренду.

 

    Транспортные расходы (Freight out,Carriage out, Transportation out) — например, расходы по доставке проданных товаровпокупателю.

 

   Финансовые расходы (Financial expenses) —расходы, связанные с привлечением либо использованием заемных средств.


Информация о работе Доходы и расходы в российском учете и МСФО