Cущность и значение бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет - древнейшая наука. Она появилась в первобытном обществе в виде примитивного учета основных хозяйственных операций и непосредственных хозяйственных связей в общине. Необходимость управления общественным производством в интересах всей общины побуждает ее выделять и содержать специального человека, осуществляющего учет общинного хозяйства. Роль и значение бухгалтерского учета в настоящее время трудно преувеличить, поскольку эффективность управленческого процесса, экономического и хозяйственного функционирования предприятия во многом зависит от правильно организованной систему учета, в том числе и бухгалтерского.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Историческое развитие бухгалтерского учета…………………….……........5
2. Сущность и значение бухгалтерского учета……………………..………....10
3. Предмет и объекты бухгалтерского учета…………………………………..15
4. Метод и функции бухгалтерского учета…………………………………….19
5. Значение бухгалтерского учета в управлении предприятием……………25
Заключение………………………………………………………………….........31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по бух.учёту Тема Сущность и значение бух.учета.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Объекты управления и органы управления находятся между собой в определенной связи, представляют неразрывное единство двух относительно обособившихся элементов, что позволяет называть эту структуру системой управления. Различают два вида связей в системе управления - прямой и обратный, которые и определяют, в конечном счете, различные функции управления. Прямая связь характеризует определенное воздействие органов управления, например по регулированию некоторых параметров хозяйственной деятельностью. При этом возникает необходимость получать сведения об объекте управления, анализировать их, осуществлять контроль за выполнением принятых решений. Эта объективная необходимость порождает обратную связь в системе управления, характеризующую органическое состояние объекта управления. Прямая и обратная связи реализуются в системе управления в основном посредством информации (от лат. разъяснение, изложение), которая представляет собой обмен между людьми, причем эти сведения могут передаваться любым способом.

Для обеспечения управления экономическими процессами, способствующими устранению элементов неопределенности при прогнозировании, планировании и регулировании хозяйственной деятельности, применяются тесно взаимосвязанные и взаимодействующие виды учета: оперативный, бухгалтерский, налоговый и статистический.

Учет и отчетность - это основные элементы эффективного управления для достижения максимальной отдачи от вложенных средств. Основной задачей учета и отчетности является измерение результатов деятельности за конкретный период и отражение финансового состояния фирмы. Стандарты бухгалтерского учета и отчетности, принятые в РФ - это официальные правила, отражающие хозяйственные процессы в учете, пояснительной записке и финансовой отчетности.[4]

Хозяйственный учет - это количественное отражение хозяйственных средств и процессов посредством наблюдения, измерения, группировки и обобщения полученных данных для оперативного контроля над средствами и процессами. Виды хозяйственного учета: оперативный, налоговый, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет предназначен для текущего управления производством и отдельными хозяйственными операциями.

Налоговый учет осуществляют все хозяйствующие субъекты для предоставления отчетности в налоговые органы, для определения доходов и расходов и определения налогооблагаемого дохода.

Бухгалтерский учет является отражением непрерывной, хозяйственной деятельности субъекта с целью наблюдения, регистрации, обобщения, анализа данных и выработки стратегии на будущий период. Бухгалтерский учет - это система сбора, регистрации и обобщения информации об активах, собственном капитале, обязательствах, доходах и расходах субъекта хозяйственной деятельности.

Статистический учет предназначен для изучения и контроля хозяйственных явлений и процессов в количественном и качественном состоянии, данные по которым предоставляются в статистические органы.

Задачами бухгалтерского учета являются:

1. Обеспечение полной и достоверной  информацией о хозяйственной  деятельности субъекта заинтересованных  лиц и руководства;

2. Предоставление требуемой информации уполномоченным государственным органам;

3. Контроль над сохранностью  средств субъекта;

4. Определение результатов деятельности  субъекта.

Предметом бухгалтерского учета являются активы, собственный капитал и обязательства субъекта. Объектом бухгалтерского учета являются осуществляемые субъектом хозяйственные операции. Средства предприятия (активы) это внеоборотные (долгосрочные) и оборотные (текущие) активы. Источниками образования этих средств являются собственный капитал и заемный капитал (долгосрочные и текущие обязательства).[6]

Принципы ведения бухгалтерского учета:

1. Начисление. Финансовые отчеты  предприятия составляют на основе  принципа начисления, при котором  доходы признаются, когда они  заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, в отличие от кассового метода, при котором доходы и расходы признавались с момента поступления или выплаты денежных средств.

2. Непрерывность. Предполагается, что  предприятие будет действовать  в течение бесконечного времени, то есть время его ликвидации не определено.

3. Понятность. Информация, предоставляемая  пользователям и руководству  должна быть понятной.

4. Значимость. Информация, представленная  в учете и отчетности, должна  удовлетворять потребности пользователей  при принятии решений и оценке событий и иметь прогнозную ценность.

5. Существенность. Информация является  существенной, если ее пропуск  или неправильное представление, могут существенно повлиять на  принятие решений. Несущественные  статьи показываются агрегировано.

6. Достоверность. Пользователи должны полностью полагаться на достоверность сведений, содержащихся в финансовой информации. Пользователи могут полагаться на представленную информацию, если в ней отсутствуют существенные ошибки.

7. Правдивое и беспристрастное  представление. Финансовая информация должна быть лишена искажений и пристрастности, допускаемой исполнителями. Финансовые отчеты должны создавать у пользователей правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах финансово-хозяйственной деятельности, движении денежных средств субъекта.

8. Нейтральность. Финансовая информация  должна быть лишена предвзятости, чтобы быть надежной.

9. Осмотрительность. Данный принцип  требует особой осмотрительности  при оценке событий и результатов, чтобы доходы и активы не были переоценены (завышены), а расходы и обязательства не были недооценены (занижены).

10. Завершенность. Информация должна  быть полной и завершенной  по всем показателям деятельности.

11. Сопоставимость. Для того чтобы  информация была полезной, она  должна быть представлена в форме, сопоставимой от одного отчетного периода к другому, а также с данными других субъектов.

12. Последовательность. Информация  должна прослеживаться от одного  периода до другого периода  без перерывов и разрывов.

Таким образом, должна соблюдаться непрерывность учета во времени, строгая документальность учетных частей, реальная оценка учитываемых объектов.[5]

 

3. Предмет и объекты бухгалтерского  учета

 

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые могут объединяться в две группы:

  1. объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
  2. объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.

К первой группе относятся имущество организации, состоящее из различных видов средств и обязательств, а ко второй - хозяйственные процессы и их результаты. Для эффективного использования активов необходимо знать, какие его виды имеются в организации и как они размещены, а также источники образования этого имущества и их целевое назначение. Поэтому необходима классификация имущества в двух разрезах:

  1. по составу и размещению;
  2. по источникам образования и назначению.

По составу и размещению имущество можно подразделить на следующие основные группы: внеоборотные активы, оборотные активы и отвлеченные активы (рисунок 1). Внеоборотные активы подразделяются на основные средства и нематериальные активы. В группу основных средств входят: здания, сооружения, производственные машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др. В процессе использования основные средства постепенно изнашиваются, и их стоимость включается в себестоимость продукции (работ, услуг) частями путем начисления амортизации.

Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на патентобладателя на патенты, изобретения, промышленные образцы, а также иные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности).

 Нематериальные активы, как  и основные средства, переносят  свою первоначальную стоимость  на затраты производства в  течение срока их пользования.

К внеоборотным активам можно условно отнести вложения во внеоборотные активы - средства, находящиеся в пока что неоконченном строительстве, вложенные в приобретение, реконструкцию внеоборотных активов, модернизацию и техническое перевооружение.

Причем часть внеоборотных активов может быть отвлечена или передана во временное пользование другим организациям, например по договорам аренды. В эту группу можно отнести отложенные налоговые активы, образовавшиеся в результате возникновения разницы по данным бухгалтерского и налогового учета.[7]

Оборотные активы подразделяются на следующие группы: материально-производственные запасы, денежные средства, финансовые активы и средства в расчетах.

Значительную часть оборотных активов составляют материально-производственные запасы: материалы, готовая продукция, незавершенное производство и товары.

Материалы необходимы для производственной деятельности в основном в качестве сырья, топлива и различных вспомогательных материалов.

Незавершенное производство - это ресурсы предприятия, которые находятся непосредственно в процессе производства, но еще не превращены в готовую продукцию. Например, это затраты на сырье, материалы, оплату труда и т.д. на производство продукции, которая еще не прошла все стадии обработки (автомобиль на конвейере в машиностроительной промышленности и т.п.).

Готовая продукция - продукция, произведенная в организации, прошедшая все стадии обработки, соответствующая стандартам и предназначенная для продажи.

Товары отгруженные - это готовая продукция, которая отправлена в виде груза покупателю, но право собственности, на которую еще принадлежит организации-поставщику.

Другие товары - различные виды товаров, приобретенные для дельнейшей продажи и перепродажи без дополнительной обработки.

Денежные средства - наличные деньги, хранящиеся в кассе и на различных счетах в банках.

Финансовые активы - это вклады организации в уставные капиталы других организаций, в различные ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), а также займы, представленные другим организациям.

Все перечисленные выше активы составляют ресурсы организации, но для полной их характеристики необходимо знать источники образования этих ресурсов. Это могут быть собственные и привлеченные источники.

Собственные источники или собственный капитал - это капитал организации, зарегистрированный в уставе, сформированный за счет взносов учредителей при создании организации (уставный капитал), добавочный капитал, создаваемые резервы (резервный капитал, различные резервы), целевое финансирование (средства других юридических лиц, средства различных бюджетов, которые предназначаются для выполнения конкретного вида работ и возврату не подлежат), целевые фонды, прибыль, полученная в результате финансово-хозяйственной деятельности организации.

Привлеченный капитал - это различные кредиты банков (краткосрочные, долгосрочные), других организаций (краткосрочные, долгосрочные займы) и кредиторская задолженность (долги предприятия по различным операциям с поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом, по расчетам с персоналом по оплате труда и прочими кредиторами). Организация может задолжать другой организации при получении от него различных материалов и товаров (поставщикам), услуг и выполненных ими работ (подрядчикам) и т.д., государству - по различным налогам и обязательным отчислениям, (пенсионному фонду и другим внебюджетным фондам), а также своим работникам (по оплате труда). Вся перечисленная задолженность входит в группу кредиторской задолженности. Объектом бухгалтерского учета, как указывалось выше, является также хозяйственная операция - фактическое совершенное действие по изменению объектов учета или один отдельный факт хозяйственной деятельности. Причем, любая хозяйственная операция должна быть оформлена документально.

Из массы хозяйственных операций складываются процессы, которые можно разделить на:

  1. процесс заготовления - заготовление сырья, материалов, т.е. обеспечение организации основными и оборотными средствами;
  2. процесс производства - хозяйственные операции по расходованию сырья и материалов, трудовых ресурсов (начисление оплаты труда), основных средств (начисление амортизации) и оприходованию готовой продукции;
  3. процесс продажи - совокупность операций по отгрузке продукции покупателям и заказчикам, расчетам за отгруженную продукцию, поступлению денег на счета организации и определению финансового результата от реализации.

При этом все хозяйственные процессы в деятельности отдельной организации могут происходить одновременно и главная задача бухгалтерского учета - своевременное и достоверное их отражение в учете. Решение указанных задач бухгалтерский учет осуществляет с помощью соответствующих способов и приемов, составляющих в совокупности метод бухгалтерского учета.[8]

Информация о работе Cущность и значение бухгалтерского учета