Бухгалтерский учет в Швецарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:09, доклад

Краткое описание

Швейцария представляет собой федерацию из 26 кантонов, каждый из которых обладает значительной политической, экономической и налоговой автономией. Федеральное законодательство служит основой, гарантирующей базовый уровень единообразия в стране, оно включает Гражданский кодекс, Кодекс обязательств и Кодекс штрафов. Каждый кантон и коммуна может в пределах своих полномочий принимать дополнительные законы.

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ В ШВЕЙЦАРИИ.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ В ШВЕЙЦАРИИ

    Швейцария представляет собой федерацию из 26 кантонов, каждый из которых обладает значительной политической, экономической  и налоговой автономией. Федеральное  законодательство служит основой, гарантирующей  базовый уровень единообразия в стране, оно включает Гражданский кодекс, Кодекс обязательств и Кодекс штрафов. Каждый кантон и коммуна может в пределах своих полномочий принимать дополнительные законы. 

    Долгое  время регулирование бухгалтерского учёта в Швейцарии осуществлялось на базе Кодекса обязательств. С 1970-х гг. началось изменение законодательства, завершившееся в 1991 г. принятием ряда новых статей Кодекса. Цели этих изменений заключались в достижении большей прозрачности учёта и отчётности, повышении защищённости акционеров, усовершенствовании структуры компаний, облегчении применения капитала и предотвращении злоупотреблений.

    Другим  источником регулирующих положений  по бухгалтерскому учёту явился созданный  в 1984 г Фонд рекомендаций по бухгалтерскому учёту и отчётности. Его задачи заключаются в выдаче рекомендаций по бухгалтерскому учёту и отчётности с целью дальнейшего совершенствования бухгалтерской практики, достижения сопоставимости и повышения качества отчётности.

    Ещё одним источником нормативных положений  по учёту служит Руководство по аудиту, опубликованное Швейцарским институтом присяжных бухгалтеров и налоговых консультантов. Оно даёт наиболее точные указания по всем статьям бухгалтерской отчётности.

    В Швейцарии существуют довольно ограниченные требования к учёту и отчётности, поэтому, издавна крупные швейцарские фирмы добровольно следуют зарубежным правилам, в частности, директивам ЕС и стандартам МСФО. В настоящее время около 40 % швейцарских компаний, акции которых котируются на бирже, составляют консолидированную отчётность в соответствии с МСФО, а доля фирм, которые следуют директивам ЕС, ещё больше. Кодекс обязательств требует, чтобы совет директоров составлял бухгалтерскую отчётность, управленческий отчёт и, в некоторых случаях, консолидированную бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность включает баланс, отчёт о прибылях и убытках и примечания к отчётности. Кроме тою, Фонд рекомендаций но бухгалтерскому учёту и отчётности добавляет к этому списку отчёт о движении фондов. 

    В стране не установлена обязательная форма баланса, он может быть представлен в горизонтальной или вертикальной форме.  Порядок классификации не имеет значения:  оборотные средства и кредиторскую задолженность  (до одного года) можно отражать до или после основных средств и капитала. Однако законом установлена минимально необходимая структура баланса. Так,  согласно Кодексу обязательств он должен содержать непременно четыре раздела:  оборотные средства, основные средства, кредиторскую задолженность и капитал.

    Отчёт о прибылях и убытках раньше был малоинформативным. Некоторые фирмы не отражали даже объём реализации, а начинали отчёт с валовой прибыли. Сейчас отчёт должен включать как минимум в составе выручки – объём реализации, финансовую выручку, прибыль от продажи основных средств; в составе расходов – сырье и материалы, расходы на оплату труда, финансовые расходы и амортизацию. Конкретная форма представления информации не оговорена. Отчёт может быть представлен вертикально или горизонтально, выручка и расходы могут классифицироваться по характеру или по функциональному признаку, но обязательно должны быть приведены данные за предшествующий год.

    Если  корпорация большинством голосов или  иным образом контролирует другие компании, она должна составлять консолидированную  бухгалтерскую отчётность. Чтобы не составлять консолидированную отчётность, корпорация вместе с дочерними компаниями в течение двух последовательных лет не должна превышать два из трёх показателей: общая сумма активов – менее 10 млн. швейцарских франков, объём реализации – 20 млн. швейцарских франков, среднесписочное число служащих – 200 человек в год. Компания может не составлять консолидированную отчётность, если она уже включена в консолидированную отчётность материнской компании. 

    Если  долевые ценные бумаги компании котируются на бирже, она обязана составлять промежуточный отчёт за шесть месяцев каждого года. Этот отчёт должен включать информацию, позволяющую оценить динамику бизнеса и результаты деятельности компании, отражать факторы, которые оказали существенное влияние на финансовое положение компании, а также причины образования чрезвычайных доходов и расходов и изменения сопоставимых данных за соответствующий период предшествующего года. Этот отчёт составляют на основе тех же принципов учёта, что и годовую бухгалтерскую отчётность, но он не подлежит аудиту.

    Если  компания выпустила облигации или  её акции котируются на бирже, она  должна либо публиковать свою индивидуальную и консолидированную бухгалтерскую  отчётность, либо направлять копии  каждому заинтересованному лицу. Кроме того, эти документы должны быть представлены в Совет швейцарской фондовой биржи в течение 6 месяцев по окончании финансового периода. Компании, акции которых не котируются на бирже, должны предоставлять свою отчётность для проверки только кредиторам, а все споры разрешать в суде.

    В примечаниях к отчётности приводится значительный объём информации; сумма  гарантий и залога; задолженность  по лизинговым соглашениям, не отражённым в балансе; задолженность перед  пенсионными фондами; проценты и сроки погашения выпущенных облигаций; операции с собственными акциями; увеличение капитала. Кроме того, компании, акции которых котируются на бирже, должны предоставлять информацию о личностях и доле основных акционеров.

    Тем не менее, Кодекс обязательств указывает, что информация, которая может нанести ущерб компании или группе, может быть опущена, если аудиторы проинформируют о причинах, не позволяющих включить её в примечания к отчётности. 

    Примечания  к консолидированной бухгалтерской  отчётности должны включать ещё принципы консолидации, описание принципов оценки и их изменения,  информацию о масштабах консолидации,  разбивку объёма реализации по регионам и видам деятельности.

    Отчёт об изменении финансового положения  или отчёты о потоках денежных средств не обязательны, Кодекс обязательств даже не упоминает о них. Тем не менее, по мнению Фонда рекомендаций по бухгалтерскому учёту и отчётности, этот отчёт является неотъемлемой частью бухгалтерской отчётности. Его задачей является отражение изменения фондов в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Заметим, что большинство компаний вместо отчёта о финансовом положении составляют отчёт о потоках денежных средств.

    Аудиторский отчёт представляют годовому общему собранию акционеров в письменной форме. Если компания составляет консолидированную отчётность, аудиторы должны удостовериться, что эта отчётность соответствует законодательству и правилам консолидации.

    Учётная политика и методы оценки. В Швейцарии, как и в других странах, некоторые предприятия стараются создавать скрытые резервы,  чтобы уменьшить налоги, защититься от конкуренции,  предотвратить завышенные требования по уплате дивидендов со стороны персонала компании в ущерб внутреннему финансированию роста компании. Создавать такие резервы разрешено законом. В Кодексе обязательств сказано, что их можно образовывать для гарантии процветания предприятия или более равномерного распределения дивидендов, но об этом фирма должна извещать своих аудиторов. Согласно Кодексу обязательств консолидированная финансовая отчётность должна соответствовать тем же принципам, что и отчётность отдельных предприятий. Фактически многие швейцарские компании ограничивают рамки консолидации дочерними компаниями, в которых они обладают большинством голосов. Обычно компании не включают в консолидированную отчётность небольшие или несущественные дочерние компании, а также компании, чей основной вид деятельности сильно отличается от остальной группы, или компании, которые в результате жёстких ограничений не могут передать средства материнской компании.

    Согласно  требованиям Фонда рекомендаций по бухгалтерскому учёту и отчётности единственным методом консолидации является метод полной консолидации. Однако швейцарские компании следуют  общепринятым правилам консолидации.

    Дочерние  компании, контролируемые материнской  компанией, консолидируются с использованием метода полной консолидации. Ассоциированные  компании, где материнская компания владеет прямо или косвенно 20 % голосов и более, учитываются  по методу собственного капитала. Компании, в которых материнская компания владеет менее 20 % голосов, отражаются по методу себестоимости.

    Стоимость инвестиций погашается за счёт соответствующей  части собственного капитала дочерней компании на дату приобретения. Это  требование выполняют все компании, акции которых котируются на бирже.

    Капитал консолидируют с использованием двух альтернативных методов:

    • метод покупки, когда стоимость  приобретения отражается за счёт переоценки активов и пассивов дочерней компании по рыночной стоимости на дату приобретения;

    • метод объединения долей, когда  совокупные активы, пассивы и резервы  материнской и дочерней компании отражаются по учётной стоимости.

    В Швейцарии допускаются оба варианта учёта гудвила: капитализация, т.е. отражение его в активе баланса и списание за счёт резервов, или, что встречается чаше, уменьшение одного из резервов. Как и в других европейских странах, большинство компаний долгое время предпочитали второй вариант, чтобы избежать уменьшения доходов в последующие годы из-за амортизации гудвила. Однако в последнее время компании, акции которых котируются на бирже, под влиянием международных стандартов начали капитализировать гудвил. Если гудвил отражается в составе активов, он амортизируется в течение срока полезной эксплуатации – от 5 до 40 лет.

    Фонд  рекомендаций по бухгалтерскому учёту  и отчётности указывает 3 метода пересчёта  статей бухгалтерской отчётности зарубежных дочерних компаний: метод курса на конец периода  (текущего курса), временной метод, денежный  (неденежный) метод. Первые два метода аналогичны тем, которые описаны в МСФО 21.

    При использовании первого метода все  статьи баланса, кроме акционерного капитала, переоценивают по курсу  на конец периода, а выручку и  расходы конвертируют по курсу на конец периода или среднему курсу за период. Разницы, возникающие при пересчёте балансовых статей, учитывают в составе акционерного капитала, разницы от переоценки выручки и расходов по среднему курсу можно включать в доход либо в акционерный капитал.

    Временной метод проводит разграничение между  денежными статьями, которые конвертируются но курсу на конец периода, и не денежными статьями, которые конвертируются по первоначальному курсу. Выручку  и расходы конвертируют по курсу  на дату совершения операции за исключением амортизации, которая конвертируется по тому же курсу, что и соответствующая балансовая статья. Разницу, возникающую при пересчёте, обычно отражают как доход. 

    Денежный  (неденежный)  метод отличается от временного метода тем,  что все неденежные статьи конвертируют по первоначальному курсу независимо от того, корректировалась ли их стоимость. Разницу можно отражать в отчёте о прибылях и убытках либо включать в акционерный капитал.

    Дочерние  компании, пользующиеся значительной независимостью от материнской компании, применяют метод курса на конец периода  (текущего курса). Бухгалтерская отчётность компаний, чья деятельность является неотъемлемой частью материнской компании, должна трансформироваться с использованием временного метода. Эти правила могут применяться, но они необязательны. Большинство компаний конвертирует статьи в иностранной валюте по курсу на конец периода и выявляет разницу в составе доходов. Часть компании относит курсовые разницы по долгосрочным инвестициям между компаниями на нераспределённую прибыль. Некоторые фирмы конвертируют дебиторскую и кредиторскую задолженность по форвардным контрактам с использованием будущих контрактных курсов.

    В новом законе о компаниях минимальный  акционерный капитал был увеличен до 100 тыс. швейцарских франков. Минимальная номинальная стоимость акций сократилась со 100 до 10 швейцарских франков, поскольку рыночная стоимость акций многих компаний стала гораздо выше по сравнению с международными стандартами.

    Компании  могут приобретать собственные акции, совокупная, номинальная стоимость которых составляет 10 % общего капитала, т.е. акционерного капитала и капитала участия. 

    Что же касается резервов, то в Швейцарии, прежде всего, выделяют общий резерв, его создания требует законодательство. В Кодексе обязательств установлено, что 5 % ежегодной прибыли должны относиться в общий резерв до тех пор, пока он не составит 20 %  оплаченного капитала.  Затем необходимо отчислять 10 % дивидендов,  выплаченных сверх базового уровня дивидендов в размере 5 %  годовой прибыли. Общий резерв используют преимущественно для покрытия убытков.

    Закон предписывает создание ещё двух специальных  резервов – резерва по собственным  акциям и резерва переоценки. В  учредительном договоре могут быть предусмотрены дополнительные резервы.

    В бухгалтерской отчётности отдельных  компаний основные средства должны оцениваться  по первоначальной стоимости приобретения или производства за вычетом амортизации  без права текущей переоценки. Исключение составляют компании, накопленные убытки которых превышают половину капитала и обязательных резервов. В этом случае разрешено переоценивать имущество и доли участия до текущей стоимости. Разницу от переоценки учитывают на счёте специального резерва,  который может уменьшаться только в результате перевода в состав акционерного капитала,  списания иди продажи соответствующих активов. Консолидированную бухгалтерскую отчётность в Швейцарии можно составлять по первоначальной или текущей стоимости. Последняя может основываться на реальной текущей стоимости, восстановительной стоимости или на аналогичных издержках. Единственным условием является единообразие и согласованность.

Информация о работе Бухгалтерский учет в Швецарии