Бухгалтерский учет и аудит основных средств на примере АО «Квант»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы:
Изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.
Проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета и аудита, пользуясь первичными документами бухгалтерии .Особенно важным при анализа предприятия является:
амортизация т.к. накопленный за время эксплуатации доход представляет собой отложенный источник для приобретения новых основных средств;
организация учета поступления и движения основных средств предприятия;
бухгалтерский и налоговый учет, рассмотрение взаимо связанных бухгалтерских , налоговых и правовых последствий тех или иных действий , которое поможет избежать многих ошибок череватых конфликтами с налоговыми органами и проблемами при ведении бухгалтерского учета.
Выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств .

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Нормативно-правовая база учета основных средств в бухгалтерском
учете. ………………………………………………………………………... 4
1.1. Понятие основных средств, их классификация . Общий порядок организации учета основных средств в организации. ……..…………………………. 4
1.2. Основные нормативные документы, регламентирующие учет основных средств. ………………………………………………………………………... 7
1.3. Основные бухгалтерские проводки. ………………………………………12
1.4 Организация налогового учета основных средств. …………………..14

Глава 2. Организация бухгалтерского учета основных средств на примере АО “Квант”. ……………………………………………………………………….. 29
2.1. Организация учета основных средств в АО “Квант”. …………………..29
2.2 Документы для оформления движения основных средств. ……………31
2.3 Основные недостатки учета основных средств на предприятии. ……..40

Глава 3. Aудит основных средств . …………………………………………… 42
3.1 Источники информации основные направления проверки . ……………42
3.2 План и программа аудиторской проверки основных средств. ……..43
3.3 Перечень аудиторских процедур . ………………………………………49
3.4 Типичные ошибки. ……………………………………………………50

Заключение ………………………………………………………………….51
Список использованной литературы ……………………………………………..52
Приложения 1 ………………………………………………………………………...53
Приложения 2 ………………………………………………………………………...54
Приложения 3 ………………………………………………………………………...56
Приложения 4 ………………………………………………………………………...57
Приложения 7а ………………………………………………………………………...61
Приложения 5 ………………………………………………………………………...63
Приложения 8 ………………………………………………………………………...65
Приложения 6 ………………………………………………………………………...67
Приложения 9 ………………………………………………………………………...69
Приложения 10 ………………………………………………………………………...71
Приложения 11 ………………………………………………………………………...73
Приложения 7 ……………...………………………………………………………... 75

Файлы: 6 файлов

Fixed assets - accounting and taxation.doc

— 880.50 Кб (Открыть, Скачать)

Аудит основных средств..doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Проверка операций с основными  средствами и нематериальными активами

  1. Цели проверки и источники информации
  2. Проверка операций по движению ОС
  3. Проверка правильности документального оформления оприходования ОС и их списания
  4. Проверка правильности оценки и переоценки ОС, начисления амортизационных отчислений, проведения капитального и текущего ремонта ОС

 

 

 

Цели проверки и источники  информации

Основными целями аудиторской проверки основных средств (ОС)  является проверка законности и правильности:

  • операций поступления, перемещения и выбытия ОС  
  • определение первоначальной стоимости объектов ОС ;
  • их документального оформления;
  • своевременное начисление, включение в издержки производства и использование амортизационных отчислений с ОС ;
  • определение и использование остатка износа ОС;
  • отражение на счетах бухгалтерского учета операций по движению ОС ;
  • осуществляется также проверка наличия неиспользуемого оборудования, его состояния, условий хранения и принятых мер по его реализации или передаче другим организациям;
  • сохранности ОС , наличие излишек ОС ;

Источники информации:

  1. баланс; журнал-ордер №№ 8, 10, 10/1, 11, 12, 13, 15, 16;
  2. разработочные таблицы №№ 7, 10 к журналам-ордерам №№ 13, 15;
  3. акты приемки-передачи ОС, ф. № ОС-1;
  4. акты приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных ОС, ф. № ОС-2;
  5. акты на списание ОС, ф. № ОС-3;
  6. акты на списание автотранспортных средств, ф. № ОС-4;
  7. инвентарные карточки учета ОС, ф. № ОС-6;
  8. опись инвентарных карточек по учету ОС, ф. № ОС-7;
  9. карточки учета движения ОС, ф. № ОС-8;
  10. инвентарные списки ОС, ф. № ОС-9;
  11. договора купли-продажи, договора поставки, договора дарения;
  12. приказ об учетной политике предприятия.

 

 

Проверка операций по движению ОС

Проверку операций по оприходованию  ОС необходимо начинать с изучения учетной политики предприятия на финансовый год, за который производится аудиторская проверка. Следующим этапом проверки является проверка наличия в организации постановления действующей комиссии по приему и списанию ОС (встречаются случаи неофициальной передачи функций этой комиссии главному бухгалтеру), если такой комиссии не создано, то в ходе проверки необходимо добиться у руководства ее создания, т.к. все оформленные документы по приему и особенно по списанию ОС не имеют юридической силы, и все записи в учете по этой причине должны быть скорректированы. Очень важно удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости объектов ОС. В практике проведения аудиторских проверок встречается масса случаев, когда первоначальная стоимость объектов значительно занижается за счет неприсоединения к указанной в договоре (счете) поставщика стоимости дополнительных расходов, понесенных организацией, связанных с доставкой, погрузкой, разгрузкой и монтажом оборудования (все расходы учитываются на счете 08, потом суммируются и списываются на счет 01). Как правило, все эти дополнительные расходы относятся на себестоимость готовой продукции, что искажает динамические показатели деятельности организации и занижает начисленные и уплаченные суммы налогов. Встречаются случаи, когда оплаченные за поставку ОС суммы длительное время значатся в дебиторской задолженности, в то время как они такое же время успешно работают на производство продукции. Очень важно проверить фактическое наличие ОС, сравнив его с учетными данными. Это необходимо делать в связи с тем, что инвентаризацию ОС разрешается проводить 1 раз в 3 года; необходимо также сверить инвентарные номера ОС с учетными данными, т.к. бывает так, что инвентарные номера вообще не присваиваются, или присваиваются номера ранее списанных ОС. Аудитор должен также проверить правильность разделения ОС по характеру участия их в производстве (находящиеся в производстве, реконструируемые или находящиеся в запасах). 

Проверка правильности документального оформления оприходования  ОС и их списания

Практика проведения аудиторских  проверок показывает, что в большинстве  случаев необходимая документация, связанная с оприходованием ОС, не ведется, а если и ведется, то заполняются  не все реквизиты, предусмотренные  в форме документа, а это в  конечном итоге приводит к тому, что неправильно определяются амортизационные отчисления, а при производстве капитального ремонта ОС незаконно включаются в себестоимость затраты, которые по положению должны быть отнесены на капитальные вложения. Часто оборудование числится в учете обезличенно, без закрепления за ответственными за его сохранность работниками, что порой приводит к недостачам и хищениям. Нередко передача ОС с одного места нахождения в другое документально не оформляется, что приводит к запутанности в учете. Обо всех случаях аудитор должен сообщить руководству предприятия. Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания ОС с учета, т.к. этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Занимаясь вопросами списания ОС, аудитор должен проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки ОС; если такового не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания ОС. 

Проверка правильности оценки и переоценки ОС, начисления амортизационных отчислений, проведения капитального и текущего ремонта ОС

Если предприятие применяет  метод ускоренной амортизации (о  чем указывается в учетной  политике предприятия), аудитор уточняет и применяет цель проведения ускоренной амортизации, что послужило основанием для ее ведения, дата начала ведения амортизации, (условный) установленный коэффициент повышения норм амортизационных отчислений (АО) и перечень оборудования, в отношении которого используется ускоренная амортизация, при этом должно быть обращено внимание на то, что данный метод относится только к активной части ОС для предприятий всех отраслей и в отношении всех ОС высокотехнологических отраслей экономики. Аудитор обязан удостовериться, доведено ли решение о применении ускоренного метода до налоговых органов. Проводя проверку начисления АО, аудитор должен обратить внимание на начисление АО по ОС, не относящимся к промышленно-производственным, т.е. АО по объектам культуры, не включаются ли они в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов. В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают, или работают в 1 смену и менее, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является правомерность приостановления начисления АО и применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (не больше 0,5). Важно также проверить, не продолжается ли начисление АО по ОС, которые уже имеют полный износ. Имеют место случаи, когда бухгалтеры допускают ошибки в определении норм АО, особенно по тем объектам ОС, о технической документации которых не указаны шифры. В этих случаях аудитор должен добиться от руководства организации создания авторитетной комиссии по отнесению того или иного объекта ОС к соответствующим группам. Проводя проверку начисления АО по ОС, аудитор должен проверить и соответствующие расчеты, и их тождественность с данными аналитического и синтетического учета АО. Проверяя вопросы, связанные с отнесением затрат на производство технического и капитального ремонта, аудитор должен проверить документацию, на основании которой проверяющиеся ремонтно-дефектные ведомости, план проведения ремонтных работ, сметные расчеты. Очень важно при этом провести тщательную проверку всех этапов ремонтных работ, и главное установить, нет ли таких работ, которые должны быть отнесены не к капитальному ремонту, а к капитальным вложениям. Очень часто допускаются такие нарушения при производстве ремонта в арендованных зданиях, причем нередко в договорах на аренду не оговаривается сторона, которая должна производить ремонт. Нередко предприятия реконструкцию ОС проводят под видом капитального, или, еще хуже, технического ремонта, тем самым списывая незаконные затраты на себестоимость продукции, а не в зачет источников по финансированию КВ. В ходе проверок нередко выявляется приписка в объеме выполненных работ, причем произведенных как силами самой организации, так и сторонними организациями. В таких случаях, если аудитор не может сам определить признаки и характер отнесения работ (к ремонту или к КВ), он должен пригласить специалиста. Приписки всегда приводят к незаконному повышению затрат на производство работ, а следовательно, и к повышению себестоимости продукции. Важный элемент проверки – установление фактов отнесения затрат на ремонтные работы в себестоимость продукции по объектам ОС, не относящихся к производственным фондам. При проведении проверки отнесение затрат на ремонтные работы аудитору следует обратить внимание на следующий фактор: нередко предприятия в соответствии с принятой учетной политикой создают резервный, ремонтный фонд за счет себестоимости выпускаемой продукции, средства которого учитывают на счете 89 – “Резервы предстоящих расходов и платежей”. В использовании этого фонда допускаются следующие нарушения:

  • имея средства по оплате ремонтных работ на указанном фонде, предприятия, тем не менее, относят затраты на себестоимость продукции, тем самым дважды на сумму ремонта увеличивается себестоимость продукции;
  • за счет ремонтного фонда списывает затраты на ремонтные работы ОС, не относящихся к производственным фондам;
  • в нарушение действующего законодательства на остатки средств неиспользованного ремонтного фонда на конец отчетного периода не уменьшают себестоимость продукции. Законодательством сейчас допускается оставлять в остатке фонда неиспользованные переходящие средства, если они предназначены для использования на покрытие затрат по ремонту ОС с длительным циклом ремонта. Вместе с тем в законодательстве нет точной характеристики, ремонт каких ОС можно отнести к этой категории ремонта.

Глава 2. Порядок  учета операций с основными средствами

 

§2.1. Оприходование  основных средств и их бухгалтерская  оценка при принятии к учету

 

В соответствии с Планом счетов основные средства учитываются  на счете 01 «Основные средства». Принятие основных средств к учету осуществляется по дебету счета 01 и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором предварительно накапливаются соответствующие затраты организации в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.п.

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, причем согласно п.14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и самим ПБУ 6/01. О случаях, когда изменение первоначальной стоимости основных средств допускается, будет сказано ниже в соответствующих параграфах настоящей работы.

Первоначальная стоимость основных средств включает в себя все затраты  организации на приобретение, сооружение, изготовление основных средств (за исключением  НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством). Т.е. в первоначальную стоимость основных средств включаются суммы, подлежащие уплате (уплаченные) поставщику при покупке или подрядчику при строительстве основных средств, затраты на доставку объектов и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, затраты на информационные, консультационные, посреднические услуги, таможенные пошлины, регистрационные сборы, госпошлины, прочие затраты, связанные с приобретением, сооружением, изготовлением основного средства1. При этом общехозяйственные и иные непрямые расходы, непосредственно не связанные с приобретением или сооружением основных средств, на первоначальную стоимость приобретаемых и создаваемых основных средств не распределяются.

Если в соответствии с договорами стоимость основных средств или  связанных с их покупкой или строительством ценностей/работ/услуг выражаются в  условных денежных единицах, а оплата производится в рублях, то фактические  затраты на приобретение или сооружение основных средств определяются с учетом соответствующих суммовых разниц (т.е. по фактически произведенным расходам, фактически уплаченным суммам). Таким образом, если оплата основного средства, стоимость которого согласно договору выражена в условных денежных единицах, производится после ввода этого основного средства в эксплуатацию, то после осуществления оплаты первоначальная стоимость основного средства и все связанные с ней показатели (например, амортизация) должны быть скорректированы2.

Если же основные средства или связанные с их покупкой или созданием ценности/работы/услуги приобретаются за иностранную валюту, то первоначальная стоимость основных средств определяется исходя из валютной оценки этих основных средств или ценностей/работ/услуг и курса Центрального Банка РФ на дату их принятия к учету (курсовые разницы в общеустановленном порядке относятся на внереализационные доходы или расходы).

При внесении основного средства в  качестве вклада в уставный капитал  организации его оприходование  производится в оценке, согласованной участниками (акционерами) организации. Затраты по доведению такого основного средства до состояния, в котором они пригодны к использованию, будут увеличивать эту оценку в общем порядке3.

Безвозмездно полученные основные средства оцениваются по рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету, причем в соответствии с Планом счетов рыночная стоимость основного средства, отраженная при их оприходовании по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», списывается в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере начисления амортизации по данному основному средству.

Если основные средства (или соответствующие  ценности/работы/услуги, формирующие  их первоначальную стоимость), в соответствии с договором оплачиваются не денежными средствами, а иными активами/работами/услугами, то цена, фактически указанная в договоре, не является основой для определения первоначальной стоимости соответствующего основного средства. Первоначальная стоимость таких основных средств определяется исходя из обычной цены переданных в их оплату активов/работ/услуг (т.е. цены этих активов/работ/услуг, которая была бы установлена организацией в сравнимых обстоятельствах при их реализации в обмен на денежные средства). Если же такую обычную цену определить невозможно, то основные средства оцениваются исходя из их собственной обычной стоимости, по которой они в сравнимых обстоятельствах могли бы быть приобретены.

Диплом.doc

— 945.50 Кб (Открыть, Скачать)

илюст. матер .doc

— 469.50 Кб (Открыть, Скачать)

Утверждаю 1.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

Утверждаю 2.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит основных средств на примере АО «Квант»