Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:09, лекция
1. Экономическая сущность, содержание и совершенствование бухгалтерской отчетности организации при переходе на международные стандарты финансовой отчетности
1.1 Сущность, состав и значение бухгалтерской отчетности организации
По роли в управлении выделяют общегосударственную отчётность и внутрисистемную (внутрихозяйственную) отчётность. Общегосударственная отчётность составляется организациями всех форм собственности независимо от их ведомственной подчиненности по формам и методикам установленным Министерством финансов Республики Беларусь. Внутрисистемная (внутрихозяйственная) отчётность предусматривает заполнение специализированных форм отчётов для внутреннего использования в пределах министерства (ведомства).
Годовая бухгалтерская отчетность включает в себя шесть типовых отчетных форм, пояснительную записку, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Конкретные формы представления информации в бухгалтерском отчете утверждены Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2004 года № 16 "Правила составления и представления бухгалтерской отчетности" [2, с. 341].
Краткая характеристика отчетов представлена в таблице 1.2
Таблица 1.2
Виды бухгалтерской отчетности, применяемые в Республике Беларусь и их краткая характеристика
Наименование отчета
Комментарий
Основные формы отчетности
Бухгалтерский баланс
(форма №1)
Документ, характеризующий состояние средств организации и ее источников на определенную дату
Отчет о прибылях и убытках (форма №2)
Документ, отражающий составляющие и динамику прибыли -- конечного показателя деятельности организации
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
Отчет о движении источников собственных средств (форма №3)
Содержит сведения о движении средств фондов и целевых поступлений
Отчет о движении денежных средств (форма №4)
Отражает движение денежных средств организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности
Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5)
Содержит расшифровки к отдельным статьям баланса (характеризует движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, основных средств, нематериальных активов и т.п.)
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
Отражает данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, поступлении и их расходовании в качестве вступительных, членских, добровольных взносов
Пояснительная записка
Характеризует деятельность организации в отчетном году и содержит информацию о фактах, существенно повлиявших на итоги баланса и отчета о прибылях и убытках. К существенным относятся суммы, отношение которых к общему итогу составляет не менее пяти процентов
Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Она может по усмотрению учредителей или вышестоящей организации включать отчет о движении источников собственных средств и приложение к бухгалтерскому балансу.
Для организаций потребительской кооперации Правлением Белкоопсоюза утверждены специализированные формы внутрисистемной (ведомственной) бухгалтерской отчетности: отчет о расходах на реализацию товаров (форма № 3); отчет о себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и финансовых результатах (форма № 7); отчет о состоянии сохранности кооперативной собственности (форма № 11). Специализированные формы внутрисистемной бухгалтерской отчетности входят в состав годовой и промежуточной квартальной бухгалтерской отчетности кооперативных организаций, их филиалов и структурных подразделений. Кроме того, бухгалтеры ежемесячно составляют статистический отчет о задолженности организации (форма № 6-ф) [2, с.341].
Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и вместе с записями отдельных хозяйственных оборотов рассматривается как первооснова дальнейших экономических и финансовых вычислений для решения задач управления финансовыми ресурсами организации.
1.3 Принципы, содержание, сроки составления и совершенствование бухгалтерской отчетности организации в Республике Беларусь при переходе на международные стандарты финансовой отчетности
Реформирование отношений собственности повлекло расширение состава собственников (участников, учредителей) и увеличение числа пользователей финансовой отчетностью. Данные факторы обуславливают значимость бухгалтерской отчетности в системе экономической информации и необходимости соблюдения принципов ее составления (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Принципы составления бухгалтерской отчетности
обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;
нейтральности -- бухгалтерская отчетность должна обеспечить удовлетворение интересов всех групп пользователей;
непрерывности -- если организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют основания прекращения или существенного сокращения деятельности;
полноты отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
осмотрительности -- обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов и активов, не допуская скрытых резервов;
сопоставимости (тождество) данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;
начисления -- факты хозяйственной деятельности организации (активы, источники собственных средств, обязательства, доходы, расходы) относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
приоритета содержания перед формой -- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования.
Несоблюдение указанных принципов рассматривается как неправильное составление отчетности.
Отсюда основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
обеспечение при совершении организацией операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости [7, с. 361].
Составление бухгалтерской отчетности является логическим завершение учетного процесса. Составление бухгалтерской отчетности осуществляется по заранее составленному графику. При составлении годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват всех учетных записей за отчетный год, поэтому до составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности проверяется полнота отражения в учетных записях всех документов, относящихся к отчетному периоду. На предприятиях торговли особое внимание обращают на правильное распределение торговых, оптовых надбавок и издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами, своевременность и полноту отражения всех доходов, расходов, потерь и убытков.
В бухгалтерской отчётности приводятся все предусмотренные в ней показатели. В случае отсутствия значения той или иной статьи бухгалтерской отчётности ввиду отсутствия у предприятия соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочёркивается. Если при составлении типовых форм бухгалтерской отчётности предприятием выявлена недостаточность данных для формировании полного представления об имущественном, финансовом положении, финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчётность предприятие включает соответствующие дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах отчёта, а также итоговые показатели.
Составление и представление бухгалтерской отчётности субъектами хозяйствования производится в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков. Предприятия, подлежащие ликвидации или реорганизации, изменившие государственную форму собственности на другую в отчётном году, представляют отчёт по типовым формам годовой бухгалтерской отчётности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации). Вновь созданные предприятия показывают в отчётности средства и их источники со дня его государственной регистрации по 31 декабря отчётного года включительно. Предприятия (хозяйственная организация), передающие и приобретающие (получающие) новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных на начало и конец отчетного года.
В бухгалтерской отчётности предприятия должна быть обеспечена сопоставимость отчётных данных с показателями за соответствующий период прошлого года исходя из изменений учётной политики, законодательных и других актов. Если данные за период предшествующие отчётному, несопоставимы с данными за отчётный период, то данные прошлого года подлежат корректировки исходя из правил, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учёту в Республики Беларусь. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу, отчёту о прибылях и убытках и другим формам отчётности.
При составлении бухгалтерской отчётности выполняют следующие обязательные процедуры:
проведение инвентаризации средств (активов) и источников (пассивов) баланса в соответствии со статьёй 12 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности";
разработка учётной политики предприятия [8, с. 487].
Немаловажным моментом составления годовой бухгалтерской отчётности то, что все статьи баланса и других форм отчетности в обязательном порядке подтверждаются данными проведенной инвентаризации. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные по бухгалтерскому учету. Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем учреждения (организации) в соответствии с Методическими указаниями Минфина Республики Беларусь от 5 декабря 1995г. №54. Результаты инвентаризации оформляются бухгалтерскими документами, удостоверенные подписями лиц, проводивших инвентаризацию, а также лиц, принявших ценности на ответственное хранение.
Излишки имущества на основании решения руководителя приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на увеличение соответствующих источников финансирования [9, с. 4].
Сроки составления бухгалтерской отчётности регламентированы Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности". Организации обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность:
годовую - в течении 90 дней по окончанию года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
квартальную - в случаях предусмотренных законодательством Республики Беларусь не ранее 30 дней по окончании квартала.
В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года [10, с. 7].
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтовой отправки.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.
Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Переход экономики на рыночные условия хозяйствования обуславливает необходимость пересмотра подавляющего большинства управленческих атрибутов, определяющих функционирование организации и, в конечном счете, эффективность их деятельности. Координацию работы субъектов хозяйствования, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированности всех сфер народного хозяйствования обеспечивает свободную конкуренцию, а не директивы и указания государственных управленческих органов.
Работая в новых условиях, организации, чтобы избежать поражений в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, вынуждены рационально использовать все свои экономические ресурсы. Принимая управленческое решение, руководство вынуждено постоянно анализировать целесообразность покупки средств производства, выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, соизмерять затраты с полученными доходами, знать упущенные возможности для получения прибыли.
Поскольку основным источником информации для этих целей является бухгалтерский учет, то в рыночных условиях хозяйствования его данные используются более активно и широко. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние организации, служит основой для планирования его деятельности. Взяв за основу учетную информацию, можно предусматривать показатели развития организации и выявлять резервы повышения эффективности производства.