Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:11, реферат

Краткое описание

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Оглавление

Теоретические аспекты бухгалтерской финансовой отчетности…............3
Понятие, виды и значение бухгалтерской отчетности………………….…3
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации…………………………..………………………….5
Реформирование отечественного учета и отчетности в соответствии с МСФО………………………………………………………………………….8
Список использованной литературы……………………………………….16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 34.19 Кб (Скачать)

Российская национальная система бухгалтерского учета и  отчетности совершенствуется в направлениях радикального изменения организационных  условий функционирования, методики учета в целом и на отдельных  участках путам изменения национальных бухгалтерских стандартов и разработки новых.

Основная цель реформирования российского бухгалтерского учета— приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями рыночной экономики.

МСФО— это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов. МСФО разрабатываются Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, состоящим из представителей 13 стран и 4 международных организаций, с 1973 г.

Международные стандарты  отличаются гибкостью и предполагают, как правило, альтернативные решения  одних и тех же вопросов. Они  не являются строго обязательными для  всех стран. Большинство стран на основе международных разрабатывают  национальные стандарты.

Можно выделить три основных направления реформы отечественной  учетной системы:

• нормативное и методологическое обеспечение реформы;

• реорганизация системы  управления учётом;

• подготовка и переподготовка кадров.

Реформирование системы  отечественного бухгалтерского учета  было начато в 1993 г. с принятием Государственной  программы «О переходе РФ на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики», разработанной в соответствии с  распоряжением Председателя Верховного Совета РФ от 14.01.1992 г.

Другим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, явилась Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухучету при Минфине и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В ней сформулировано мнение специалистов в области бухучета к следующим вопросам:

• цель бухгалтерского учета;

• основы организации бухгалтерского учета;

• содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском  учете;

• состав информации, формируемой  в бухгалтерском учете для  внешних пользователей;

   • критерии признания  активов, обязательств, доходов,  расходов и их оценка.

В основу Концепции были положены концептуальные принципы МСФО. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского  бухгалтерского учета.

Постановлением Правительства .№ 283 от 06.03.1998 г. была утверждена Программа  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности — правовая основа реформы бухучета. В ней признавалось, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования называется приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

К настоящему моменту проведена  большая работа в области реформирования российского бухгалтерского учета, за несколько лет была создана  достаточно солидная законодательная  база, составляющая правовое оформление реформы. В области повышения  квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый стандарт высшего образования, приняты программы  обучения и переподготовки, повышения  квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия по МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских  кадров в системе Института профессиональных бухгалтеров России.

Несмотря на работу по сближению  российских, и международных стандартов финансовой отчетности, правила финансовой отчетности имеют различия. Они определяются назначением отчетности. Если в российской практике основными потребителями отчетной информации являются органы Министерства по налогам и сборам и государственной статистики, то компании развитых стран готовят отчетную информацию прежде всего для таких внешних пользователей, как инвесторы, кредиторы, заимодавцы, поставщики, покупатели, общественность и др.

Направления развития теоретических  и практических подходов составления  финансовой отчетности в целом, ее отдельных  элементов и показателей в  МСФО и российской практике до последнего времени были разные. Вхождение России в мировой рынок потребовало сближения мировой и национальной систем бухгалтерского учета и отчетности; разделения учета на финансовый, управленческий, налоговый; формирования учетной политики организаций для бухгалтерского и налогового учета; составления рабочего плана счетов и внутренней бухгалтерской отчетности.

В июле 2004 г. Министерством финансов РФ принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Министра финансов РФ № 180 от 01.07.2004 г.). В документе подведены итоги предыдущего этапа реформирования и намечены новые рубежи, которые предстоит достигнуть.

В документе отмечены серьезные проблемы на пути реформирования отечественного учета:

• отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности по МСФО и в то же время неоправданно высокие затраты на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО у тех организаций, которые ее формируют;

• формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к принципам и требованиям  бухгалтерского учета;      

• административное бремя  хозяйствующих субъектов по представлению  избыточной отчетности и ведению  налогового учета;

• слабость систем контроля качества бухгалтерского отчетности (в  том числе невысокое качество аудита) и низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров;

• недостаточность участия  профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета.

В качестве цели на ближайшие 10 лет провозглашено создание условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В качестве одной из функций отмечено формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными пользователями, причем объявлено, что потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. На этом фоне обозначены следующие направления реформы:

1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

2. Создание инфраструктуры  применения МСФО.

3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

4. Усиление контроля качества  бухгалтерской отчетности.

5. Повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом, а также пользователей информации.

До 2008 г. на МСФО будут переведены общественно значимые экономические субъекты (ОАО и иные организации, имеющие публично обращающиеся ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, и т.д.).

Объявлено, что планируется  утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Для одобрения стандартов будет создан специальный орган в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности.

В 2009—2010 гг. намечен обязательный перевод на протяжении всего периода на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов. Будет произведена оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). На протяжении всего периода намечено повышать и укреплять роль профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии.

Согласно Концепции, для  формирования качественной и полезной информации следует непосредственно использовать МСФО или применять их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета. Предприятиям предписывается составлять бухгалтерскую отчетность по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО, причем изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

В России, в условиях повышенных рисков, признании международных  стандартов является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций.

Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учесть в  соответствие с международными стандартами  не является исключительно российской проблемой. Процесс гармонизации и  стандартизации систем бухгалтерского учета и отчетности носит глобальный характер.

В западной экономической литературе и средствах массовой информации все чаще обсуждается вопрос о необходимости разработки всемирных стандартов финансовой отчетности (ВСФО). В пользу создания всемирных стандартов отчетности приводятся различные аргументы, сводящиеся по сути, к следующему: в современных условиях рынки капитала становятся глобальными, в связи с чем отсутствии единых стандартов финансовой отчетности делает процесс получения доступа на мировые рынки капитала крайне трудным и дорогостоящим для все большего числа компаний. «Создание системы всемирных стандартов финансовой отчетности позволило бы инвесторам быстрее и точнее сравнивать показатели деятельности компаний разных стран и отраслей экономики. Это обстоятельство могло бы значительно расширить выбор инвестиционных возможностей в силу того, что устраняет трудности и затраты, связанные со сравнением финансовых показателей и рисков компаний которые используют различные системы бухгалтерского учета. Риски, обусловленные экономической и политической ситуацией в той или иной стране, качеством управления и регулирования рынка, динамикой отрасли, в которой работает компания, будут существовать всегда, однако инвестор получит достоверную и сопоставимую информацию по любой интересующей его компании».

Среди ученых и практиков  в настоящее время активно обсуждается вопрос широкого использования электронного стандарта представления финансовой информации XBRL (Extensible Business Reporting Language ).

Использование ХВRL при подготовке, анализе и передаче бизнес-информации обеспечивает пользователям сокращение издержек, повышение точности и достоверности предоставляемой информации.

ХВRL может использоваться для подготовки внутренней и внешней отчетности компании; составления отчетности, представляемой в регулирующие органы, включая налоговую отчетность; для оценки кредитных рисков; для обмена информацией между правительственными департаментами и другими государственными учреждениями, такими как центральные банки; для хранения и обработки статистической и финансовой информации и т.д. Распространение ХВRL обеспечивает сравнимость финансовых данных, представляемых различными организациями.

Современным российским экономистам следует внимательно изучать отмеченные тенденции развития стандартизации финансовой отчетности, чтобы как можно быстрее устранить отставание нашей страны в данном направлении.

 

Список использованной литературы:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета «Доходы организации». ПБУ 9/99 – Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н.

2.Положение по ведению бухгалтерского учета «Расходы организации». ПБУ 10/99 – Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н.

3. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 22.07.03 г. №67.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждено приказом Минфина РФ от 31.10 2000 № 94н.

5. И.Н.Марченкова. Переход  на МСФО: переход и проблемы// Международный бухгалтерский учет. 2009. №1. С.8-13.

6. А.В.Суворов. Требования  к раскрытию учетной информации  по МСФО : бухгалтерский баланс// Международный бухгалтерский учет. 2009. №8. С.57-63.

7. О.Г.Томаревская. Практика применения м возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной отчетноси по МСФО в России// Международный бухгалтерский учет. 2009. №9. С.18-23

8. Новейший справочник бухгалтера 2009 - М: Издательство "Эксмо", 2008 - 800 с

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность