Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:00, курсовая работа
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля
Введение…………………………………………………………….……………4
Цели, задачи аудита операций с нематериальными активами и источники информации………………………………………………………..……..6
Проверка операций по поступлению нематериальных активов…..….13
Аудит поступления нематериальных активов…………………………16
4. Аудит амортизации нематериальных активов………………………….24
5. Аудит выбытия нематериальных активов……………………………….28
6. Аудит налогообложения в операциях с нематериальными активам…....33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………39
В связи с этим выявленные
в регистрах формирования первоначальной
стоимости основного средства расхождения
приводят к возникновению
Налогооблагаемые временные разницы, в свою очередь, приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО), которые отражаются в текущем бухгалтерском учете.
При аудите налогообложения в операциях с нематериальными активами аудитор изучает учетную политику организации для целей налогового учета, получает необходимый объем доказательств соблюдения требований действующего налогового законодательства при осуществлении операций с нематериальными активами. В качестве дополнительной информационной базы аудитор использует налоговые регистры. При рассмотрении вопросов налогообложения и операциях с нематериальными активами следует иметь в виду, что применительно к этой категории, действующие нормативные документы не в полной мере учитывают особенности их создания (приобретения), функционирования, реализации (передачи).
В операциях с нематериальными активами взимаются следующие основные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль.
Исчисление налога на добавленную стоимость определяется следующими обстоятельствами:
1. условиями поступления и выбытия нематериальных активов;
2. назначением конкретных объектов нематериальных активов, предназначенных:
· для использования в производстве продукции (работ, услуг), облагаемых при реализации налогом на добавленную стоимость;
· для использования в производстве продукции (работ, услуг), не облагаемых при реализации налогом на добавленную стоимость.
Для осуществления расчётов по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать:
· должен ли получатель (покупатель) нематериальных активов оплачивать поставщику (продавцу, передающей стороне) налог на добавленную стоимость;
· куда следует отнести налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении нематериальных активов.
Рассмотрим следующие операции:
1. При приобретении нематериальных активов, предназначенных для изготовления продукции (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, действует следующий порядок: уплаченная предприятием сумма НДС включается в первоначальную стоимость приобретённого объекта с последующим списанием на издержки производства и обращения через суммы амортизации в установленном порядке месяцев. При этом необходимо иметь в виду, что право списания суммы НДС, уплаченной при приобретении нематериальных активов, возникает у предприятия не тогда, когда произошёл факт приобретения, а тогда, когда наступил момент полезного использования приобретённого объекта, принятие его на учёт в состав нематериальных активов предприятия. До этого момента приобретённые объекты числились в составе капитальных вложений (а не материальных активов) и, следовательно, оснований для списания уплаченных сумм НДС не было.
2. При приобретении нематериальных активов, используемых для изготовления продукции (работ, услуг), не облагаемых при реализации налогом на добавленную стоимость, необходимо иметь в виду следующее: при использовании нематериальных активов для производства продукции (работ, услуг), не освобождённых от налога на добавленную стоимость, суммы НДС, уплаченные при приобретении нематериальных активов, списываются на расчёты с бюджетом в общеустановленном порядке. При использовании нематериальных активов для производства продукции (работ, услуг), освобождённых от налога на добавленную стоимость, суммы НДС, уплаченные при приобретении нематериальных активов, на расчёты с бюджетом не относятся, а учитываются в составе первоначальной стоимости приобретённых нематериальных активов с последующим списанием на издержки производства и обращения через суммы амортизации в установленном порядке.
3. Предприятие может стать обладателем нематериальных активов в результате выполнения договора, по которому исполнитель освобождается от налога на добавленную стоимость.
При реализации нематериальных активов возможны следующие ситуации:
· нематериальные активы были приобретены без налога на добавленную стоимость. В этом случае в бюджет должна быть внесена вся сумма налога, полученная от оборота по реализации;
· нематериальные активы были приобретены с уплатой налога с последующим списанием равными долями в зачёт сумм налога, подлежащих внесению в бюджет. При реализации этих нематериальных активов налог исчисляется как разница между суммой налога с продажной цены и суммой налога, не отнесённой на расчёты с бюджетом до момента продажи Соответственно, если к моменту реализации уплаченная при покупке сумма налога полностью зачтена в расчёты с бюджетом, то в бюджет вносится вся полученная от реализации нематериальных активов сумма налога. При безвозмездной передаче нематериальных активов плательщиком налога на добавленную стоимость выступает передающая сторона. При этом оборот для целей налогообложения определяется исходя из рыночных цен, сложившихся на момент передачи, но не ниже цен, определённых с учётом фактической себестоимости и прибыли, исчисленной по предельному уровню рентабельности, установленному для предприятий-монополистов.
Заключение
С возрастанием в последнее десятилетие роли нематериальных активов в системе стратегического управления организацией увеличивается количество операций, осуществляемых с участием данной категории внеоборотных активов. В этой связи особую значимость приобретают вопросы организации бухгалтерского учёта, налогообложения и аудита операций с нематериальными активами. Наличие явной тенденции к повышению роли и места нематериальных активов в общей структуре финансово-хозяйственных операций организаций позволяет говорить о целесообразности выделения аудита операций с нематериальными активами в самостоятельное направление сопутствующих аудиту услуг. Не менее важным представляется также использование аудита операций с нематериальными активами в качестве значимой составляющей аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, особенно при проведении обязательного аудита.
Нарушение методологии бухгалтерского учета операций с нематериальными активами может иметь существенные налоговые последствия: предъявление бюджету налога на добавленную стоимость по неоплаченным и не принятым к учету объектам; неначисление и неправильное определение НДС при реализации нематериальных активов и передаче по договору дарения; занижение налогооблагаемой прибыли за счет не включения стоимости объектов нематериальных активов, полученных по договору дарения; занижение налогооблагаемой прибыли на сумму убытка при выбытии нематериального актива; не удерживается подоходный налог с физических лиц при приобретении объекта нематериальных активов.
Список литературы
1. Андреев В.Д.Практический аудит. М.: Экономика, 2006 г. – 546 с.
2. Алборов А. Р. «Аудит в организациях промышленности, торговле и АПК», 2004 г.-450 с.
3. Алборова Р.А. и др. Основы аудита: Учебное пособие. – М.: дело и Сервис, 2007 – 352 с.
4. Балакирева Н. М. «Нематериальные активы: учёт, анализ, аудит», 2005г.6. Бархатов А.П., Крюгер С.В. Нематериальные активы: бухгалтерский учет и аудит, 2002 г.-356 с.
5. Барышников Н.П. «В помощь бухгалтеру и аудитору», 2004 г.- 200 с.
6. Бычкова С. М., Фомина Т. Ю. «Практический аудит»9. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии, 2003. 10. Дружиловская Т.Ю. Трактовка понятия нематериальных активов в российском и международном стандартах, 2003 г.- 469 с.
7. Данилевский Ю.А. и др. Аудит: Учебное пособие. – М.: Книжный двор, 2006. – 232 с.
8. Иткин Ю.М. Проблемы становления аудита. М.: Финансы и статистика, 2006. – 322 с.
9. Подольский В.И. Аудит: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 383 с.
10. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н. Аудит общий, банковский, страховой: Учебник. – М.: Инфра – М, 2005. – 556 с.
11. Соколов Я.В. Практический аудит: Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2006. – 564 с.
12. Кочинёв Ю. Ю., Вещунова Н. Л. «Аудит: теория и практика», 2005г.12. Подольский В.И. Аудит. - М.: ЮНИТИ, 2005 г.-456 с.
13. Ковалёва О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2006 г. – 215 с.
14. Полисюк Г. Б. «Аудит: технология проверки», 2005г.-380 с.
15. Терехов А.А. «Аудит», 2004г.-455 с.
16. Чечёткин А. С., Клипперт Е. Н. «Организация учёта и аудита. Учебное пособие», 2006 г.- 500 с.
17. Федеральный Закон от 21.11.96 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 2. Федеральный Закон РФ от 07.08.2001 г. 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. 91н.
18.Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация) (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 41 от 22 декабря 2005 г.)
19.Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой бухгалтерской)отчетности утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
19.Правило (стандарт) N 3. "Планирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
20.Правило (стандарт) N 4. "Существенность в аудите" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
21.Правило (стандарт) N 6. "Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской) отчетности" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
22.Правило (стандарт) N 7. "Внутренний контроль качества аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
23.Правило (стандарт) N 8. "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
24.Правило (стандарт) N 10. "События после отчетной даты" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
25.Правило (стандарт) N 12. "Согласование условий проведения аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
26.Правило (стандарт) N 22. "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
Информация о работе Аудит операций с нематериальными активами