Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:34, реферат
Цель аудиторской проверки учёта товаров состоит в подтверждении достоверности
данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении
правильности оформления операций по товарным запасам в соответствии с
надлежащего экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами
аудита товарных операций на предприятии является проверка:
• состояния учета, хранения и эффективности использования товаров;
2. АУДИТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ
2.1. Планирование аудита
Цель аудиторской проверки учёта товаров состоит в подтверждении достоверности
данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении
правильности оформления операций по товарным запасам в соответствии с
надлежащего экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами
аудита товарных операций на предприятии является проверка:
• состояния учета, хранения и эффективности использования товаров;
• соответствия фактического наличия товаров данным бухгалтерского учета;
• выявления ботана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за
сохранностью и использованием товарных ресурсов, которая должна
предусматривать подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и
фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и включает
сведения по видам ресурсов.
В условиях аудиторской проверки целесообразно сначала проверить организацию
складского хозяйства, состояние хранения, учета и сохранности товарно-
материальных данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической
и оперативной отчетности об их наличии и движении.
Основными источниками аудиторской проверки являются: первичные документы по
движению товарно-материальных ценностей, данные регистров аналитического и
синтетического учета, инвентаризационные описи товарно-материальных
ценностей, данные бухгалтерской и статистической отчетности.
Для проведения аудита движения товаров необходима база, то есть наличие
информации. Источники информации представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Внутренние источники информации для аудита движения товаров
Источники информации Требования к информации Содержание информации
- Договоры поставок;
- Документы на доставку;
- Данные складского учета;
- Аналитический и синтетический учет движения товаров в бухгалтерии;
- Данные статистического учета и отчетности;
- Данные оперативного учета.
В качестве первичных документов по учету товаров используются преимущественно
Общие данные по учёту товарно-материальных ценностей проверяются по статьям
раздела II «Оборотные активы» актива баланса и по таким бухгалтерским
регистрам, как Главная книга, журналы-ордера.
· Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной
частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, риска, риска
для бизнеса.
· Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска
контроля
· Разработка общего плана и программы аудиторской проверки
Этап сбора общих сведений о клиенте необходим для адекватного проведения
проверки. Лишь обладая достаточными знаниями о бизнесе клиента, делать
различного рода прогнозы, объяснять те или иные поступки клиента.
Общие сведения о клиенте можно представить в виде рабочего документа (табл.
2.2).
Таблица 2.2
Рабочий документ «Основная информация о клиенте»
№ п/п Показатель Содержание
1 2 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9 ИНН 7203000880
10 № и дата решения о государственной регистрации № 232/1-ГР, от 05.02.98
11
12
13
14 Используемая бухгалтерская программа 1С:Предприятие
15 Численность в структуре бухгалтерии 7 человек
16 Наличие службы внутреннего аудита 2 человека
17 Метод определения выручки для целей налогообложения «По отгрузке»
18 Наличие льгот по отдельным налогам Нет
На стадии планирования аудиторская группа должна сделать предварительное
заключение о величине существенных показателей, т.е. величине, при которой
аудиторский риск.
Уровень существенности во многом определяет аудиторский риск. Аудитор обязан
принимать во
внимание, что между уровнем
аудиторского риска имеется обратная зависимость: чем выше уровень находят
свое отражение в аудиторской программе. Оценить систему внутреннего контроля
ООО «Мастер Гуд» поможет специально разработанный вопросник (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Вопросник для оценки системы внутреннего контроля ООО «Мастер Гуд»
№ Направления и вопросы контроля Ответы
Да Нет
1 2 3 4
1 Сохранность товаров
1.1
1.2
1.3
1.4 Составляются ли на дату инвентаризации отчёты материально-ответственных лиц? Да
1.6 Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях? Да
1.7 Да
1.8 Нет
1.9 Да
2
2.1 Да
2.2 Да
2.3 Нет
2.4 Да
2.5 Да
2.6 Да
2.7 Да
2.8 Да
3
3.1 Да
3.2 Да
Данные вопросы позволяют сделать первичную оценку системы внутреннего
контроля, т.е. оценить её эффективность и надёжность. В данном случае
эффективность и надёжность системы внутреннего контроля ООО «Мастер Гуд»
оценена как средняя.
После оценки системы внутреннего контроля аудиторы, основываясь на
предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных
аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и
программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед ООО «Мастер
Гуд» приведён в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Общий план аудиторской проверки учёта товаров
№ п/п Планируемы виды работ Период проведения Исполнитель
1
2
3 Аудит учёта продажи товаров, списания недостач, потерь С 06.02.04 по 08.02.04 Нигаматуллина С.Р.
4 Аудит сводного учёта товаров С 08.02.04 по 11.02.04 Нигаматуллина С.Р.
5 Проведение анализа продажи товаров С 11.02.04 по 15.02.04 Нигаматуллина С.Р.
Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая
является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ.
Программа аудита учёта движения товаров ООО «Мастер Гуд» представлена в
таблице 2.5.
Таблица 2.5
Программа проведения аудита движения товаров
№ п/п Наименование аудиторских процедур Период проведения Исполнитель
1 2 3 4
1. Аудит аналитического учёта движения товаров на складах
1.1 Изучение организации хранения товаров
1.2 Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе товаров с предприятия
1.3 Проверка полноты оприходования товаров и правильность их оценки
1.4
1.5
2
2.1
2.2 Аудит учёта прочих операций по поступлению товаров
3.1 Проверка операций по реализации товаров
3.2 Проверка обоснованности списания хищений, недостач
4.1 Проверка данных аналитического и синтетического учёта по синтетическому счёту 41 «Товары»
4.2 Сверка данных бухгалтерских регистров и отчётности С 08.02.04 по 11.02.04 Нигаматуллина С.Р.
4.3 Сверка оформления результатов инвентаризации С 08.02.04 по 11.02.04 Нигаматуллина С.Р.
5. Проведение анализа продажи товаров
2.2. Проведение аудиторской проверки
При проведении аудиторской проверки прежде всего, необходимо проверить
положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей, для учета
движения товаров на складах.
Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке
соответствующих комплексов задач по учету товаров. К таким комплексам
относятся:
• аналитический учет движения товаров на складе:
• учет поступления товаров;
• учет реализации товаров, списания недостач, потерь и хищений товаров;
• на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-
документационный, бескарточный.
Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и
расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми
ведомостями.
Второй метод предусматривает
количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом
случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку товаров и
правильности их оценки использовался вопросник, ответы на вопросы были
получены в ходе устного опроса, а также в процессе их проверки при уточнении
у специалистов
отдельных положений
вызывающих сомнение или неясных.
Затем устанавливалось соответствие данных складского учёта данным
бухгалтерского учёта. При сопоставлении наличия товаров в различные периоды,
данных отчета о движении товаров с данными бухгалтерского учета, оценке их
оценки использовалась проверка документов.
На основании полученных данных был разработан рабочий документ «Проверка
оформления первичных документов», представленный в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Рабочий документ «Проверка оформления первичных документов»
№ п/п Наименование документа № документа Соответствие унифицированным формам Выполнение требования полноты заполнения реквизитов Замечания
Да Нет Да Нет
1
2
3
4 Товарный отчёт 250 Да Нет Нет подписи кладовщика
5 Акт о приёмке товаров 48 Да Нет Не указана общая сумма принятых товаров
Одновременно устанавливалось, как был выделен НДС, отнесен на счет 19 и
списан в дальнейшем на счет 68 субсчет НДС.
Проверяя учет поступления товаров, контролировалась правильность оформления
первичных документов на поступление товаров, их оценку, ведение
Таблица 2.7
Рабочий документ
«Проверка корреспонденции
по приобретению товаров»
№ п/п Хозяйственная операция На предприятии В соответствии с нормативными документами
Дебет Кредит Дебет Кредит
1 Отражение НДС по поступившим товарам
2 Оприходованы товары по ценам поставщика по договору купли-продажи без учета НДС
Особое внимание было уделено проверке операций по реализации товаров. Для
этой цели на предприятии применяются один из следующих методов оценки: по
себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости
первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО); по ценностей
регулируется
законодательством и
На основании полученных данных были разработан рабочий документ «Проверка
корреспонденции счетов по реализации товаров», представленный в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Рабочий документ
«Проверка корреспонденции
№ п/п Хозяйственная операция На предприятии В соответствии с нормативными документами
Дебет Кредит Дебет Кредит
1 Сторнирована сумма реализованной торговой наценки
2 Отгрузка продукции по цене продажи (включая НДС)
Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета
материальных ценностей.
Здесь показатели Главной книги и бухгалтерского баланса. При сверке
расхождений не выявлено.
При сверке оформления результатов инвентаризации было выявлено, что в
Инвентаризационной описи допущена ошибка. Это нарушение представлено в
рабочем документе «Сверка оформления результатов инвентаризации»,
представленный в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Рабочий документ «Сверка оформления результатов инвентаризации»
Наименование документа Номер и дата составления Замечания
Инвентаризационная опись
№ 2
29.02.04 Неверно подсчитан итог по выявленным излишкам товаров
Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией
счетов в рабочем документе аудитора «Результаты проверки» (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Рабочий документ аудитора «Результаты проверки»
№ п/п Характер нарушений Последствия недостатков
1 2 3
1 Не все обязательные реквизиты заполняются Они могут неверно отразится в учёте
2 Не верно отражены хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта по приобретению товаров
3 Не верно отражены хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта по реализации товаров
4 Неверно подсчитан итог по выявленным излишкам товаров
Рекомендации
по результатам аудиторской
«Мастер Гуд»:
1. В документах
заполнить все недостающие
2. Верно отразить на счетах