Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
В процессе своей деятельности субъекты хозяйствования кроме трудовых отношений со своими работниками вступают в различные расчетные отношения: с поставщиками и покупателями, банками, бюджетом, инвесторами и т.д. Но из всех участков работы для бухгалтерии учет труда является одним из самых трудоемких, а для контролеров – одним из самых объемных. Не запутаться во всем многообразии, а должным образом оценить полноту, точность и документальную обоснованность ведения расчетов с персоналом по оплате труда можно с помощью такой формы контроля как аудит.
1. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА
В процессе своей деятельности субъекты хозяйствования кроме трудовых отношений со своими работниками вступают в различные расчетные отношения: с поставщиками и покупателями, банками, бюджетом, инвесторами и т.д. Но из всех участков работы для бухгалтерии учет труда является одним из самых трудоемких, а для контролеров – одним из самых объемных. Не запутаться во всем многообразии, а должным образом оценить полноту, точность и документальную обоснованность ведения расчетов с персоналом по оплате труда можно с помощью такой формы контроля как аудит.
Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов.
Сам термин ″аудит″, упомянутый в организации или в министерстве, сейчас ни у кого не вызовет удивленных взглядов, т.к. появился на волне рыночных преобразований и используется уже достаточно давно. Несмотря на это, данное понятие трактуется разными авторами по-разному, да и на практике, при проведении аудита иногда забывают, что проверка правильности начисления налогов – не единственная, а всего лишь одна из задач аудита.
Для однозначного понимания термина ″аудит″ обратимся к основополагающему нормативному документу, регламентирующему данный вопрос – Закону Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. N 3373-XII (в ред. от 18.12.2002 N 164-З). В нем указывается, что аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда – это система мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся непосредственно заработной платы, с целью выражения мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Непосредственной целью аудита расчетов по оплате труда является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих состояние этих расчетов, и соответствии применяемой методики учета и налогообложения операций по оплате труда действующим нормативным документам. При этом практические цели аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключаются в проверке:
1) полноты – все ли операции по расчетам с персоналом, бюджетом отражены в учете и бухгалтерской отчетности, не существует ли неучтенных расчетов;
2) существования – имеет ли место (существует ли) задолженность по вышеуказанным расчетам на дату составления баланса и существенна ли сумма задолженности;
3) прав и обязанностей – правомерны ли и верны суммы задолженностей персоналу, бюджету по трем критериям (формальности, законности и действительности);
4) оценки – оценены ли расчеты в соответствии с требованиями нормативных актов;
5) точности – правильно ли начислены заработная плата и удержания из нее, начисления и перечисления налогов и платежей, соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета этих операций;
6) ограничения учетного периода – все ли расчеты, связанные с оплатой труда, отражены именно в тех учетных периодах, когда они имели место;
7) представления и раскрытия – все ли расчеты по оплате труда раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности.
Для достижения цели аудитор в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия решает следующие задачи:
1) оценить качество обработки информации (особенно первичной документации) с учетом уровня, на котором поставлен учет в бухгалтерии, и квалификацией учетных кадров;
2) проверить правильность и законность совершения бухгалтерских записей по оплате труда работников с точки зрения их соответствия нормативно-правовым актам Республики Беларусь;
3) проверить локальные нормативные акты, применяемые на предприятии, на соответствие действующему законодательству; а также обоснованности норм выработки, расценок, ставок заработной платы и т.п.
4) рассмотреть своевременно и правильно ли производятся расчеты с персоналом по оплате труда, а затем документально оформляются и учитываются; особенно в части определения удержаний;
5) по окончанию проверки предложить бухгалтерии рекомендации по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые могут существенно повлиять на финансовые результаты, сказаться на достоверности показателей отчетности.
На ИП «Логистик Систем» (согласно договора на проведение аудиторской проверки, заключенного между предприятием и аудитором-индивидуальным предпринимателем) обязательный аудит достоверности бухгалтерской отчетности за 2008 год проводился комплексно и включал проверку на выборочной основе бухгалтерской отчетности, регистров бухгалтерского учета и отдельных первичных документов за январь-декабрь, достоверности годовой бухгалтерской отчетности за период с 1 января по 31 декабря 2008 года. Аудит правильности оплаты труда работников, расчетов по социальному страхованию и обеспечению, а также аудит расчетов как отдельные вопросы включались в общий перечень вопросов, предусмотренных договорными работами.
Самостоятельно определяя формы и методы оказания аудиторских услуг, исполнитель должен спланировать и провести аудит таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, и что ошибки и несоответствия, которые могут оказать существенное влияние, выявлены исполнителем. Термин ″достаточная уверенность″ подразумевает наличие определенного риска того, что существенные ошибки и несоответствия могут остаться не выявленными.
Аудит как одна из форм контроля становится все более привлекательной (в сравнении с ревизией), т.к. предполагает от аудитора конкретную помощи бухгалтерии предприятия в исправлении выявленных ошибок в учете. Аудитор как стороннее лицо (на ИП «Логистик Систем» применяется внешний аудит), не заинтересованное напрямую в деятельности предприятия, получает возможность взглянуть на ведение учета как бы ″свежим взглядом″ , более объективно его оценить и выявить непреднамеренные ошибки и недочеты. Именно в этом направлении можно проводить совершенствование аудита расчетов с персоналом по заработной плате и использование средств на оплату труда.
При проведении проверки за аудитором признается право самостоятельно определять формы и методы оказания услуг, согласно договору. Следовательно, при проверке правильности оплаты труда работников аудитор может подобрать такие формы и методы, которые позволят наиболее точно и (что немаловажно) с наименьшими затратами времени оценить данный участок учета.
В современных экономических условиях когда ситуация на рынке динамично меняется, и, в связи с этим, происходит постоянное изменение законодательства, особое внимание аудиторы должны обратить на следующее: необходимо оценивать не только прошлые факты и существующие в данный момент положения, но и ориентировать руководство проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
10