Анализ прибыльности и доходности предприятия (на примере ООО "Дубрава")

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 05:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ООО «Дубрава». Это производственное предприятие, которое занимается лесозаготовками, лесопилением, деревообработкой. Конечной продукцией являются пиломатериалы, которые предприятие реализует как на внутреннем, так и на внешних рынках. В настоящее время на предприятии работает около 76 человек.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….…3
1.Теоретические основы анализа прибыли и доходности предприятия…….…..4
1.1. Значение финансового анализа в современных условиях……………..…..4
1.2. Классификация методов и приёмов анализа……………………….…….…5
1.3. Формирование финансовых результатов предприятия.
Прибыль и ее характеристика…………………………………………….…6
1.4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние
предприятия…………………………………………………………………. 9
1.4.1.Оценка прибыльности…………………………………………………11
1.4.2 Анализ баланса предприятия и его структуры……………………….11
2. Анализ прибыли и доходности в ООО «Дубрава»………………………… ….14
2.1.Анализ формирования и распределения прибыли………………………….15
2.2. Анализ доходности……………………………………………………………15
3. Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли.…………….20
Заключение……………………………………………………………………….. ..22
Список использованных источников……………………………………………..23
Приложения…………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 78.65 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

2. Анализ прибыли и  рентабельности в ООО «Дубрава».

2.1.Анализ формирования  и распределения прибыли.

           Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся: 
            - прибыль ( убыток) от реализации продукции; 
            - прибыль (убыток) от прочей реализации; 
            - доходы и расходы от внереализационных операций; 
            - балансовая прибыль; 
            - налогооблагаемая прибыль; 
            - чистая прибыль и др. 
            Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. 
            Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. 
           Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование: 
            1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период). 
            2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).

            3. Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»). 
           4. Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей).

            Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 1 (См. приложение 1), используя данные отчётности предприятия из формы №2. 
            Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2011 году существенно увеличилась по сравнению с 2010 годом на 62 374 руб. или в 6 раз. В 2010 году прибыль по сравнению с  2009 годом наоборот  резко снизилась на 1 726 460 руб. или в 159 раз. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли. 
           Увеличению балансовой прибыли способствовало:

            - увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на 43.648 руб. или на 76,5%. 
           На вышеуказанное увеличение повлияло: появившаяся статья доходов - «Проценты к получению» в сумме 7 966 руб., что увеличило балансовую прибыль на 10,8%. 
            - превышение абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным изменением операционных расходов на 37 707 руб. (129 481 – 91 783). 
           Снижению балансовой прибыли способствовало:

            -  убыток от внереализационных операций в сумме 27 409 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 2010 годом в отчётном году произошло снижение   данного убытка на 18 726 руб. или почти в 3 раза; 
            - незначительное влияние оказало сокращение прибыли от реализации на 2 026 руб. или на 1%, что привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%. 
           Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме, были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6 раз. 

2.2. Анализ доходности

            В условиях рыночных отношений велика роль показателей доходности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели доходности( рентабельности) являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. 
            Показатели доходности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели доходности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

            Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: 
            1.Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления). Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.  
            Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели: 
            - рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС); 
            - общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС); 
            - рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношениечистой прибыли к выручке от реализации (без НДС); 
            - рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене. 
            Расчёт данных показателей по ООО «Дубрава» представлен в приложении 1.  
            На основе данных таблицы построим диаграмму. 
Рисунок 1. Изменение показателей рентабельности продукции за 2009-2011 г. 
           Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в 2010 до 0,97 в 2011 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в 2011 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по сравнению с 2009 годом, когда он составлял 23,3% и упал за 2010 год до 0,19 (т.е. на 23,11%). 
           Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также вырос в 2011 году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом, в 2011 году на 1 руб. реализованной продукции  предприятие имело лишь 0,8 копеек чистой прибыли. 
            Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 1% и составила к концу 2011 года 2,6%.  Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации. 
            Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.   
           В 2010 г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции существенно снизились. 
           2. Рентабельность производственных фондов; 
            3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности). Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия. 
            Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:  
            1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется. 
            2. Рентабельность вложений по чистой прибыли; 
            3. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования. 
            4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.          
            5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.  
           Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 3(См.приложение 3). 
           На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что если за 2010г. все показатели рентабельности вложений ООО «Дубрава» упали по сравнению с 2009г.,  то в 2011 году произошла противоположная ситуация. Все показатели рентабельности вложений увеличились.  
           Общая рентабельность вложений в 2010г упала с 35,8% в 1998г. до 0,26%, в 2011 году возросла до 1,12%. То есть на 1руб. стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 2010г-2011г. 
            На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности  вложений, которые представлены в таблице 2.1 и рисунке 2.

            Рентабельность собственных средств также невысока и в течении 2010 года упала с 32,2% до 0,22, то есть в 146 раз и в 2011 году увеличилась лишь на 1,43%. Динамика этого показателя  за последние годы позволяют сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат. Рентабельность перманентного капитала и его динамика аналогичны рентабельности собственных средств, в виду отсутствия долгосрочных заёмных средств.

Таблица 2.1 Показатели рентабельности вложения. (%)

 
Показатели

 
Расчёт 
 
( код стр.)

 
2009г.

 
2010г.

 
2011г.

 
Отклонение 2011 от 2010 +/-

 
  Общая рентабельность вложений

 
140(Ф№2) / 399

 
35,8

 
0,26

 
1,12

 
-0,86

 
Рентабельность  вложений по чистой прибыли

 
140-150(Ф№2) 
         399

 
23,6

 
0,002

 
0,93

 
+0,928

 
  Рентабельность собственных средств

 
140-150(Ф№2) 
        490

 
32,2

 
0,22

 
1,65

 
+1,43

Рентабельность долгосрочных финансовых вложений

    080(Ф№2) 
   140(Ф№1)

 
-

 
-

 
-

 
-

Рентабельность перманентного[6] капитала

140-150(Ф№2) 
   490+590

 
32,2

 
0,22

 
1,65

 
+1,43


         В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений  предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств ООО «Дубрава». 
Рисунок 2. Показатели рентабельности вложений. 
           Для повышения рентабельности собственных средств, предприятие может использовать эффект финансового рычага.

ЭФР=2/3(ЭР-СРСП)*ЗС/СС ,где

 
   

           ЭР=НРЭИ/Активы, где НРЭИ - прибыль до выплаты налогов и процентов. СРСП = 20%. Данные занесем в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 Эффект финансового  рычага

Активы

6 514 241 руб.

СС

3 667 076 руб.

ЗС

929 760 руб.

ЗС/СС (плечо рычага)

0,253

НРЭИ

73 234 руб.

ЭР

1,12%

Дифференциал

-0,58

ЭФР

-0,15


            Из приведенных выше расчетов видно, что в 2011 году на ООО "Дубрава"  ЭФР отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие не использует ЭФР для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, хотя такая необходимость существует.

 

3. Существующие резервы  предприятия по увеличению прибыли.

            Балансовая прибыль на ООО «Дубрава» в 2011 году существенно увеличилась по сравнению с 2010 годом на 62 374 руб. или в 6 раз.  
           Её увеличению способствовало:  увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, в основном за счёт появления статьи дохода «Проценты к получению» и превышения абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным превышением операционных расходов, что увеличило балансовую прибыль на 60,5%.  
           Снижению балансовой прибыли способствовал убыток от внереализационных операций в сумме 27 409 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. 
            Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим в 6 раз. 
            Результатом от прочей финансово-хозяйственной деятельности в 2011 году стал убыток в размере 98 863 руб., в то время как в предыдущем году наблюдался убыток в размере 144 535, который уменьшился за отчетный период на 54 674 руб. 
            В отчётном году результат от прочих внереализационных операций представляет собой убыток, который уменьшился по сравнению с 2010 годом не 68%.  
            После уплаты налога на прибыль в распоряжении предприятия осталось 60 647 руб. Этих средств оказалось не достаточно для покрытия всех расходов. В 2011 году убыток  отчетного периода составил 60 400 руб. 
            За 2011год показатели общей рентабельности продукции и рентабельность продаж по чистой прибыли увеличились, по сравнению с 2010 годом, хотя за аналогичный период прошлого года наблюдался резкий  спад всех показателей рентабельности продукции. 
            Если за 2010 год все показатели рентабельности вложений ООО «Дубрава» упали по сравнению с 2009 г., то в 2011 году произошла противоположная ситуация. Общая рентабельность вложений находится на низком уровне, так на 1 рубль имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли. 
            В целом все показатели прибыли и рентабельности в отчётном году возросли, что положительно характеризует деятельность ООО «Дубрава» в 2011году (относительно 2009 года). 
            Увеличить прибыль предприятия возможно, предприняв ряд определенных мер: 
            1.Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. 
            2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства. 
            3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.  
           Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.  
            4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья, что для работы с природным материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. 
            5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

            На основе проведенного анализа финансовой деятельности ООО "Дубрава" были сделаны следующие выводы: 
            - не смотря на увеличение стоимости имущества предприятие в 2011 году, его финансовая устойчивость ухудшилась по ряду показателей.  
            - балансовая прибыль в 2011 году увеличилась почти в 6 раз. Не смотря на это после уплаты налога на прибыль, фирме не хватило средств на покрытие всех расходов, в результате чего убыток фирмы в отчетном периоде составил 60.400 руб., был сделан вывод о не эффективности использования имущества предприятия.  
            - показатели рентабельности производственных фондов и вложений несколько увеличились, но находятся на очень низком уровне.  
            В целом на основе проведенного анализа, были сделаны выводы, свидетельствующие о проблемах, связанных, прежде всего, с текущим оперативным управлением финансами на ООО "Дубрава". Управлению финансами на предприятии отводится слишком малая роль. Это связано с тем, что предприятие существует, сравнительно недавно, формы внутрифирменных отчетов еще не отработаны. По существу, управление финансами происходит на уровне бухгалтерской службы и руководителя предприятия. Поэтому необходимо организовать службу управления финансами и провести ряд мероприятий по улучшению финансового состояния в соответствии с данными рекомендациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

             1. Баканов М.И. , Мельник М.В. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализы: учебник.  - М.: Финансы и статистика, 2007. 
            2. Бородина Е. И. Финансы предприятий - Москва, изд-во «ЮНИТИ», 2007.  
            3 Ковалев В.В. Финансовый анализ:методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2005. 
            4. Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский  учет, М.: «Финансы и статистика», 2009. 
            5. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.- М. .: ИКЦ «Дис», 2008. 
            6.Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйстваУчебное пособие. - М.: ФиС , 2002. 
            7. Основы микроэкономики: Уч. пособие. / под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 
            8 . Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М, 2003. 
         9. Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализ затрат. – М.: Филинъ, 2004. 
           10. Шишкин А. К., Вартанян С. С., Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятия. – М.: “Инфра - М” 2005. 
            12. Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. - М. 2009.

Информация о работе Анализ прибыльности и доходности предприятия (на примере ООО "Дубрава")