Анализ хозяйственных ситуаций и вариантов их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет хозяйственно-финансовых операций и анализ финансового состояния организации по данным учета и бухгалтерской финансовой отчетности. Особенности бухгалтерского дела при ликвидации (банкротстве) организации. Критерии прогнозирования возможного банкротства организации.

Файлы: 1 файл

контрольная бух.дело.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Анализ  хозяйственных ситуаций и вариантов их решения.

    В бухгалтерском деле хозяйственные  операции рассматриваются как факты  хозяйственной жизни, влияющие на финансовое положение организации, то есть как хозяйственные ситуации.

       В деятельности организации возникает множество хозяйственных ситуаций, связанных с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей.

       В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

    1. Из договоров и иных сделок, предусмотренных Законом, а также не противоречащих законодательству.

    2. Из актов государственных органов  и органов местного самоуправления, которые предусмотрены Законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

    3. Из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

    4. В результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым Законом.

    5. В результате создания произведений  науки, литературы, искусства, изобретений и иных  результатов интеллектуальной деятельности.

    6. Вследствие причинения вреда  другому лицу.

    7. Вследствие неосновательного обогащения.

    8. Вследствие иных действий граждан  и юридических лиц.

    9. Вследствие событий, с которыми Закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

       Поэтому каждую ситуацию необходимо  анализировать с точки зрения  нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налоговом учете, влияния на конечный финансовый результат.

    На  всех этапах должна быть обеспечена система внутреннего контроля. Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуации зачастую требуют альтернативных решений. Специалисты по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязаны предотвращать нормативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложив порядок исправления обнаруженных ошибок.

       Рассмотрим пример. Организация  заключила со страховой компанией  договор на страхование своих работников от несчастных случаев. Срок действия договора – один год. Всю страховую сумму организация перечислила страховщику единым платежом и совершенно обоснованно включила ее в

себестоимость. Тем не менее, при этом были занижены налог на прибыль и налог на имущество.

       Нарушение. Данная ошибка вызвана тем, что предприятие нарушило:

    1. Положение по бухгалтерскому  учету «Расходы организации»  ПБУ 10/99 (с измен. от 30.03.2001), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.

    2. Статью 2 Закона Российской Федерации  «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 № 2030-1 (с измен. от 10.01.2003).

    3. Пункт 4 Инструкции Государственной налоговой службы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 08.06.95 № 33 (с измен. от 21.04.2003).                      

        Последствия. Если при проведении  налоговой проверки будет обнаружена  такая ошибка, то с организации будут взысканы штрафные санкции, предусмотренные первой частью Налогового кодекса РФ, а именно:

    1. Неуплаченная сумма налога на  прибыль и налога на имущество.

    2. Штраф в размере 20% от этой  суммы.

    3. Пени в размере 1/300 установленной  ставки рефинансирования Центрального  банка РФ за каждый день просрочки уплаты налогов.

        Анализ ситуации. Организация заключает со страховыми компаниями различные договоры. Это может быть страхование имущества, профессиональной ответственности или же страхование работников от несчастных случаев и болезней.

        Однако расходы по таким договорам,  даже весьма существенные, не  всегда правильно отражаются в учете.

        Рассмотрим одну из типичных  ошибок, допускаемых бухгалтерами, на примере договора страхования работников от несчастных случаев. Цифры примера взяты условно.

        В январе 2004 года организация  заключила договор со страховой  компанией на страхование своих работников от несчастных случаев. Срок действия такого договора составляет один год. Причем всю сумму страхового платежа (9000 руб.) организация перечислила страховщику единовременно.

        Как известно, расходы на страхование работников полностью включаются в себестоимость. А для целей налогообложения они учитываются в размере 1% от объема реализованной продукции.

        Выручка организации за отчетный  период (без учета НДС) составила  1000000 руб. Таким образом, в целях налогообложения расходы на страхование можно учесть в размере:

        1000000 руб. х 1% = 10 000 руб.

        Таким образом, фактическая величина расходов на страхование (9000 руб.) не превышает нормируемую (10000 руб.). Поэтому в целях налогообложения организация включила платеж по договору страхования в себестоимость в полном размере.

        В бухгалтерском учете организации  были сделаны следующие проводки:

    1. Д-26 К-76/1 «Расчеты по имущественному  и личному страхованию» 9000 руб. – отражены затраты на страхование работников от несчастных случаев.

    2. Д-76/1 К-51 – 9000 руб. – перечислен платеж страховой компании.

    3. Д-90 К-26 – 9000 руб. – списаны на реализацию расходы по страхованию в составе общехозяйственных расходов.

        Итак, расходы на страхование включены в себестоимость единовременно. Однако при этом не учтено, что договор заключен сроком на один год. Поэтому и расходы по данному договору должны включаться в себестоимость равными долями в течение этого года. А первоначально расходы на страхование нужно учитывать как расходы будущих периодов.

        Нарушив указанный порядок, организация  необоснованно завысила себестоимость  выпускаемой продукции, следовательно, была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет.

        Кроме того, организация занизила и налог на имущество, поскольку остатки по счету 97 «Расходы будущих периодов» включаются в расчет налоговой базы по данному налогу.

    Порядок исправления. Ошибка была обнаружена в  следующем отчетном периоде – во втором квартале 2004 года. Нужно отметить, что к этому моменту (за первый квартал 2004 года) организация могла отнести на себестоимость расходы по страхованию в размере:

            9000 руб. : 12 мес. х 3 мес. = 2250 руб.

        Остальная же сумма расходов  должна быть отражена как расходы будущих периодов. Такие расходы составляют:

            9000 руб. – 2250 руб. = 6750 руб.

        Для того чтобы исправить ошибку, нужно сделать в бухгалтерском  учете следующие проводки:

        1. Д-26 К 76/1 – 6750 руб. – сторнированы затраты на страхование работников.

        2. Д-90 К-26 – 6750 руб. – сторнированы расходы по страхованию, неправомерно списанные на реализацию в первом квартале 2004 года.

        3. Д-90 К-99 – 6750 руб. – скорректирован финансовый результат от данной операции.

        4. Д-97 к-76/1 – 6750 руб. – отражены в составе расходов будущих периодов затраты на страхование работников.

        После этого организация должна  представить в налоговую инспекцию  исправленные расчеты по налогу на прибыль и налогу на имущество за первый квартал 2004 года. Кроме того, всю недоплату необходимо перечислить в бюджет отдельным платежом, не дожидаясь очередного срока уплаты по этим налогам.

    Проблемы, решаемые специалистом бухгалтерского дела при анализе хозяйственных операций (идентификация, оценка, классификация).

       В практической работе бухгалтер  постоянно решает три вопроса:

        1. Когда произошла хозяйственная  операция (проблема идентификации)?

        2. Каково стоимостное выражение  хозяйственной операции (проблема  оценки)?

        3. Каким образом должны быть классифицированы хозяйственные операции (проблема классификации)?

       Указанные проблемы лежат в  основе почти всех ключевых  вопросов современного бухгалтерского учета. При их решении придерживаются общепринятых принципов бухгалтерского учета и используют подход, способствующий пониманию основных бухгалтерских идей. Однако необходимо помнить, что существуют разные точки зрения на решение этих проблем.

       Проблема идентификации.

       Проблема заключается в том,  что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная ситуация, называется точкой идентификации.

       Еще сложнее вопрос с учетом  увеличения стоимости.

       Возьмем в качестве примера рекламное агентство, разрабатывающее для клиента программу рекламных мероприятий. Сотрудники могут работать над проектом по несколько часов в день на протяжении недели. Спрашивается, когда должно быть зарегистрировано увеличение стоимости: по мере разработки проекта или завершения работы?

       Обычно регистрация осуществляется  в момент завершения проекта,  когда клиенту выставляется счет. Однако, при больших сроках разработки может быть достигнута договоренность с клиентом о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

      Проблема оценки – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

       Стоимость – это цена хозяйственной  операции в точке ее идентификации.  Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции.

    Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

       Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами, возникающими во время осуществления хозяйственной операции (купчая, другие первичные документы).

       Проблема классификации. Это запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор счетов влияет на финансовые результаты организации. Например, то, каким образом будет классифицировано приобретение  инструмента – как расходы на ремонт или как покупка оборудования (средств) – отразится на величине прибыли.

       Сама классификация зависит не  только от правильного анализа  сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но также и от логической конструкции системы (плана) счетов. 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности бухгалтерского дела при ликвидации (банкротстве) организации.

    С переходом к современным рыночным отношениям в практике российских организаций появилось понятие «банкротство».

    Процедуры банкротства, направленные, прежде всего, на финансовое оздоровление организации, требуют высококвалифицированного практического подхода. Особую роль на этом этапе играют бухгалтерский учет хозяйственно-финансовых операций и анализ финансового состояния организации по данным учета и бухгалтерской финансовой отчетности.

    Понятие несостоятельности, а также процедура  банкротства определяются Федеральным  законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Согласно закону несостоятельность — признанная арбитражным судом, неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Информация о работе Анализ хозяйственных ситуаций и вариантов их решения