Анализ бухгалтерской и экономической прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:33, реферат

Краткое описание

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.

Оглавление

Введение

Экономическая и бухгалтерская прибыль – как показатели производственно-хозяйственной деятельности

Экономическая сущность и функции прибыли в условиях рыночной экономики.

Анализ состава динамики и структуры бухгалтерской прибыли.

Экономическая и бухгалтерская прибыль, анализ взаимодействия.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Экономическая и бухгалтерская прибыль.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

-анализ финансовых  результатов от обычных видов  деятельности;

-анализ уровня среднереализационных  цен;

-анализ финансовых  результатов от прочих видов  деятельности;

-анализ рентабельности деятельности предприятия;

-анализ распределения  и использования прибыли.

  В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг)уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

   Основную часть  прибыли предприятия получают  от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль  от продаж продукции (работ,  услуг).

   Прибыль от  продаж продукции в целом по  предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

-объема продаж продукции;

-ее структуры;

-себестоимости;

-уровня среднереализационных цен.

   Объем продаж  может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

   Структура товарной  продукции может оказывать как  положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

   Себестоимость  продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости:  при увеличении уровня цен  сумма прибыли возрастает и  наоборот.

  Под себестоимостью  продукции понимают все затраты  предприятия на производство и реализацию продукции, а именно стоимость сырья, основных  и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

   Уровень цен  устанавливается самим предприятием  в зависимости от конкурентоспособности продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень цен на продукцию в какой-то степени является фактором, зависящим от предприятия.

   Так как прибыль  важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств.

   Полезную информацию  можно почерпнуть из анализа  динамики доли чистой прибыли  в валовой. Если доля чистой  прибыли растет, это свидетельствует  о оптимальной величине уплачиваемых  налогов, заинтересованности предприятия  в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

   Зависимость величины  прибыли от объема реализации  при прочих равных условиях  прямо пропорциональная. Вследствие  этого немаловажное значение  в рыночных условиях приобретает  показатель изменения остатков  нереализованной продукции: чем он выше – тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции.

   Во-первых емкость  рынка всегда имеет предельную  величину, и , как следствие, существует  риск товарного перенасыщения;  во-вторых, предприятие может произвести  продукции больше, чем реализовать,  из-за неэффективной сбытовой  политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли.

   В целях увеличения  прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении. Размер  выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

   Изучение социально-экономической  сущности прибыли имеет первостепенное  значение для рассмотрения источников  ее формирования, влияния на нее  различных производственных и  непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.

   Прибыль от  реализации товарной продукции  находится под влиянием ряда  факторов - изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора – изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции.

   Таким образом,  в целях совершенствования механизмов  формирования и распределения  прибыли появилась возможность разработать мероприятия, которые способны обеспечить:

- повышение эффективности  использования ресурсов предприятия;

- совершенствование системы  управления оборотными средствами;

- уменьшению ресурсозатрат,  ведущее к снижению себестоимости;

- уменьшению остатков  нереализованной продукции;

- ускорению оборачиваемости  оборотных средств;

- снижению затрат на  рубль товарной продукции;

- росту прибыли за  счет эффекта масштаба, а не  повышения цен на продукцию;

- совершенствование системы управления производством.

   Реализация этих  мер позволит нарастить объемы  получаемой прибыли с экономической  точки зрения, в конечном счете,  приведет к повышению эффективности  деятельности предприятия в целом.

 

 

    1. Экономическая и бухгалтерская прибыль, анализ    

взаимодействия.

 

   Экономическое  содержание прибыли проявляется  в ее функциях. Обычно основополагающими  называются три функции. Это стимулирующая, распределительная и показатель эффективности деятельности предприятия.

   Прибыль предприятия  как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.     Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных финансовых операций.

   Таким образом,  прибыль формируется в результате  взаимодействия многих компонентов  как с положительным, так и  отрицательным знаком. Рассмотрим более подробно эти компоненты

   На формирование экономической прибыли влияет, прежде всего, совокупный доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности. Совокупный доход – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.

   TR= P*Q , где TR- совокупный доход;

                           P – цена;

                           Q- проданное количество благ;

   Подставляя эту формулу в формулу, получим:

   p= P* Q – TC

   p – прибыль;  TC- совокупные издержки.

   Таким образом,  величина прибыли зависит от количества проданной продукции, ее цены, а также совокупных издержек, связанных с производством и реализацией продукции.

   Издержки –  это затраты на производство  и реализацию продукции. В состав совокупных (валовых) издержек входят: общие внешние (явные) издержки и общие внутренние (неявные) издержки.

   Явные издержки  – это издержки, которые принимают  форму прямых (денежных) платежей  факторов производства и промежуточных  изделий. В  явные издержки  входят заработная плата рабочим,  жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и др. Явные издержки отражаются полностью в бухгалтерском учете предприятия. Поэтому они еще называются бухгалтерскими издержками.

   Неявные издержки  – это альтернативные издержки  использования ресурсов, принадлежащих  самой фирме, т.е. не оплачиваемые  ею издержки. Неявные издержки  могут быть представлены как:

- денежные платежи,  которые могло бы получить  предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов, сюда относятся и « издержки упущенных возможностей» (недополученная прибыль);

- нормальная прибыль как минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Неявные издержки еще называют имплицитными издержками. Имплицитные и бухгалтерские издержки образуют так называемые экономические издержки.

   В соответствии  с видами издержек выделяют  бухгалтерскую прибыль и экономическую  прибыль.

   Доктор экономических наук, профессор В. Д. Новодворский дает следующее определение бухгалтерской прибыли: « под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде». В своей статье « Прибыль предприятия:

бухгалтерская и экономическая» дает подробное описание бухгалтерской  прибыли и экономической прибыли. Определения бухгалтерской прибыли традиционно базируется на двух основных концепциях:

- концепция поддержания  благосостояния или сохранения  капитала;

- концепция эффективности  или наращивания капитала.

   Согласно первой концепции, финансовый результат ( прибыль) есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала предприятия и является результатом улучшения благосостояния. Данную концепцию иногда называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Это вызвано тем , что при таком подходе выручка или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива, или уменьшения какого-либо обязательства, и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обязательства. Другими словами, прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток – их уменьшением.

   Согласно второй  концепции прибыль есть, разница  между доходами и расходами  предприятия и мерило эффективности  деятельности предприятия и его руководства. Прибыль, согласно данной концепции, является результатом корректного разнесения выручки и расходов по соответствующим отчетным периодам, а большинство не денежных активов и пассивов являются результатом такого разнесения. Корректное разнесение доходов и расходов подразумевает соотнесение в данном отчетном периоде « усилий» (т.е. расходов) и соответствующих им « достижений» (т.е. доходов).

   При таком подходе  доходы и расходы, относящиеся  к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращивание собственного капитала и как разница между доходами и расходами.

   Показатель бухгалтерской  прибыли не лишен недостатков.  В качестве основных можно  выделить следующие:

- не существует однозначной  и четкой формулировки понятия бухгалтерской прибыли;

- в силу допущения  бухгалтерскими стандартами разных  стран возможности использования  различных подходов при определении  тех или иных доходов и расходов, показатели прибыли, рассчитанные  разными предприятиями, могут быть не сопоставимы;

- изменение общего  уровня цен ограничивает сопоставимость  данных по прибыли, рассчитанной  за разные отчетные периоды.

   Величина прибыли  отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли  преумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности на данный момент полностью не находят отражения все экономические затраты предприятия не привлечение долгосрочных ресурсов.

   С экономической  точки зрения капитал предприятия  преумножается, когда экономические выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение. Верно и обратное: в случае, если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины «стоимости капитала», предприятие фактически растрачивает капитал. Это положение активно используется в инвестиционном анализе и большинством инвесторов при принятии инвестиционных решений, в том числе и решений о приобретении акций конкретного предприятия.

   Однако следует отметить, что такую информацию непосредственно из бухгалтерской отчетности получить в настоящее время невозможно. Другими словами, предприятие может быть прибыльно по данным бухгалтерского учета, но «проедать» свой капитал. Стремление к оценке эффективности капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.

   Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. При этом понятие «экономическая прибыль» в последние годы в западной практике в условиях развития рынка ценных бумаг значительно трансформировалось по сравнению с первой половиной ХХ столетия. Существует немало разночтений в определении того, как же рассчитывать такую экономическую стоимость, однако все их объединяет принципиальная разница по сравнению с бухгалтерской интерпретацией в понимании того, какая величина по истечении отчетного периода считается соответствующей «уровню достатка» в начале периода.

Информация о работе Анализ бухгалтерской и экономической прибыли