Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Без эффективно работающей системы финансового контроля добиться финансовой дисциплины невозможно. Очевидно, что обеспечение финансовой дисциплины - основное условие экономического благополучия и безопасности государства. В связи с чем, сегодня происходит постоянное усовершенствование системы государственного финансового контроля с целью обеспечить неукоснительное выполнение норм финансового законодательства. Важнейшей составляющей финансовой дисциплины является бюджетная дисциплина, т.е. соблюдение норм бюджетного законодательства.

Оглавление

Введение
3
Организация бюджетного контроля ………………………………..
5

2.1.
Цели и задачи бюджетного контроля……………………….
5

2.2.
Формы бюджетного контроля……………………………….
8

2.3.
Система и органы бюджетного контроля……………………
12
Проблемы бюджетного контроля и пути их решения……………..

Заключение……………………………………………………………..
23
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Государственные и мунициальные финансы..doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Правительство РФ Постановлением «О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов РФ» от 06.03.98. №27611 разрешило Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными.

Другим важным управлением Минфина РФ является Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы на местах.

В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральном казначействе» от 27.08.93. №864 (с последующими изменениями), основная задача казначейства - организация, осуществление и контроль за исполнением федерального (республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют (совместно другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные ораны государственной власти и управления о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по учету государственной казны.

Таким образом, следует отметить, что согласно ст. 265  БК РФ:

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется  в целях обеспечения соблюдения  бюджетного законодательства Российской  Федерации и иных нормативных  правовых актов, регулирующих бюджетные  правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль  в сфере бюджетных правоотношений  является контрольной деятельностью  соответственно Счетной палаты  Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль  в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль  осуществляется по результатам  исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы бюджетного контроля

 

       Становление рыночной  экономики в России сопровождается  множеством финансовых проблем. Значительная их часть связана с бюджетным контролем, крайне низкой его результативностью. Поэтому организация эффективного бюджетного контроля является важнейшим направлением теории и практики государственных финансов. К слабым сторонам бюджетного контроля относятся:

    • отсутствие единой правовой базы бюджетного контроля;
    • существует огромное множество актов, а единой научно обоснованной системы организации и функционирования бюджетного контроля нет;
    • низкая эффективность бюджетного контроля;
    • огромное множество различных контрольных органов и большая численность сотрудников: только главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств насчитывается более 2,5 млн;
    • наличие множества дублирующих и параллельных функций различных контрольных органов;
    • слабое взаимодействие контролирующих органов в ходе бюджетного процесса;
    • низкий уровень профессиональной подготовки большинства работников
    • налоговых и  других контрольных органов.

Основными путями решения данных проблем могут быть:

    • принятие и последовательная реализация единого правового акта
    • (федерального закона или кодекса) о государственном бюджетном (финансовом) контроле, обеспечивающего единую систему бюджетного контроля с четким описанием задач, функций и полномочий;
    • повышение материальной заинтересованности и ответственности
    • работников контрольных органов;
    • улучшение материальной базы контрольных органов и повышение
    • профессионального уровня контролирующих работников;
    • совершенствование системы учета и отчетности по доходам и расходам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

 

В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной базе, в которой получает отображение экономическая, хозяйственная деятельность любого звена, определять и оценивать законность и в ряде случаев целесообразность использования ресурсов, что позволяет повысить эффективность этой деятельности.

Бюджет Российской Федерации является главным инструментом регулирования экономики и социальных отношений, перераспределения национального дохода, финансовых средств. Все в большей степени бюджет выступает в качестве инструмента проведения структурных реформ, поддержки позитивных процессов в различных сферах экономической деятельности. Это влечет за собой повышение значимости бюджетного контроля. Бюджетный контроль зависит от бюджетной политики государства, реализация которой невозможна без эффективного бюджетного процесса и контроля над расходованием бюджетных средств. В связи с этим актуальной проблемой государства является осуществление финансового контроля над расходованием бюджетных средств.

Бюджетный контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных и муниципальных органов за исполнением соответствующих бюджетов. Проведение финансового контроля в бюджетной сфере необходимо для эффективного функционирования экономической системы государства. Бюджетный контроль является также неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Осуществление бюджетного контроля в настоящее время приобретает большое значение, так как проводится реформа бюджетной сферы и связанное с ней совершенствование бюджетного законодательства. При переходе к среднесрочному финансовому планированию претерпевает изменение порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета, а главной целью бюджетного контроля становится соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса при выполнении государством и муниципальными образованиями своих функций и задач. Бюджетный контроль направлен не только на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса, но и на порядок формирования и расходования бюджетных средств, их использование по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, в связи с реформированием межбюджетных отношений актуальным является проведение бюджетного контроля за расходованием бюджетных средств, перечисленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (межбюджетные трансферты). Объектом контроля являются также и сами бюджетные фонды, которые предусматриваются в бюджете на соответствующий финансовый год для перечисления средств другому бюджету.

Бюджетный контроль осуществляется как органами общей компетенции (Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации), так и специальными контрольными органами: Счетной палатой РФ и региональными контрольно - счетными палатами; Федеральным казначейством, которое осуществляет в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов, что увеличивает степень сохранности бюджетных средств. В связи с проведением административной реформы были созданы новые контрольные органы, такие как: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные управления, Федеральная служба по финансовому мониторингу и ее территориальные органы и др. Создание новых контрольных органов привело к необоснованному дублированию ими функций контроля с ранее действующими органами контроля, поэтому исследование полномочий, взаимоотношений вновь созданных контрольных органов и ранее действующих является весьма актуальным.

 

 

 

5. Список использованной литературы

 

  1. С. С. Жукова, Е. С. Корчемкина. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 116 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ 
    (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013)
  3. Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации»  от 17.12.97. № 2 – ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 «N 3-ФК», от 19.06.2004 «N 4-ФКЗ», от 03.11.2004 "N 6-ФКЗ», от 01.06.2005 «N 4-ФКЗ», от 30.01.2007 «N 1-ФКЗ», от 02.03.2007 «N 3-ФКЗ», от 25.12.2008 «N 5-ФКЗ», от 30.12.2008 «N 8-ФКЗ», от 29.01.2010 «N 1-ФКЗ», от 22.07.2010 «N 4-ФКЗ»», от 28.12.2010 «N 8-ФКЗ», от 03.12.2012 «N 4-ФКЗ»,от 07.05.2013 «N 2-ФКЗ», от 07.05.2013 «N 3-ФКЗ»).
  4. Землин А. И. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. – 240 с.
  5. Постановление РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» ( С изменениями и дополнениями от: 7 октября, 1 декабря 2004 г., 13 августа, 1 октября, 30 ноября 2005 г., 27 октября, 20 декабря 2007 г., 30 января, 24 апреля, 15 августа 2008 г., 30 декабря 2009 г., 10 мая, 17 декабря 2010 г., 29 августа 2011 г., 5 мая, 6 июля, 4 сентября 2012 г., 31 января, 30 апреля, 26 августа, 13 сентября 2013 г).
  6. Поляк Г. Б. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юнита-Дана, 2000. – 550 с.
  7. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. – 615 с.

 

 

 


 



Информация о работе Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной реформы