Субсидия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:05, реферат

Краткое описание

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики, который часто играет ключевую роль в проведении экономических преобразований. Однако субсидии оказывают неоднозначный и нередко негативный эффект на устойчивое развитие, приводя к значительным дисбалансам на рынках и обостряя множество экономических, социальных и экологических проблем.
Субсидии: средство для развития?

Файлы: 1 файл

Субсидия.docx

— 20.04 Кб (Скачать)

Международная торговля и субсидии 

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики, который часто  играет ключевую роль в проведении экономических преобразований. Однако субсидии оказывают неоднозначный  и нередко негативный эффект на устойчивое развитие, приводя к значительным дисбалансам на рынках и обостряя множество экономических, социальных и экологических проблем.

Субсидии: средство для развития?

Субсидии представляют собой  средство, которое правительства  могут использовать для достижения определенных целей – например, содействия развитию отдельных отраслей или регионов, повышения занятости  или решения социальных проблем, проведения исследований или содействия инвестициям в экологически чистые технологии.

На различные виды субсидий в мире ежегодно тратятся миллиарды  долларов. При этом на практике нередки  случаи, когда субсидии предоставляются  не в интересах общества в целом, а под влиянием мощных лоббистских  группировок, выражающих определенные интересы.

Субсидии могут оказывать  значительное влияние на международную  торговлю. Предоставляя субсидии своим  производителям, правительства повышают их конкурентоспособность – но тем  самым фактически создают барьеры  для доступа на свой рынок производителям других стран. Кроме того, производители  товаров, которым предоставляются  субсидии, могут вытеснять с рынка  других стран местных производителей, так как у них есть возможность  продавать свои товары по заниженным ценам.

Глобализация и развитие международной торговли вызвали  к жизни большое число конфликтов, связанных с субсидиями. Одно из ярких дел подобного рода –  длительный спор о субсидиях на хлопок, предоставляемых американским фермерам. В течение нескольких лет в  Органе по разрешению споров ВТО рассматривался спор между США и Бразилией  и несколькими странами Западной Африки, которые утверждали, что  американские субсидии нанесли серьезный  вред производителям хлопка в Бразилии и Западной Африке. Другой пример –  спор по поводу субсидий в гражданской  авиации. В 2004 г. США подали жалобу в  ВТО, в которой ЕС обвинялся в  чрезмерном субсидировании авиаконцерна «Аэробус». Европейский Союз обратился  со встречным иском на «регулярную  и незаконную государственную помощь компании “Боинг”». Это дело стало  одним из самых крупных, запутанных и дорогостоящих в истории  ВТО.

Субсидии в  ВТО 

В целом ВТО не запрещает  использование субсидий. Более того, субсидии признаются важным инструментом торговой политики, способствующим развитию, особенно для развивающихся государств и стран с переходной экономикой. При этом запрещены только те субсидии, которые оказывают самое негативное влияние на международную торговлю.

Документом ВТО, регулирующим правила использования субсидий для промышленных товаров, является Соглашение по субсидиям и компенсационным  мерам (ССКМ). Существенным элементом  этого соглашения стало определение  субсидий, что является важным для  разрешения споров, связанных с субсидиями. При этом субсидии, связанные с  сельскохозяйственными товарами, регулируются Соглашением по сельскому хозяйству, а субсидии, связанные с услугами, – Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).

В ССКМ субсидии разделены  на три группы в зависимости от степени их влияния на торговлю:

– красные субсидии –  запрещенные субсидии, к которым  относятся экспортные или импортозамещающие  субсидии. В отношении этих субсидий применяется ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных  мер.

– желтые субсидии – субсидии, дающие основания для разбирательства. Если установлен факт причинения материального  ущерба или угрозы ущерба в случае применения такой субсидии, субсидирующая  сторона должна отозвать субсидию или  компенсировать нанесенный ущерб потерпевшей  стороне.

– зеленые субсидии –  разрешенные субсидии, в отношении  которых не применяются компенсационные  или другие меры противодействия, предусмотренные  ССКМ. К этим субсидиям относятся  финансирование НИОКР, поддержка регионального  развития, меры по охране окружающей среды.

Субсидии и  раунд Доха

В мандат начатого в 2001 г. раунда торговых переговоров Доха входит задача «прояснить и улучшить» правила, касающиеся субсидий в сельском хозяйстве, услугах и рыболовстве.

Переговоры по сельскому  хозяйству – крупнейший и, пожалуй, наиболее конфликтный блок раунда Доха. Сокращение субсидий в этой отрасли  – одна из главных тем переговоров. Проблема заключается в том, что  ЕС, США и небольшое число других стран вносят искажения в функционирование сельскохозяйственных рынков, выделяя  огромные субсидии отечественным производителям и экспортерам. Это ставит в невыгодное положение фермеров из развивающихся  стран. Кроме того, за счет этих субсидий производство может размещаться  там, где это экономически невыгодно, а зачастую поддержка производства позволяет осуществлять деятельность, наносящую серьезный ущерб окружающей среде. Однако США, ЕС и Япония не спешат согласиться на более жесткие  ограничения на объем и виды сельскохозяйственных субсидий, в основном под влиянием фермерских лоббистских групп в  своих странах. При этом продолжается дискуссия о том, могут ли страны использовать субсидии для защиты своих  национальных ценностей. Например, Европейский  Союз для защиты своей переговорной позиции придерживается теории «многофункциональности», согласно которой в аграрном секторе  не только создаются продукты, но и  обеспечивается занятость сельского  населения, сохраняются ландшафты, окружающая среда, культура и традиции. 

В фокусе переговоров по рыболовству рассматривается не только искажающее влияние субсидий на торговлю, но и их негативное влияние  на состояние окружающей среды. По некоторым  оценкам, более 60% глобальной популяции  рыб вылавливается с превышением  ее способности к регенерации. Учитывая, что  40% всей пойманной рыбы поступает в торговлю, становится очевидным, что торговые рынки – один из значимых факторов чрезмерного лова рыбы. Источником проблемы является чрезмерное субсидирование рыболовецких компаний, что привело к росту больших траулеров, глобальному дисбалансу в рыболовстве и во многих случаях к сокращению улова у рыбаков из развивающихся стран.

В ГАТС, которое регулирует предоставление услуг в сфере  банковского дела, медицинских услуг, туризма, телекоммуникаций и других областях, признается,  что при определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами. В статье XV соглашения отмечена необходимость проведения переговоров с целью разработки  многосторонних правил,  необходимых для того, чтобы избежать такого искажающего влияния на торговлю. При этом признается важность учета интересов развивающихся стран. Однако прогресс, достигнутый по этому направлению в рамках раунда Доха, пока небольшой.

Субсидии на ископаемое топливо и решения «Большой двадцатки»

Примером негативного  влияния субсидий на устойчивое развитие человечества являются субсидии на ископаемое топливо. Их существование обуславливает  низкие цены для потребителей энергии, порождает антистимулы для повышения  эффективности использования топлива, способствует высоким объемам выбросов СО2 – что вносит весомый вклад  в обострение проблемы изменения  климата. Субсидии посылают ложные сигналы  рынку, стимулируя рост энергоемких  отраслей и «недружественных» с  точки зрения охраны окружающей среды  отраслей энергетики. Ежегодные субсидии стран ОЭСР в области электроэнергетики  на основе ископаемого топлива составляют 20–22 млрд долл. США.

В решении этой проблемы наметились определенные подвижки. На саммите «Большой двадцатки» в Питтсбурге, который состоялся в сентябре 2009 г., было принято важнейшее решение  о поэтапном сокращении и рационализации субсидий, выделяемых на использование  неэффективных видов ископаемого  топлива в среднесрочной перспективе, одновременно предоставляя целевую  поддержку беднейшему населению.

«Неэффективные топливные  субсидии поощряют расточительное потребление, снижают уровень нашей энергетической безопасности, препятствуют инвестированию в экологически чистые источники  энергии и подрывают усилия по борьбе с угрозой глобального  изменения климата», – говорится  в итоговом коммюнике. На следующей  встрече «Большой двадцатки» в июне 2010 г. в Канаде министры энергетики и финансов стран–членов группы должны доложить о стратегиях осуществления  и графике принятия мер по выполнению этого важнейшего обязательства


Информация о работе Субсидия