Структура и динамика доходов федерального бюджета в предшествующем бюджетном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуются продолжающимся восстановительным экономическим ростом, сохранением высоких цен на основные товары российского экспорта, дальнейшим сокращением численности безработных, замедлением темпов роста потребительских цен.

Файлы: 1 файл

Вариант №4.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

Вопрос  № 1

Структура и динамика доходов федерального бюджета в предшествующем бюджетном  периоде.

•   Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуются продолжающимся восстановительным экономическим ростом, сохранением высоких цен на основные товары российского экспорта, дальнейшим сокращением численности безработных, замедлением темпов роста потребительских цен. При этом в 2011 году сохраняется значительный отток капитала из страны, укрепление курса рубля по отношению к доллару США сменилось в августе - сентябре текущего года его ослаблением.

Основные риски в достижении прогнозируемых параметров объема, темпов роста и индекса-дефлятора ВВП  связаны с сохранением высокой зависимости российской экономики от ситуации на мировых рынках сырья и капиталов, обеспечением прогнозируемого роста инвестиций в основной капитал и усилением влияния возрастающего объема импорта на конкурентоспособность российских товаров. При этом повышение мировых цен на нефть стало слабо влиять на реальные темпы роста экономики и не стимулирует приток капитала в страну.

• Существуют риски падения  цены на нефть марки «Юралс» до 80 долларов США за баррель и ниже, что ухудшит состояние платежного баланса, может способствовать более существенному ослаблению курса рубля к доллару США и усилению инфляционных тенденций, а также снижению доходов федерального бюджета.

• Требует дополнительного  обоснования прогнозируемое практически  двукратное увеличение доли внутреннего  производства в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса при опережающих темпах роста  импорта по сравнению с относительно невысокими темпами роста промышленного  производства в 2012 - 2014 годах.

•   Прогнозируемые объемы инвестиций в основной капитал могут оказаться недостаточными для решения поставленных Президентом Российской Федерации задач по модернизации, техническому перевооружению и переводу экономики на инновационный путь развития. Основные производственные фонды в значительной степени физически устарели, а процесс их обновления идет крайне медленно. При этом большая часть инвестиций направляется не в высокотехнологичные виды деятельности, а в отрасли, связанные с производством товаров с низким удельным весом добавленной стоимости.

•  Одним из возможным рисков в достижении намеченных темпов роста инвестиций в основной капитал является отмечаемая в прогнозе их зависимость от динамики инвестиций нефтегазового комплекса и инфраструктурных отраслей. Требует дополнительного обоснования выдвигаемое в прогнозе положение о том, что «несмотря на уменьшение государственных капитальных вложений, можно ожидать существенного повышения инвестиционной активности, особенно роста инвестиций в несырьевой сектор».

• В достижении целевых  уровней инфляции в 2012 - 2014 годах  существуют определенные риски, связанные  с прогнозируемым ослаблением курса  рубля к доллару США, а также  с сохраняющейся неопределенностью  тенденций динамики цен на продовольственные  товары, зависящей от развития ситуации на мировых рынках продовольствия, с учетом относительно высокой доли импорта в ресурсах отдельных  видов продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  для их производства.

• Предлагаемое в прогнозе сохранение в структуре экспорта доли минеральных продуктов и  металлов на высоком уровне фактически закрепляет сырьевую направленность экспорта и не способствует диверсификации производства и экспорта в направлении, предусматривающем повышение доли производства продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости.

• Одним из рисков для  макроэкономической стабильности является высокая степень неопределенности тенденций изменения курса национальной валюты в планируемом периоде, обусловленная нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках. Изменения в динамике курса оказывают существенное влияние на параметры бюджетной системы, а также затрудняют возможности хозяйствующим субъектам выстраивать долгосрочные прогнозы своего развития.

• Предлагаемая в прогнозе относительно медленная динамика восстановления доходов населения не способствует более активному сокращению численности  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и не обеспечивает существенного  сокращения крайне высокой дифференциации заработной платы по видам экономической  деятельности.

• Сопоставление прогнозов  Правительства Российской Федерации  и ведущих международных экономических  организаций свидетельствует о  том, что позиции России относительно экономически развитых стран по важнейшим  макроэкономическим параметрам в ближайшей  перспективе качественно не улучшатся. Кроме того, Россия заметно уступает по динамике макроэкономических показателей ряду развивающихся стран, в том числе и некоторым странам СНГ.

Макроэкономические условия  разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - прогноз) характеризуются  продолжающимся восстановительным  экономическим ростом, сохранением  высоких цен на основные товары российского  экспорта, дальнейшим сокращением численности  безработных, замедлением темпов роста  потребительских цен. При этом в 2011 году сохраняется значительный отток  капитала из страны, укрепление курса  рубля по отношению к доллару  США сменилось в августе - сентябре текущего года его ослаблением.

Цена на нефть марки  «Юралс» на мировом рынке в  среднем за январь - сентябрь 2011 года составила 109,48 доллара США за баррель  по сравнению с 75,86 доллара США  за баррель в январе - сентябре 2010 года и 78,2 доллара США за баррель  в среднем за 2010 год, ее уровень  на 1,4 % превышает оценку на 2011 год  в целом (108 долларов США за баррель), представленную в прогнозе.

Среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) за январь - июль 2011 года составила 323,9 доллара США за 1 тыс. куб. метров по сравнению с 263,7 доллара США  за 1 тыс. куб. метров в январе - июле 2010 года и 268,5 доллара США за 1 тыс. куб. метров в среднем за 2010 год, и  ее уровень на 24,1 доллара США за

¶1 тыс. куб. метров ниже представленной в прогнозе оценки на 2011 год (348 долларов США за 1 тыс. куб. метров).

Рост мировых цен на ряд основных товаров российского  экспорта способствовал увеличению объемов экспорта товаров, который  по стоимости в январе - июле 2011 года по сравнению с соответствующим  периодом 2010 года увеличился на 32,1 % (в  январе – июле 2010 года-на 45,9%).

Объем импорта товаров  в январе - июле 2011 года увеличился на 39,9 % (в январе -июле 2010 года - на 27,1 %). Сальдо торгового баланса за январь - июль 2011 года по сравнению с январем - июлем 2010 года увеличилось на 22 % и  составило 117,6 млрд. долларов США.

В январе - сентябре 2011 года, по оценке Банка России, вывоз капитала частным сектором превысил ввоз на 49,3 млрд. долларов США, что на 35 млрд. долларов США больше, чем в январе - сентябре 2010 года.

Международные резервы Российской Федерации увеличились за январь - август

2011  года на 65,6 млрд. долларов США, или на 13,7%, и составили по состоянию на 1 сентября 2011 года 545 млрд. долларов США, без учета совокупного объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - на 60,1 млрд. долларов США, или на 16,4 %, и составили 425,6 млрд. долларов США.

По состоянию на 1 октября 2011 года объем международных резервов уменьшился по сравнению с 1 сентября текущего года на 28,2 млрд. долларов США (на 5,2 %) и составил 516,8 млрд. долларов США.

По сравнению с исходными  макроэкономическими показателями, принятыми при разработке Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (с изменениями) (далее -Федеральный закон № 357-ФЗ с изменениями), номинальный объем  ВВП на 2011 год оценивается в  размере 53 332,0 млрд. рублей, что на 58,0 млрд. рублей, или на 0,1 %, выше предусмотренного указанным Федеральным законом (53 274,0 млрд. рублей). Темп роста ВВП  снижен на 0,1 процентного пункта до 104,1 %. Оценка индекса-дефлятора ВВП  составляет 114% (113,8%).

Ожидаемая среднегодовая  мировая цена на нефть марки «Юралс»  в 2011 году составляет 108 долларов США  за баррель и на 3 доллара США  за баррель (на 2,9 %) превышает уровень, установленный в расчетах к Федеральному закону № 357-ФЗ с изменениями (105 долларов США за баррель), а среднеконтрактная  цена на природный газ (включая страны СНГ) - 348 долларов США за тыс. куб. метров, что на 3,3 % выше

¶значения, установленного названным Федеральным законом (337 долларов США за тыс. куб. метров).

В целом за 2002 - 2011 годы реальный объем ВВП увеличился в 1,58 раза, что  не обеспечило решения поставленной Президентом Российской Федерации  задачи удвоения ВВП за 10 лет. С учетом прогнозных данных на 2012-2014 годы реальный объем ВВП в 2005 - 2014 годах возрастет в 1,48 раза, что также не позволяет реализовать намеченную целевую установку.

Данные о номинальных  объемах ВВП, темпах роста ВВП  и индексе-дефляторе ВВП за 2004 - 2014 годы представлены на следующей  диаграмме.

Прирост промышленного производства в 2012 - 2014 годах составит 11,9% (за 2006 - 2008 годы - 14,2%), продукции сельского хозяйства - 6,1 % (17,9%). Экспорт товаров (физический объем) в 2012 - 2014 годах увеличится на 7 % (за 2006 - 2008 годы -на 7,7 %), физический объем  импорта товаров вырастет на 34,8 % (в 1,7 раза). В этих условиях предполагается, что инвестиции в основной капитал  увеличатся на 23,8 % (на 57,4 %), оборот розничной  торговли - на 17,2 % (на 50,4 %).

Объемы чистого кредитования (+), чистого заимствования (-) по секторам экономики представлены на следующей  диаграмме.

 

По мнению Счетной палаты, высокая  зависимость экономического роста  от объемов заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынках может свидетельствовать о наличии рисков в достижении запланированных объемов инвестиций и ВВП, если не удастся осуществить заимствования за рубежом в нужных объемах и на приемлемых условиях, так как внутренние сбережения на накопление основного капитала будут полностью исчерпаны к 2014 году (по прогнозу).

Динамика роста потребительских  цен по основным товарным группам  представлена на следующем графике.

 

В достижении целевых уровней инфляции в 2011 - 2014 годах существуют определенные риски. В прогнозе отмечается, что «с 2012 года должен ускориться рост реальных располагаемых доходов населения, который будет обеспечивать высокие темпы потребительского спроса». При этом рост потребительского спроса может способствовать увеличению инфляции сверх планируемых уровней. Кроме того, негативно отразиться на уровне инфляции может прогнозируемое ослабление курса рубля к доллару США.

По мнению международных экспертов  Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и продовольственной  и сельскохозяйственной организации  ООН (FAO)*, «цены на сельскохозяйственное сырье в реальном выражении скорее всего останутся на высоком уровне в течение следующих десяти лет  вследствие недостаточного уровня запасов  и увеличивающегося спроса на сельскохозяйственную продукцию со стороны развивающихся  стран. Пока запасы не будут восстановлены, риск дальнейшего повышения ценовой  неустойчивости будет оставаться высоким». Прогнозируемое увеличение производства зерна может оказаться недостаточным, чтобы удовлетворить дополнительный спрос, поэтому запасы останутся на низком уровне, а цены на продовольствие - на высоком и волатильном уровне.

Прирост физических объемов экспорта и импорта за 2008 - 2014 годы представлен  на следующем графике.

 

Существенное превышение темпов прироста импорта на экспортом приводит к  тому, что сальдо торгового баланса  снижается с 135,7 млрд. долларов США  в 2012 году до 79,2 млрд. долларов США в 2014 году. Прогнозируется снижение размера  сальдо по счету текущих операций платежного баланса с 84 - 91 млрд. долларов США в 2011 году до 23 - 39 млрд. долларов США в 2012 году, а в 2013 и 2014 годах  ожидается отрицательная величина сальдо счета текущих операций в  размере 5-10 млрд. долларов США и 16 — 21 млрд. долларов США соответственно. Это может создать риски для  устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Показатели внешнеторговой деятельности в 2009 - 2014 годах представлены в следующей  таблице.

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2

Ревизия как основная форма бюджетного контроля: сущность, задачи, виды, порядок  проведения и оформления результатов.

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в  период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать1:

Информация о работе Структура и динамика доходов федерального бюджета в предшествующем бюджетном периоде