Процесс составления проекта бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением»
Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Оглавление

Введение 3
1. Основы организации бюджетного процесса 4
2. Процесс составления проекта бюджета 11
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Процесс составления проекта бюджета .docx

— 37.08 Кб (Скачать)

Основой для своевременного и качественного составления  проектов бюджетов служат необходимые для этого сведения:

  • о составе и ставках налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней;
  • о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из других бюджетов;
  • о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
  • о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Финансовые органы имеют  право на получение указанных  сведений от финансовых органов другого  уровня бюджетной системы РФ, а  также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и  юридических лиц.

 

Разработка проекта бюджета  включает две стадии — подготовительную и конкретно-адресную.

На подготовительной стадии проводятся организационно-методические мероприятия; определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета очередного года. Финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год, по применению действующих норм, индексов-дефляторов, по заполнению форм расчетов; устанавливают для своих подразделений контрольные цифры по доходам и расходам соответствующих бюджетов.

Конкретно-адресная стадия состоит в установлении объема доходов бюджета, конкретных направлений использования бюджетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, программам, мероприятиям, источников покрытия дефицита бюджета.

 

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем  за 10 месяцев до очередного года. Решение  о начале работы инициирует Президент  РФ, а Правительство РФ организует поэтапное ее проведение. Оно принимает  ежегодно постановление о разработке на очередной год прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете, параметров прогноза социально-экономического развития РФ и перспективного финансового плана. В постановлении даются предписания, указания, поручения министерствам, Центральному банку РФ, органам управления государственными внебюджетными фондами, главным распорядителям бюджетных средств, органам исполнительной власти субъектов РФ, закрытых административно-территориальных образований с указанием сроков представления необходимых материалов.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана — прогноза функционирования экономики страны на очередной год.

Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета, распределяет его  расходы в соответствии с функциональной классификацией расходов и составляет расчет основных доходов и расходов на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета и распределение его  расходов могут быть представлены в  виде информации палатам Федерального Собрания РФ по их запросам. После этого  Минфин РФ в двухнедельный срок:

  1. направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
  2. уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.

Второй этап — распределение  предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями  расходов и по получателям бюджетных  средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных  преобразований в отраслях экономики  и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном году, о приостановлении действия отдельных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно Министерство экономического развития и торговли РФ формирует перечень федеральных  целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном  году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную  перспективу. Несогласованные вопросы  подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой  министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета завершаются не позднее 15 июля текущего года. Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Согласно статье 181 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в  проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики.

К основным характеристикам  бюджета относятся: общий объем  доходов бюджета, общий объем  расходов бюджета и дефицит бюджета.

 В проекте закона  о бюджете должны содержаться  также:

  • прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета Российской Федерации;
  • нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Также в проекте закона о бюджете должны быть установлены  расходы бюджета по следующим  показателям:

  • расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
  • общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
  • расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
  • объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;
  • распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
  • иные показатели определенные Бюджетным Кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

В составе расходов на бюджетные  инвестиции в проекте закона о  бюджете должны быть установлены  лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов на срок, превышающий  пределы очередного финансового  года.

По соответствующим разделам расходов бюджета устанавливаются  лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года.

В проекте закона о бюджете  должны быть определены следующие характеристики государственного или муниципального долга, государственных или муниципальных  заимствований:

  • источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований;
  • верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
  • предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены:

  • верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
  • предел государственных внешних заимствований Российской Федерации;
  • объем и перечень государственных внешних заимствований Российской Федерации по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям;
  • предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

В целях составления проекта  бюджета на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие  документы и материалы:

  • прогноз социально-экономического развития;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • прогноз свободного финансового баланса;
  • прогноз консолидированного бюджета;
  • адресная инвестиционная программа;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики;
  • структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
  • программа предоставления государственных или муниципальных гарантий;
  • оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;
  • оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
  • другие документы и материалы.

Исходными макроэкономическими  показателями для составления проекта  бюджета являются:

  • объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;
  • уровень инфляции.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований  и отраслей экономики, подготовка сводных  финансовых балансов, на основании  которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление бюджета основано на:

  1. бюджетном послании Президента РФ;
  2. прогнозе социально-экономического развития территории на финансовый год;
  3. основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год;
  4. прогнозе сводного финансового баланса по территории на финансовый год;
  5. плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

В настоящее время ставятся задачи повысить качество среднесрочного бюджетного планирования и предусмотреть  возможность утверждения Правительством РФ структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Ежегодные  бюджетные проектировки должны формироваться  на основе, отражающей финансовые последствия  принимаемых решений. Намечено создать  систему планирования и мониторинга  результативности бюджетных расходов с помощью бюджетирования, ориентированного на результаты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  3. Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М.: Финансы и статистика, 2004. — 504 с.
  4. Положение о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов российской федерации на очередной финансовый год и плановый период от 29 декабря 2007 г. N 1010. 
  5. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации : К.И. Таксир, Т.В. Храмова; Под ред. К.И. Таксира. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 304 с.
  6. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации, постатейный / Авт. А.Н. Козырин, Р.Е. Артюхин, А.С. Емельянов и др.; Под ред. А.Н. Козырина. – М.: ЭКАР, 2002. – 667 с.
  7. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2002. – 299 с.
  8. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.И. Вахрин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К*, 2004. – 344 с.

Информация о работе Процесс составления проекта бюджета