Правовое регулирование ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности, перед работой поставлена цель – исследовать институт ответственности за нарушение налогового и бюджетного законодательства.
Задачами, поставленными в работе, явились:
1) Определение понятия и сущности ответственности за нарушение налогового законодательства;
2) Характеристика видов ответственности за нарушение налогового законодательства;
3) Исследование понятия и оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
4) Определение видов и мер бюджетно-правовой ответственности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового законодательства 6
1.1 Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства 6
1.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства 8
Глава 2. Правовое регулирование ответственности за нарушение бюджетного законодательства 19
2.1 Понятие и основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства 19
2.2 Виды и меры бюджетно-правовой ответственности 23
Заключение 30
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая Ответственность за нарушение налогового законодательства.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление участника бюджетного процесса о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.

Блокировка расходов – это прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.

Изъятие бюджетных средств – это принудительное отчуждение у бюджетополучателя денежных средств, предоставленных ему на возвратной основе, путем бесспорного списания этих средств с его лицевого счета.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетам участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устранения причин, послуживших основанием для этого запрета.

Сокращение или прекращение финансовой помощи из бюджета – уменьшение суммы бюджетных ассигнования, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).

Штраф – это принудительное взыскание определенной денежной суммы с нарушителя бюджетного законодательства.

Следует отметить, что ст. 282 ББК РФ при перечислении мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, называет штрафы. Однако данная мера является не финансово-правовой (бюджетно-правовой), а административно-правовой, и применяется этот штраф в том случае, когда бюджетное правонарушение носит административно-правовой характер. Причем, наложение данного штрафа, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пеня – это денежное взыскание, применяемое при просрочке исполнения денежных обязательств перед бюджетом в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает взыскание пени в двух случаях:

1) за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основ;

2) за несвоевременное исполнение кредитными организациями платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств[17].

Рассматривая вопрос о порядке привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства, которые связаны с бюджетами субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что этот порядок зависит от того, какой вид правонарушения – бюджетно-правового или административного – имеет место в данном случае.

Если данное нарушение является финансово-правовым (и речь, следовательно, идет о привлечении к бюджетно-правовой ответственности), то в свою очередь данный порядок зависит от того, какой орган исполняет бюджет субъекта Российской Федерации: органы Федерального казначейства и органы самого субъекта Российской Федерации.

Применительно к последней ситуации Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае, если бюджеты субъектов Российской Федерации исполняются не органами Федерального казначейства, то руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом.

Следует сказать, что БК РФ не устанавливает процедуры привлечения бюджетными органами (то есть органами Федерального казначейства или собственными органами субъекта Российской Федерации) к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства, что является существенным недостатком. Бюджетно-правовая ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности и ее применение должно быть четко отрегулировано законодательством, как это сделано, например, при привлечении к административной или же к уголовной ответственности. В качестве примера можно также назвать Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором вопросы привлечения к налогово-правовой ответственности решены весьма качественно.

Что же касается привлечения к административной ответственности за совершение бюджетного правонарушения, то привлечение к этой ответственности могут осуществлять лишь те бюджетные органы, которые являются ответственными за исполнение федерального бюджета, то есть бюджетные органы лишь федерального уровня[18].

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российская Федерация находится на пути становления рыночных отношений. Генезис новой экономики проходит сложно, порой противоречиво. Экономические реформы, проводимые в России за последнее десятилетие, не только обусловили позитивные сдвиги в социально-экономической ситуации в стране, но и привели к ряду негативных тенденций. К числу отрицательных издержек современных реформ можно отнести рост правонарушений в целом и увеличение количества финансовых правонарушений, в частности, посягающих на основные стороны жизни и деятельности государства.

В условиях рыночной экономики проблема развития и совершенствования налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки.

Налоговое регулирование направлено на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога и регулирует отношения между частным и публичным субъектом, в его рамках реализуется компетенция публичного образования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетом целях.

В настоящее время актуальной задачей является максимальное наполнение государственного бюджета доходами и обеспечение их сбалансированности с расходами. В рамках, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, приоритетных направлений совершенствования налоговой системы России предусмотрено, что использование эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма осуществления налогового контроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений в бюджет. Снижение налогового гнета должно сопровождаться усилением контроля за поступлением налогов и сборов.

В условиях рыночной экономики налоги и сборы превращаются в мощный рычаг реализации экономической политики государства, становятся не только главным источником его доходов, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов.

Суть налогового регулирования состоит в том, что государство через законодательство о налогах ограничивает право собственности налогоплательщика на свободное распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может быть рассмотрено как система перераспределения доходов.

Налоговое регулирование включает регулирование элементов налогообложения и установление (а в случае необходимости и применение) мер ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена несколькими кодифицированными актами: кодексом об административных правонарушениях, уголовным кодексом и налоговым кодексом, что говорит о разграничении ответственности по характеру общественной опасности и соразмерности видов наказаний.

На сегодняшний день вопросы, связанные с бюджетным процессом, бюджетным финансированием, бюджетным федерализмом и т.д., являются чрезвычайно важными, что подчеркивается в выступлениях высших должностных лиц государства, и в нормативных правовых актах государственных органов. Однако недостаточно только урегулировать отношения в бюджетной сфере, необходимо также определить ответственность за нарушение установленных законодательством правил поведения в данной сфере.

Злободневность затронутых проблем определяется низкой эффективностью бюджетно-правового регулирования, отсутствием четкого механизма применения мер принуждения за нарушения в сфере бюджетных отношений. Необходимо устранить расхождения в составах финансовых правонарушений федеральных кодексов и актов субъектов Российской Федерации.

Так, в Бюджетном кодексе РФ имеет место принципиальная несогласованность норм с административным законодательством. Статья 283 БК РФ об ответственности за нарушение бюджетного законодательства, устанавливая «основания применения мер принуждения», не указывает на процедуры реализации этих мер. В результате ответственность принимает абстрактный характер.

Таким образом, возникают предпосылки для совершения большого числа бюджетных правонарушений, следствием чего является ответная реакция государства, защищающего свои имущественные интересы.

Желание государства сохранять и поддерживать установленный им правовой порядок в бюджетной деятельности влечет необходимость правовой охраны этой сферы общественных отношений. Тем самым объясняется необходимость и возможность государственного принуждения, одной из форм которого является бюджетная ответственность, являющаяся разновидностью финансово-правовой, наличие которой как самостоятельного вида юридической ответственности в настоящее время не вызывает сомнения.

Таким образом, государство, установив ответственность в сфере финансовой деятельности, обеспечивает рациональное и эффективное денежное обращение в Российской Федерации.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативный материал

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 09.04.2009). // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823; Российская газета от 15.04.2009 г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 17.03.2009). // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2009г.). // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340; Российская газета от 09.06.2009 г.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 26.06.2009 г.). // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954; Российская газета от 03.07.2009 г.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29.06.2009 г.). // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; Российская газета от 01.07.2009 г.

6. Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 № 15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КоАП РФ». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).

7. Письмо ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. № 01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).

 

Учебная и специальная литература

 

1. Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 160.

2. Балакина А.П. и Зайцев В.А. Ответственность в сфере бюджетного права. - М., 2003. – С. 112.

3. Винницкий Д.В. Категория «Финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права. // Государство и право, 2003, № 7. –С. 128

4. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 304.

5. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 1996. – С. 400.

6. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 2006. – С. 400.

7. Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. // Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

8. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. – СПб: Питер, 2002. – С. 176.

9. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 320.

10. Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 720.

11. Пашкевич Д.А. Бюджетное право. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2007. – С. 210.

12. Петрова Г.В., Путило Н.В., Мельник Т.Е. Целевое использование бюджетных средств.// Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

13. Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма, 2008. – С. 424.

 

Размещено на Allbest.ru

 

 



[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

[2] Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 535.

[3] Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 152.

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

[5] Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. – СПб: Питер, 2002. – С. 141.

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

[7] Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 239.

[8] Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 538.

[9] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

[10] Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 287.

[11] Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 241.

[12] Балакина А.П. и Зайцев В.А. Ответственность в сфере бюджетного права. - М., 2003. – С. 6.

[13] Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма, 2008. – С. 213.

[14] Пашкевич Д.А. Бюджетное право. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2007. – С. 188.

[15] Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 2006. – С. 230.

[16] Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. // Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

[17] Петрова Г.В., Путило Н.В., Мельник Т.Е. Целевое использование бюджетных средств.// Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

[18] Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма, 2008. – С. 218.


Информация о работе Правовое регулирование ответственности за нарушение бюджетного законодательства