Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого гражданина РФ. Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, а также достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики, а достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Курсовая работа: Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита

Введение

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого гражданина РФ. Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, а также достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики, а достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи доходов и расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны экономистов и политиков, а также простых граждан.

Величина расходной части лишь Федерального бюджета в 1997 году была запланирована на уровне примерно 2,725,717,000,000,000 рублей, то есть федеральное правительство планировало израсходовать лишь на федеральные нужды целых 16% от ВВП страны. Изменение инфляции на 1 процент изменяет бюджет на несколько миллиардов рублей, а от величины налогового бремени зависит работа, зарплата и уровень жизни граждан страны. Увеличение бюджетного дефицита на 1 процент соответственно увеличивает (должно увеличивать) уменьшение частных инвестиций, и, следовательно, это приводит к снижению темпов роста основных средств экономики. Нельзя забывать, что рубль, инвестированный государством приносит прибыли (а значит и эффекта) в несколько раз меньше, чем тот же рубль, проинвестированный частным сектором. С другой стороны, фискальная политика, основанная на кейнсианстве, помогла правительству США выйти из жесточайшей депрессии, разразившейся в тридцатых годах двадцатого столетия.

Итак, уровень государственных расходов и налогов, несомненно, играет ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости в экономике.

Разница же между расходами и доходами правительства, а в частности способ покрытия этой разницы имеет не менее серьезные последствия для макроэкономики страны.

Целью данной работы является рассмотрение государственного бюджета и статей его дохода. Цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач: рассмотреть вопрос о государственном бюджете и его роли в социально-экономических процессах; проанализировать бюджетную систему РФ и доходы государственного бюджета; определить состояние бюджета.

 
1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Термин «финансы» (лат. finantia) означает платеж, доход. Финансы как экономическая категория формировались исторически. их возникновение приходится на период распада первообщинного строя и зарождения рабовладельческого и связывается с образованием государства и его институтов, товарно-денежных отношений. Финансы – совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных децентрализованных денежных фондов. Дальнейшее развитие финансов обусловлен усложнением социально-экономической системы общества, особенно в эпоху капитализма. По рыночной экономики сфера финансов значительно расширяется.

Сущность финансов в каждой общественно-экономической формации определяют соответствующей формой производственных отношений, связанных с распределением совокупного общественного продукта (ССП) и его неотъемлемой составляющей – национального дохода. Национальный доход распределяют в денежной форме. Денежные фонды являются материальной основой финансов, а совокупность денежных фондов являются финансовыми ресурсами государства. Но сами по себе деньги не определяют сущности финансов, их внутреннего содержания и общественного назначения. Сущность и содержание финансов определяют не столько особенностями товарно-денежных отношений, сколько спецификой производственных отношений за определенного общественного строя.

Указанные выше экономические отношения являются финансовыми отношениями. Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему. Финансовая система – совокупность форм, методов и целей формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, субъектов хозяйственной деятельности, населения.

Финансовая система имеет сложную структуру, ее элементами являются общегосударственные финансы, финансы органов местного самоуправления, финансы субъектов хозяйствования, финансы общественных организаций, финансы негосударственных внебюджетных структур. Финансовые ресурсы – совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий и организаций, характеризующих состояние экономики и имеют большое влияние на ее развитие.

Основными источниками и методами формирования финансовых ресурсов является взимание налогов, отчисления части доходов от субъектов хозяйствования, отчисления на страхование, другие виды отчислений в централизованные фонды, продажа государством ценных бумаг и своего имущества, получение кредитов, эмиссия денег. Состав, структура, направления использования финансовых ресурсов определяются экономической политикой государства.

Финансовые ресурсы государства делятся на централизованные и децентрализованная. Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в государственном бюджете, пенсионном фонде и в фонде государственного имущественного и личного страхования. Большинство их образуется за счет доходов предприятий и организаций, поступлений от государственного, социального, имущественного и личного страхования и т.п. Децентрализованная финансовые ресурсы находятся в распоряжении предприятий, объединений и организаций. Образуются за счет их доходов и накоплений и, в незначительной степени, за счет средств населения. В формировании финансовых ресурсов предприятий могут участвовать и одолженные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, а также средства, полученные от выпуска акций и т.д.).

Главными субъектами отношений формирования и использования финансовых ресурсов является государство, предприятия и предприниматели, население. Денежные средства, из которых формируются финансовые ресурсы, непрерывно перемещаются от одного субъекта к другому.

Также существуют денежные потоки внутри госбюджета, между предпринимателями, отдельными гражданами.

Финансы выполняют разделительную и контролирующую функции. Распределительная функция финансов связана с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме. Контролирующая функция финансов заключается в создании определенных объективных возможностей для осуществления государственного контроля за формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Она обусловлена существованием и осуществлением финансового контроля за распределительным процессами. Финансы являются активным инструментом воздействия на все элементы экономической системы, а также влияния государства на хозяйственные процессы. Все это образует систему финансового управления.

Финансовое управление – реализация государством общей финансовой политики. Составляющими этой политики являются финансовое планирование, координация финансовых ресурсов, формирование финансового законодательства, проектирования и исполнения бюджета, сбор налогов, выпуск займов, управление государственным долгом. Финансовое управление является средством взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, предприятий, отдельных граждан. Финансы влияют на саморегуляции экономических процессов, регулируют межгосударственные экономические и даже политические отношения. Финансовые отношения – органическая составная часть экономической системы общества, что отражает взаимодействие и взаимосвязи его субъектов в денежной форме. Эти отношения опосредуют механизм создания и функционирования денежных фондов (бюджетов) различных типов и уровней.

Взаимосвязана совокупность финансовых отношений образует финансовую систему общества, а отдельные финансовые фонды – ее функционально особые звена.

Реализация финансовой политики является прерогативой государства, обусловлено конституционным ладом, другими элементами законодательства и нормативными актами, согласно которым отдельные институты публичной власти получают определенную часть финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности определенных социальных структур. На этой основе формируются государственные бюджеты и финансовые фонды разноуровневых административно-территориальных единиц, называемые местными фондами (бюджетами). Государственный бюджет: сущность, источники формирования и основные направления использования

Государственный бюджет является самым действенным механизмом осуществления финансовой политики государства. В доходах бюджета отражается налоговая политика государства, а в расходах - приоритетные направления вложения средств. Государственный бюджет является выраженным в денежной форме сметой доходов и расходов государства, который действует в течение определенного времени, планируется и имеет силу закона. Это самый большой денежный фонд, от рационального формирования и использования которого существенно зависят экономические и социальные параметры функционирования общества. Он является собственностью государства и контролируется парламентом, который и утверждает госбюджет и отчет о его исполнении.

Государственный бюджет – это система денежных отношений, которые возникают между государством, предприятиями и населением в процессе формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов с целью успешного осуществления ее функций. Государство использует бюджет территориального, внутригалузевого и межотраслевого распределения и перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) с целью совершенствования структуры общественного производства и обеспечения социальных гарантий населению.

На этапе формирования рыночных отношений бюджетная система должна предоставлять финансовую поддержку разгосударствления и демонополизации отраслей хозяйства, обеспечению социальной защиты населения.

Налоги выполняют фискальную, стимулирующую и социальную функции, которые существуют в противоречивой единства, ограничивая друг друга. Назначение государственной финансовой политики заключается в оптимальном сочетании этих функций. Например, во время спада производства, роста безработицы целесообразным увеличение государственных расходов (инвестиций) и уменьшения налогов. В период роста инфляции, наоборот, уменьшение расходов и увеличение налогов. В реальной жизни целенаправленное использование налогов как экономических рычагов регулирования экономических процессов требует специального анализа и применения определенных мер макроэкономического регулирования. Это особенно важно в условиях стагфляции.

Стагфляции – это состояние экономики, которая характеризуется загальнотоварним и бюджетным дефицитом, экономическим кризисом и гиперинфляцией, ростом государственного долга, снижением ресурсов национального дохода.

Налоги могут быть прогрессивными и пропорциональным (регрессивного). Особенностью прогрессивного налогообложения является высшая ставка налога за большего размера дохода. По пропорционального налогообложения каждое физическое или юридическое лицо оплачивает одну и ту же долю своего дохода (фиксированную ставку). В таком случае налог растет медленнее, чем доход. В практике многих стран чаще встречаются различные сочетания обоих принципов налогообложения.

По принципу начисления налоги подразделяются на прямые и косвенные. До прямых налогов относятся налоги с доходов населения, с прибыли (дохода) предприятий и корпораций, отчисления в фонды социального страхования от безработицы, налоги с недвижимости (земельный налог), налог с наследства и даров, автотранспортный сбор и т.д. Косвенные налоги охватывают акцизы, т.е. установленные государством или местными органами власти надбавки к розничных цен на определенные группы товаров (алкогольные напитки, табак и т.п.), налоги с продаж, а также налог на добавленную стоимость, которым облагается только добавленная непосредственно производителем стоимость товара, услуги. НДС является симбиозом прямого и косвенного налогообложения, так как с его помощью государство не только мобилизует в бюджет часть созданного в отраслях материального производства чистого дохода, но и непосредственно влияет на величину и динамику розничных цен. Следовательно, НДС является своеобразным акциза.

Зарубежная экономическая наука доказала зависимость между динамикой налоговых ставок, доходами государственного бюджета и частью ВНП, которая облагается налогами (т.е. является объектом налогообложения, налоговой базой). Эта зависимость проиллюстрирована Артуром Лаффером на графике, который получил в экономической теории название «Кривая Лаффера»

Анализ кривой Лаффера дает основания для вывода, что повышение налоговых ставок, которое сопровождается ростом бюджетных доходов, имеет определенную черту, за которой начинается «запрещенная зона налогообложения». Использование ставок налогов, которые находятся в «запрещенной зоне», значительно сокращает доходы государства. Высокие налоги подавляют предпринимательскую инициативу, сдерживают стремление к инвестициям, т.е. вызывают сокращение выпуска продукции, провоцирующих экономические преступления (сокрытие доходов от налогообложения).

Современная экономическая наука большое внимание уделяет теории налогообложения и налоговой политики, которая, по мнению большинства экономистов, должна быть направлена на стимулирование экономического роста в долгосрочном периоде, сочетания экономической эффективности и справедливого налогообложения доходов. Кредитная система рыночного хозяйства.

Кредит возникает сначала как случайное явление, обусловленное ситуацией, когда у продавца есть потребность продать свой товар, а у покупателя нет денег, чтобы его приобрести. Разрешить такое противоречие можно благодаря передачи товара покупателю с отсрочкой исполнения платежа, т.е. в кредит. Со временем кредит приобретает новых функций, поскольку он необходим субъекту, который пытается организовать производство за отсутствия собственных средств. Передача товаров в кредит трансформируется в заем денежных средств. Термин «кредит» на латинском означает «верю», однако, доверия недостаточно, поскольку существует риск несвоевременного и неполного возврата кредита. Поэтому актуальной при такой ситуации является страховая деятельность, которая обеспечивает платные гарантии кредитору от возможных рисков несвоевременного возврата кредита заемщиком. Все это является одним из разновидностей кредитно-финансовой деятельности.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита