Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:32, реферат
Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств - обязательное условие составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация является
методологическим документом, отражающим
порядок составления и
Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются Законом «О бюджетной классификации Российской Федерации», принятом Государственной Думой 7 июня 1996 г.
Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений в трактовке как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны, вступившей на путь реформирования экономики. Бюджетная классификация расширена за счет показателей, применяемых при составлении и использовании бюджета. В ней наряду с блоками «Доходы» и «Расходы» появились новые блоки: «Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Всего в составе бюджетной классификации Российской Федерации 12 блоков, из них 11 - классификации расходов бюджетов, 1 - классификация доходов.
Определение доходной и расходной части бюджета в основном соответствует требованиям международных стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Международная функциональна бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, изменения в классификации обусловлены необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, золотовалютными резервами, совокупными долговыми обязательствами государства, потением новых расходов, трансфертных отношений с административной территориями. Укрупненная классификация статей доходов государственного бюджета приведена ниже.
Налоговые доходы
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы
Налоги на совокупный доход
Налоги на имущество
Платежи за пользование природными ресурсами
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
Прочие налоги, пошлины и сборы Неналоговые поступления
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности
Доходы от реализации государственных запасов
Доходы от продажи земли и нематериальных активов
Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников
Административные платежи и сборы
Штрафные санкции, возмещение ущерба
Доходы от внешнеэкономической деятельности
Прочие неналоговые доходы
Безвозмездные перечисления:
а)нерезидентов и бюджетов других уровней,
б)государственных внебюджетных фондов,
в)государственных организаций,
г)наднациональных организаций,
д)средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов
Группировка доходной части
российского бюджета на налоговые
и неналоговые поступления
В соответствии с международными рекомендациями под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.
К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушения налогового законодательства; к неналоговым доходам - государственные доходы, поступление которых связано с тем, что государство владеет собственностью, предприятиями, финансовыми или нематериальными активами, а также фактическая прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления. Доходы данной группы могут принимать форму лизинговых платежей и др.
Расходы в новой бюджетной
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Государственное управление и местное самоуправление;
Судебная власть;
Международная деятельность;
Национальная оборона;
Правоохранительная
Фундаментальные исследования и содействие НТП;
Промышленность, энергетика, строительство;
Сельское хозяйство и
Охрана природной среды, гидрометеорология, картография и геодезия;
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
Развитие рыночной инфраструктуры;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
Образование;
Культура, искусство и кинематография;
Средства массовой информации;
Здравоохранение и физическая культура;
Социальная политика;
Обслуживание государственного долга;
Пополнение государственных запасов и резервов;
Финансовая помощь бюджетам других уровней;
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
Мобилизационная подготовка экономики;
Прочие расходы;
Целевые бюджетные фонды.
Для большей части государственных расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства они относятся. Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее время среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая функция государства перестает быть основной.
Функциональная классификация
дополняется экономической
текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);
капитальные расходы (капитальные
вложения в основные фонды, создание
государственных запасов и
предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или Долевого участия в акционерном капитале).
В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит около 100 адресов и несколько десятков ^именований программ. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в Качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства.
Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств.