Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:23, контрольная работа
Помимо кредитных и учетных операций с векселями банк может производить комиссионные операции. При этом векселя предъявляются держателями в банк не с целью получения денежных средств до наступления срока платежа (как при учете векселей и ссуде под их залог), а исходя из соображений удобства получения платежа по векселю в срок и по месту его выдачи. Роль банка в данном случае сводится лишь к роли комиссионера, исполняющего поручения клиента получить платеж по векселю.
Вопрос. Комиссионные операции банков с векселями. стр.3
Выполнение задания. стр.14
Список использованных источников и литературы. стр.15
На сумму выкупленных векселей по балансу кредитуются счета "Присланные учтенные векселя", "Местные учтенные векселя" и дебетуется расчетный или другой счет плательщика, с которого списана сумма для оплаты векселя. Если клиент вносит платеж наличными деньгами в кассу банка, то дебетуется счет кассы. При этом суммы выкупленных векселей отражаются в ведомости учтенных векселей, лицевых счетах и других документах.
Переучет и перезалог векселей в Центральном банке. Коммерческие банки могут переучесть или перезаложить учтенные или прокредитованные ими векселя в Центральном банке, который имеет дело только с первоклассными заемщиками, т.е. клиентами, платежеспособность и качество векселей которых не вызывают сомнения. Однако Центральный банк может ограничивать операции по переучету и перезалогу векселей, регулируя их масштабы по своему усмотрению, повышая или понижая ставку процента, переучитывая или рефинансируя векселя лишь в некоторых случаях, либо наоборот, без ограничений, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры.
На первоначальном этапе развития рынка коммерческих цепных бумаг ввиду неразвитости вексельного обращения Центральный банк принимает к переучету и перезалогу лишь государственные ценные бумаги или ценные бумаги, гарантированные государством. Наиболее приемлемы для этих целей краткосрочные казначейские векселя, которые входят в состав наиболее ликвидных активов коммерческих банков и могут служить составным элемент том минимальных резервов.
Переход к двухуровневому принципу организации банковского дела, работа банков на коммерческом расчете, внедрение системы нормативного контроля со стороны Центрального банка за деятельностью кредитных учреждений второго звена ведут к изменению принципов кредитных отношений, и прежде всего учетной и процентной политики. Система управления процентными ставками в условиях рынка соответственно базируется на рыночном механизме формирования банковского процента, гибко отражающего динамику спроса и предложения на банковский капитал.
Ориентируясь на максимизацию прибыльности вексельных операций, коммерческие банки, осуществляющие учет и ломбард векселей за счет ресурсов, полученных в Центральном банке путем перезалога или переучета векселей, стремятся увеличить доходную маржу и, следовательно, установить процентные ставки по активным операциям (учету и залогу) выше ставок по пассивным операциям (рефинансированию и редисконтированию в Центральном банке). Таким образом, официальные учетная и ломбардная ставки, как правило, оказываются более низкими, нежели частные дисконты и ссудные ставки. Однако коммерческие банки могут установить процентные ставки по учету и залогу векселей ниже официальных ставок Центрального банка, если они не прибегают к централизованным кредитным ресурсам и уровень процентных ставок по пассивам позволяет это осуществить без снижения прибыльности. Более низкий уровень частных ставок обеспечивает коммерческим банкам широкий круг клиентуры и, следовательно, преимущества в конкурентной борьбе.
Учетные и ломбардные ставки коммерческие банки устанавливают самостоятельно, на договорной основе с клиентами, ориентируясь на официальную ставку Центрального банка по переучету и перезалогу. Эти ставки должны соответствовать экономическим условиям региона, где находится банк, и состоянию денежного рынка в целом. Размер учетного и ссудного процента определяется советом банка или правлением, в протоколе заседания которого фиксируются мотивы изменения частных дисконтов и ломбардных процентов. При этом учитываются уровень учетных и ссудных ставок в других коммерческих банках, спрос на банковские капиталы, коммерческая активность потенциальных клиентов в целом.
Конкретные частные дисконты и ломбардные проценты определяются исходя из:
- класса клиентов (для государственного сектора экономики его уровень ниже, чем для кооперативного и частного);
- сроков векселей (изменение уровня процента должно быть прямо пропорционально сроку векселей; по краткосрочным векселям учетная и ссудная ставка ниже);
- индивидуальных показателей финансового состояния векселедателей.
Таким образом, основные направления функционирования ч развития рынка векселей определяются Центральным банком и реализуются посредством осуществления определенной учетной политики и политики рефинансирования. Дисконтная политика является основой денежно-кредитного регулирования и управления деятельностью коммерческих банков и включает в себя как прямые ограничения учета и переучета векселей, так и определение пределов процентной ставки по переучету векселей. Политика рефинансирования, касающаяся операций коммерческих банкой с векселями, осуществляется посредством регулирования величины процентной ставки по ссудам под залог векселей, а также количественных и качественных ограничений в отношении размеров и т\-дов векселей, под залог которых Центральный банк может предоставлять кредит коммерческим банкам. В зависимости от приоритетов экономического развития Центральный банк, изменяя условия дисконта и ломбарда, а также уровень учетной и ломбардной ставки, воздействует на спрос и предложение па рынке ценных бумаг, регулирует степень кредитоспособности и ликвидности коммерческих банков, а также объем денежной массы в стране.
Если Центральный банк считает необходимым проводить жесткую рестрикционную политику, то он увеличивает учетную и ломбардную ставки, ужесточает условия переучета и перезалога векселей. Это может быть выражено в повышении требований к качеству векселей, установлении ограничений в отношении контингента переучета и. перезалога, введением лимитов. Например, запрещение учета и ломбарда векселей неперспективных отраслей.
Стимулирование конъюнктуры достигается мерами, противоположными вышеизложенным. Можно способствовать развитию приоритетных сфер экономики, предоставляя право первоочередного учета векселей этих отраслей и снижения для них учетной ставки.
Манипуляция учетной ставкой лежит в основе не только учетной, но и процентной политики Центрального банка. С ней увязываются как ставка по рефинансированию Центрального банка, гак и частные дисконты, а также ссудные ставки всех коммерческих банков.
Следует учитывать, что объектом учетной политики Центрального банка являются не только векселя, но и другие рыночные ценные бумаги, причем как фондовые (облигации, сертификаты и пр.), так и коммерческие (чеки, варранты, коносаменты, складские и залоговые свидетельства и пр.). В свою очередь процентная политика Центрального банка, хотя и основывается на изменении процентной ставки по переучету и перезалогу векселей, включает в себя мероприятия по регулированию уровня и структуры всей шкалы процентных ставок, в том числе по кредитам и депозитам.
:
Выполнение практического задания:
Центральный Банк установил нарушения российского законодательства о рынке ценных бумаг «Автобанком».
Какие меры воздействия и ответственности могут быть применены в отношении «Автобанка»?
Положение Центрального Банка РФ 19 августа 1998 г. N 49-П «О порядке применения к кредитным организациям мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг» определяет порядок применения Банком России мер воздействия кредитным организациям за нарушения Федеральных законов, нормативных правовых актов ФКЦБ России, нормативных правовых актов Банка России, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы рынка ценных бумаг.
Под нарушением законодательства о рынке ценных бумаг понимается:
- несоблюдение кредитной организацией нормы законодательства о рынке ценных бумаг, устанавливающей обязательные для исполнения требования;
- нарушение кредитной организацией запрета, установленного в норме законодательства о рынке ценных бумаг;
- нарушение сотрудниками кредитной организации норм законодательства о рынке ценных бумаг, в части, касающейся использования этими сотрудниками служебной информации на рынке ценных бумаг.
Настоящее Положение не распространяется на случаи возникновения гражданско-правовых споров между кредитной организацией и другими лицами, а также на случаи нарушения кредитной организацией -профессиональным участником рынка ценных бумаг договорных отношений с Банком России, касающихся деятельности данной кредитной организации на рынке ценных бумаг.
Совершение кредитной организацией какого-либо из указанных в нарушений (за исключением нарушений, допущенных сотрудниками кредитной организации в отношении использования служебной информации) является основанием для применения Банком России к кредитной организации мер ответственности и иных мер воздействия, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг, банковским законодательством, а также настоящим Положением.
Меры ответственности и иные меры воздействия за допущенные нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, предусмотренные настоящим Положением, применяются к кредитной организации вне зависимости от привлечения кредитной организации к иным видам ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Рассмотрение по существу фактов, имеющих признаки нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг, и применение к последним мер воздействия, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется Банком России и Главными управлениями
(Национальными банками) Банка России (далее: территориальные учреждения Банка России).
Список использованных источников и литературы:
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, - 1993. - №237.
2. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный Закон №394-1 от 02 декабря 1990 года // СЗ РФ – 1995 - №18. – Ст. 1593.
3. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный Закон РФ № 173 ФЗ от 10 декабря 2003 г. // СЗ РФ – 2003 - №50 – Ст.4859.
4. О банках и банковской деятельности: Федеральный Закон №395-1 от 02 декабря 1990 г. // Российская газета – 1996 - №27.
5. Положение Центрального Банка РФ 19 августа 1998 г. N 49-П «О порядке применения к кредитным организациям мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг»// СПб Консультант Плюс;
6. Предъявление векселя к платежу. Арканников М.В. // Гражданское право. – 2005. - №4.
7. Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями. Письмо ЦБ РФ от 23 февраля 1995 г. №26 // Вестник Банка России. – 1995 г. №8.
8. О валютном регулировании и валютном контроле. Федеральный закон РФ №173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. // СЗ РФ 2003 – №50 – Ст.4859.
9. Вексель и уклонение от уплаты налогов. Назаренко А.В. // Законность. – 2004 г. - №10.
10. Банковское законодательство: Учебное пособие для Вузов. Под редакцией профессора Жукова Е.Ф. – М.: - 2005. – 491с.
11. Что такое вексель. Иоффе Г.Л. // Нотариус. – 2002. - №2.
16