Вертикальная и горизонтальная сбалансированность бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Стратегию развития бюджетного федерализма в России нельзя сводить только к проблемам распределения и перераспределения средств между бюджетами и разделению бюджетных полномочий и ответственности. Она должна быть ориентирована на более широкий спектр проблем финансового регулирования, формировать разумную структуру бюджетного устройства страны и гарантировать сбалансированность всего бюджетного процесса, всех его стадий.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Бюджетное регулирование. Формы сбалансированности бюджетов……...4
2. Механизм вертикального бюджетного выравнивания……………………...7
3. Механизм горизонтального бюджетного выравнивания ………………….13
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованных источников …………………………………………..31

Файлы: 1 файл

контроьная.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

   В настоящее время стихийно сложившаяся  децентрализация расходных полномочий в бюджетной системе России достигла некоего «естественного» предела. Так, за счет; территориальных бюджетов финансируется около 70% общих расходов на народное хозяйство (преимущественно жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, сельское хозяйство), 80% - на образование, 88% - на здравоохранение, 70% - на социальное обеспечение и т. д.

   То, что происходит сегодня при заключении соглашений о разграничении полномочий в вопросах бюджетных взаимоотношений  между Правительством РФ и отдельными субъектами Федерации, по существу является продолжением процесса «перетягивания одеяла» и не имеет ничего общего с реальным разграничением бюджетных полномочий, которое должно представлять собой законодательное закрепление функциональных обязанностей различных уровней государственной власти по предоставлению тех или иных услуг населению [3, c. 544]. При анализе проблемы закрепления расходов основной вопрос заключается в определении того уровня власти, который с максимальной степенью отдачи способен обеспечить выполнение тех или иных государственных функций по финансированию расходов и предоставлению услуг. От ответа на этот вопрос зависит достижение трех важных целей государства: стабилизации экономики, эффективности и справедливости распределения расходных функций. От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной региональной политики эти исходные положения бюджетного регулирования, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества. 
Другая проблема, которая решается с помощью методов вертикального бюджетного выравнивания, заключается в рациональном закреплении доходных источников бюджетов за уровнями власти. 
Обеспечение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности между уровнями бюджетной системы по самостоятельному осуществлению определенных видов расходов, но и обеспечение реальных возможностей получения источников доходов для этого. Только после того, как распределена ответственность за расходы и стал известен их общий объем на каждом уровне государственной власти, следует приступать к разработке системы закрепления налогов и перераспределения доходов между различными уровнями власти. Иначе говоря, начинает действовать та часть механизма вертикального выравнивания, которая обеспечивает выравнивание финансовых возможностей различных уровней власти. Это осуществляется за счет перераспределения налоговых и других источников по уровням бюджетной системы. До сих пор в процессе реформирования российской бюджетной системы основное внимание уделялось изменению существовавшей практики закрепления источников доходов и долевого распределения поступлений между федеральным и региональным уровнями. В России недостатки действующей модели бюджетного выравнивания проявились прежде всего в уязвимости доходной части как федерального, так и территориальных бюджетов, поскольку оказалось, что регионы могут не выполнять своих обязательств по перечислению налогов в центральный бюджет, а центральные органы власти могут произвольно менять пропорции распределения налогов, опустошая региональные бюджеты. Это стало одной из главных причин острых бюджетных конфликтов [6, c. 290]. Цель государственного регулирования доходов региональных бюджетов состоит в таком распределении налогов между территориальными звеньями бюджетно-финансовой системы Российской Федерации, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного распределения» между ними финансовых средств. При составлении регионального бюджета его доходная структура должна полностью (или хотя бы в ощутимой мере) контролироваться властями соответствующего уровня, т.е. формироваться прев имущественно из региональных и местных налогов. Такая стратегия хорошо работает с политической точки зрения, так как при данном подходе гражданам легче понять, что если по их желанию будут произведены дополнительные расходы, то придется ввести дополнительные налоги или тарифы, которые будут покрыты конкретно за счет них самих или других жителей региона 
Таким образом, совершенно очевидно, что налоговая система федеративного государства должна содержать четкие механизмы разграничений полномочий по установлению, взиманию и перераспределению налогов между федеральными органами власти и субъектами Федерации, а также между регионами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

   В бюджетной системе РФ остро стоит  проблема горизонтальной и вертикальной разбалансированности. Централизация  налоговых доходов бюджета и  субсидиарность в распределении расходов приводят к проблеме дефицита региональных и местных бюджетов и вызывают необходимость перераспределения средств с целью бюджетного выравнивания.

   Бюджетное регулирование зачастую отождествляется  с понятием «межбюджетные отношения». Но между ними нельзя ставить знак равенства.

   Бюджетное регулирование представляет собой  комплекс механизмов управления бюджетной  системой в целях обеспечения  ее вертикальной и горизонтальной сбалансированности.

   Под вертикальной сбалансированностью  понимается процесс устранения несоответствий между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов по вертикали (федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты). Таким образом, целью вертикальной сбалансированности бюджетов является обеспечение финансовой базы для реализации расходных полномочий различных уровней власти.

   Под горизонтальной сбалансированностью  понимается устранение несоответствий в бюджетной обеспеченности между  бюджетами одного уровня бюджетной  системы, вызванных большими различиями в экономическом положении регионов, уровнях их затрат. Горизонтальное выравнивание иначе называют межбюджетным выравниванием, или межбюджетными отношениями.

   Перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами  разного уровня – это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы, которые в силу сложившихся экономических условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

   Соответственно, механизм распределения средств между бюджетами разного уровня в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности. Этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на сглаживание вертикальных диспропорций, то есть устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой – на выравнивание уровня потребления государственных услуг в разных регионах.

   Корректирование вертикальных диспропорций нацелено на устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и  теми поступлениями, которые за ними закреплены, ибо центральное правительство, обладая гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять дисбаланс региональных бюджетов.

   Однако  даже если налоговых поступлений  и субсидий вполне достаточно для  финансирования совокупных расходов территориальных  бюджетов, между бюджетными балансами  регионов могут сохраняться различия, определяющие дифференциацию бюджетных возможностей по финансированию властных полномочий региональных органов в части реализации их социальных и управленческих функций. Поэтому субсидирование из федерального бюджета используется также для уменьшения горизонтальной диспропорции, то есть для выравнивания стоимости социально необходимых расходов между «богатыми» и «бедными» территориями страны.

   Вертикальная  несбалансированность потенциально заложена в любой модели бюджетной системы  вследствие различия функций, выполняемых разными уровнями власти.

   Горизонтальная  несбалансированность бюджетной системы  объективно обусловлена различным  положением территориальных единиц, составляющих государство, вследствие их исторических, географических, экономических, природных и прочих особенностей. Горизонтальная несбалансированность проявляется как в разных потребностях, так и в разной стоимости предоставляемых государственных услуг. При этом один и тот же набор государственных услуг будет по-разному обходиться налогоплательщику в зависимости от финансового положения территориальных властей.

   Сглаживание острых горизонтальных различий важно  само по себе как выражение требования социальной справедливости. В то же время оно имеет общеэкономический  эффект, поскольку предотвращает  экономические потери, связанные с миграцией населения и капитала. Бюджетное выравнивание при этом осуществляется в общенациональных интересах и способствует укреплению государства.

   Вертикальное  и горизонтальное выравнивание –  процесс единый и одновременно противоречивый. Основой механизма вертикального выравнивания бюджетной системы является законодательное закрепление за каждым бюджетным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, соответствующих разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами (территориями), а также разграничению бюджетной ответственности между федеральным и региональным органами власти и управления.

   Цель  бюджетного регулирования доходов  региональных бюджетов состоит в  таком распределении налогов  между территориальными уровнями бюджетной системы страны, которое свело бы к минимуму необходимость дополнительного распределения между ними финансовых средств. При составлении регионального бюджета его доходная структура должна полностью (или хотя бы в ощутимой мере) контролироваться властями соответствующего уровня, то есть формироваться преимущественно из региональных и местных налогов.

   Таким образом, совершенно очевидно, что налоговая  система федеративного государства  должна содержать четкие механизмы  разграничения полномочий по установлению, взиманию и перераспределению налогов между федеральными органами власти и субъектами Федерации, а также между регионами.

   Целью горизонтального бюджетного выравнивания является обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

   Действующая в России модель бюджетного регулирования  не только не привела к сокращению чрезмерных различий в бюджетной обеспеченности регионов, но еще и усилила их. Наличие бюджетной асимметрии, имеющей тенденцию к росту, дает основание утверждать, что существующий механизм бюджетного регулирования выполняет преимущественно выравнивающую, но не стимулирующую функцию.

   Безусловно, в России в условиях значительной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития бюджетное выравнивание просто необходимо. Но важно, чтобы оно обосновывалось именно объективными причинами, а не возможностью того или другого региона лоббировать свои интересы. При реализации межбюджетного выравнивания важно отталкиваться от необходимости обеспечения минимально необходимого уровня и качества социальных услуг в регионах. Чтобы не снижать мотивацию достаточно сильных территорий в наращивании налогового потенциала, правильным и, главное, справедливым будет учитывать порядок распределения регионов по степени бюджетной обеспеченности до выравнивания и сохранить его таким же после реализации межбюджетных мероприятий. Власти территорий должны быть заинтересованы в наиболее полном и своевременном сборе налогов в бюджетную систему страны, в рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 1 января 2008 года №145-ФЗ
  2. Бежин О.И. Системные преобразования механизмов регулирования и

    управления  межбюджетными отношениями в  Российской Федерации, дис.д.э.н.:08.00.10-М.,2002-с.:ил.

  1. Грицюк Т.В. Бюджетное регулирование, макроэкономическая стабильность и экономический рост// Финансы и кредит. 2003. №13. C.10-17;
  2. Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. - М., Феникс, 2008. - 544 с.
  3. Полозков, М.Р. Эффективное бюджетное выравнивание в системе межбюджетных отношений региона / М.Р.Полозков // Финансы. – 2010. - № 4. – С. 12-15.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  5. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002. C.25-32;

    7. Научный  журнал КубГАУ, №63(09), 2010 года

Информация о работе Вертикальная и горизонтальная сбалансированность бюджетной системы