Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:05, курсовая работа
Величина прожиточного минимума. Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода. Доход населения: понятие, структура и показатели. Принципы распределения доходов в обществе. Проблемы неравенства доходов в обществе.
На 1 января 2012г. просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 декабря 2011г. снизилась в 52 субъектах Российской Федерации, выросла - в 17 субъектах, отсутствовала - в 13 субъектах, образовалась - в 1 субъекте Российской Федерации.
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2012г. составила 8 млн.рублей, или 0,5% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 31,3% приходилось на федеральный бюджет и 68,7% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
Из общей суммы просроченной задолженности 440 млн.рублей (24,9%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2010г., 458 млн.рублей (25,9%) - в 2009г. и ранее.
Таблица 11
Просроченная задолженность по заработной плате
по видам экономической деятельности
на 1 января 2012 года
| Млн.рублей | В % к 1 декабря 2011г. | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
из-за | из них | из-за | из-за | из них | из-за | |||||||
федераль- | бюд-жетов субъектов Россий-ской Федерации | местных бюджетов | федераль- | бюд-жетов субъектов Россий-ской Федерации | местных бюджетов | |||||||
Всего | 1766 | 8 | 2 | - | 6 | 1758 | 80,7 | 7,2 | 2,5 | - | 61,7 | 84,7 |
в том числе: | 176 | - | - | - | - | 176 | 84,4 | - | - | - | - | 87,2 |
рыболовство, | 2 | - | - | - | - | 2 | 99,2 | - | - | - | - | 99,2 |
добыча полезных | 87 | - | - | - | - | 87 | 82,4 | - | - | - | - | 83,9 |
в том числе: | 9 | - | - | - | - | 9 | 69,0 | - | - | - | - | 69,0 |
добыча полезных | 77 | - | - | - | - | 77 | 84,4 | - | - | - | - | 86,1 |
из нее добыча | 5 | - | - | - | - | 5 | 50,0 | - | - | - | - | 61,2 |
обрабатывающие | 778 | - | - | - | - | 778 | 78,3 | - | - | - | - | 81,3 |
из них: | 148 | - | - | - | - | 148 | 107,8 | - | - | - | - | 107,8 |
текстильное | 10 | - | - | - | - | 10 | 37,9 | - | - | - | - | 37,9 |
производство кожи, | 3 | - | - | - | - | 3 | 101,9 | - | - | - | - | 101,9 |
обработка древесины | 30 | - | - | - | - | 30 | 60,9 | - | - | - | - | 60,9 |
целлюлозно-бумажное | 43 | - | - | - | - | 43 | 95,2 | - | - | - | - | 95,6 |
в том числе: | 42 | - | - | - | - | 42 | 95,6 | - | - | - | - | 95,6 |
издательская и | 0,5 | - | - | - | - | 0,5 | 71,3 | - | - | - | - | 90,6 |
производство кокса | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
химическое | 5 | - | - | - | - | 5 | 148,7 | - | - | - | - | 148,7 |
производство | 3 | - | - | - | - | 3 | 118,0 | - | - | - | - | 118,0 |
производство прочих | 132 | - | - | - | - | 132 | 91,8 | - | - | - | - | 91,8 |
металлургическое | 89 | - | - | - | - | 89 | 94,2 | - | - | - | - | 94,2 |
в том числе: | 29 | - | - | - | - | 29 | 92,9 | - | - | - | - | 92,9 |
производство | 60 | - | - | - | - | 60 | 94,9 | - | - | - | - | 94,9 |
производство машин | 130 | - | - | - | - | 130 | 75,9 | - | - | - | - | 83,5 |
производство | 140 | - | - | - | - | 140 | 124,0 | - | - | - | - | 124,0 |
производство | 29 | - | - | - | - | 29 | 28,4 | - | - | - | - | 35,2 |
прочие производства | 5 | - | - | - | - | 5 | 61,0 | - | - | - | - | 61,0 |
производство и | 99 | 5 | - | - | 5 | 94 | 60,5 | 9,9 | - | - | в 11р. | 82,1 |
строительство | 346 | - | - | - | - | 346 | 84,7 | - | - | - | - | 84,7 |
транспорт | 175 | - | - | - | - | 175 | 101,2 | - | - | - | - | 101,3 |
управление | 26 | - | - | - | - | 26 | 65,2 | - | - | - | - | 65,5 |
научные исследования | 60 | - | - | - | - | 60 | 85,7 | - | - | - | - | 109,1 |
образование | 4 | 2 | 2 | - | - | 2 | 74,7 | 87,0 | 88,3 | - | - | 61,7 |
здравоохранение и | 4 | 0,5 | - | - | 0,5 | 3 | 49,8 | - | - | - | - | 42,6 |
сбор сточных вод, | 6 | - | - | - | - | 6 | 83,6 | - | - | - | - | 83,6 |
деятельность в | 3 | 0,2 | - | - | 0,2 | 3 | 104,5 | 42,0 | - | - | 42,0 | 114,9 |
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 0,1 млн.рублей (1,2%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 января 2012г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 78 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 декабря 2011г. - в 1 субъекте, образовалась - в 2 субъектах Российской Федерации.
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за декабрь 2011г. снизилась на 317 млн.рублей (15,3%) и на 1 января 2012г. составила 1758 млн.рублей.
Информация о социально-экономическом положении России - 2011год
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Распределение населения по размеру среднедушевого
денежного дохода
| 2010 | 2011 | ||||||
I квартал | I полу- | 9 месяцев | год | I квартал | I полу- | 9 месяцев | год | |
Численность населения - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
|
в том числе со среднедушевым |
|
|
|
|
|
|
|
|
до 3500,0 | 4,8 | 4,3 | 4,2 | 3,9 | 3,4 | 3,1 | 3,1 |
|
3500,1 - 5000,0 | 7,0 | 6,3 | 6,2 | 5,6 | 5,6 | 5,2 | 5,0 |
|
5000,1 - 7000,0 | 11,3 | 10,4 | 10,2 | 9,4 | 9,9 | 9,1 | 8,9 |
|
7000,1 - 10000,0 | 16,8 | 15,8 | 15,5 | 14,7 | 15,7 | 14,8 | 14,4 |
|
10000,1 - 15000,0 | 21,4 | 20,9 | 20,7 | 20,2 | 21,6 | 21,0 | 20,5 |
|
15000,1 - 25000,0 | 22,2 | 22,9 | 23,0 | 23,5 | 24,1 | 24,5 | 24,5 |
|
25000,1 - 35000,0 | 8,8 | 9,8 | 10,0 | 10,8 | 10,2 | 11,0 | 11,3 |
|
свыше 35000,0 | 7,7 | 9,6 | 10,2 | 11,9 | 9,5 | 11,3 | 12,3 |
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОИМУЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ГРУППАМ
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)
| Малоимущее население | Справочно: | ||||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
По месту проживания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проживающие в городах - всего | 66,2 | 64,3 | 63,0 | 61,4 | 60,8 | 59,6 | 58,0 | 58,1 | 59,8 | 73,3 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свыше 1 млн. | 14,9 | 13,9 | 13,8 | 11,7 | 11,5 | 10,9 | 9,8 | 9,5 | 7,4 | 18,3 |
от 250 тыс. до 1 млн. | 19,5 | 18,3 | 16,8 | 17,2 | 15,6 | 14,6 | 14,1 | 14,6 | 10,6 | 16,4 |
от 100 до 250 тыс. | 9,5 | 9,7 | 9,9 | 10,9 | 11,7 | 11,3 | 10,4 | 9,9 | 8,3 | 9,5 |
от 50 до 100 тыс. | 7,4 | 7,4 | 7,5 | 6,8 | 7,4 | 7,3 | 7,1 | 6,7 | 8,2 | 7,4 |
менее 50 тыс. | 14,8 | 15,0 | 15,0 | 14,8 | 14,6 | 15,7 | 16,5 | 17,5 | 25,2 | 21,8 |
Проживающие в сельских поселениях - всего | 33,8 | 35,7 | 37,0 | 38,6 | 39,2 | 40,4 | 42,0 | 41,9 | 40,2 | 26,7 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свыше 5 тыс. | 9,5 | 9,6 | 10,2 | 10,5 | 10,7 | 12,1 | 13,0 | 12,3 | 9,7 | 7,0 |
от 1 до 5 тыс. | 14,6 | 14,9 | 14,9 | 16,4 | 16,6 | 16,1 | 16,5 | 17,0 | 18,0 | 12,2 |
от 200 до 1 тыс. | 8,7 | 9,9 | 10,6 | 10,1 | 10,3 | 10,5 | 10,8 | 10,9 | 12,0 | 7,3 |
менее 200 | 1,1 | 1,3 | 1,3 | 1,6 | 1,6 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 0,5 | 0,2 |
По половозрастным группам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети в возрасте до 16 лет: | 23,0 | 22,7 | 21,9 | 21,8 | 21,2 | 21,4 | 22,6 | 23,8 | 25,5 | 17,3 |
до 1 года | 0,6 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 0,8 |
1-6 лет | 5,5 | 5,6 | 5,7 | 6,0 | 6,2 | 6,5 | 7,3 | 1,4 | 10,1 | 6,4 |
7-15 лет | 16,9 | 16,5 | 15,4 | 15,1 | 14,3 | 14,1 | 14,1 | 14,3 | 14,2 | 10,1 |
Молодежь в возрасте от 16 до 30 лет | 24,9 | 25,3 | 26,1 | 25,6 | 25,6 | 25,3 | 25,6 | 25,6 | 24,9 | 21,9 |
Мужчины в возрасте от 31 до 59 лет | 18,4 | 18,5 | 18,7 | 18,7 | 19,0 | 18,9 | 18,6 | 18,7 | 19,2 | 20,7 |
Женщины в возрасте от 31 до 54 лет | 21,6 | 21,5 | 21,4 | 21,2 | 21,1 | 21,0 | 20,6 | 20,3 | 20,3 | 22,4 |
Мужчины в возрасте 60 лет и более | 3,5 | 3,4 | 3,3 | 3,5 | 3,6 | 3,8 | 3,5 | 3,1 | 2,5 | 4,3 |
Женщины в возрасте 55 лет и более | 8,6 | 8,6 | 8,7 | 9,1 | 9,5 | 9,6 | 9,1 | 8,6 | 7,5 | 13,4 |
По отношению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экономически активное население | 61,2 | 60,5 | 60,2 | 60,2 | 60,5 | 61,1 | 61,4 | 63,3 | 64,9 | 71,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
занятые в экономике | 58,7 | 58,2 | 58,1 | 58,4 | 58,7 | 59,4 | 59,7 | 60,7 | 61,0 | 69,6 |
из них работающие | 2,9 | 3,0 | 3,3 | 3,5 | 3,8 | 4,1 | 4,2 | 4,3 | 3,7 | 10,5 |
безработные | 2,4 | 2,3 | 2,1 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 2,5 | 3,9 | 1,6 |
Экономически неактивное население | 38,8 | 39,5 | 39,8 | 39,8 | 39,5 | 38,9 | 38,6 | 36,7 | 35,1 | 28,8 |
из него неработающие | 16,1 | 16,2 | 15,7 | 15,0 | 15,1 | 15,1 | 14,3 | 12,7 | 11,9 | 14,4 |
Получатели пособий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пенсионеры по старости | 13,0 | 13,0 | 12,9 | 12,7 | 13,1 | 13,4 | 12,6 | 11,6 | 10,2 | 18,5 |
Пенсионеры по инвалидности | 2,6 | 2,8 | 2,9 | 2,9 | 3,0 | 2,8 | 2,9 | 2,5 | 2,4 | 2,2 |
Пенсионеры по случаю потери кормильца | 1,7 | 1,8 | 1,8 | 1,6 | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,3 | 0,9 |
Получатели социальных пенсий | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,6 |
Получатели пособия по безработице | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,8 | 1,2 | 0,6 |
1) Пенсионеры по старости и выслуге лет.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОИМУЩИХ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ПО ОСНОВНЫМ КАТЕГОРИЯМ
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)
| Малоимущие | Справочно: | ||||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
По месту проживания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проживающие в городах - всего | 67,3 | 65,4 | 63,9 | 62,4 | 61,7 | 60,4 | 58,9 | 59,0 | 60,9 | 74,4 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свыше 1 млн. | 15,5 | 14,5 | 14,3 | 11,9 | 11,8 | 11,1 | 10,0 | 9,6 | 7,3 | 18,7 |
от 250 тыс. до 1 млн. | 19,7 | 18,4 | 16,9 | 17,6 | 15,8 | 14,8 | 14,4 | 14,7 | 10,6 | 16,6 |
от 100 до 250 тыс. | 9,3 | 9,4 | 9,6 | 10,7 | 11,5 | 11,1 | 10,4 | 10,0 | 8,5 | 9,7 |
от 50 до 100 тыс. | 7,5 | 7,5 | 7,6 | 7,0 | 7,6 | 7,5 | 7,1 | 6,9 | 8,5 | 7,6 |
менее 50 тыс. | 15,3 | 15,6 | 15,5 | 15,3 | 15,0 | 15,9 | 16,9 | 17,8 | 25,9 | 21,9 |
Проживающие в сельских поселениях - всего | 32,7 | 34,6 | 36,1 | 37,6 | 38,3 | 39,6 | 41,1 | 41,0 | 39,1 | 25,6 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свыше 5 тыс. | 9,1 | 9,2 | 9,8 | 10,0 | 10,3 | 11,4 | 12,5 | 11,8 | 8,9 | 6,3 |
от 1 до 5 тыс. | 13,9 | 14,3 | 14,4 | 15,8 | 15,8 | 15,6 | 15,7 | 16,3 | 17,3 | 11,8 |
от 200 до 1 тыс. | 8,5 | 9,8 | 10,5 | 10,2 | 10,5 | 10,7 | 11,0 | 11,1 | 12,3 | 7,2 |
менее 200 | 1,1 | 1,3 | 1,4 | 1,7 | 1,7 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 0,6 | 0,2 |
По составу домохозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домохозяйства, состоящие: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из 1 человека | 6,9 | 6,5 | 6,2 | 6,4 | 6,8 | 6,9 | 5,3 | 4,8 | 4,5 | 21,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из 1 человека | 2,2 | 2,2 | 2,2 | 1,9 | 2,0 | 1,8 | 1,5 | 1,5 | 2,1 | 9,1 |
из 1 человека старше | 4,7 | 4,3 | 4,1 | 4,5 | 4,8 | 5,1 | 3,8 | 3,3 | 2,5 | 12,7 |
из 2 человек | 19,7 | 19,4 | 19,3 | 19,2 | 19,2 | 19,1 | 17,6 | 16,4 | 16,1 | 27,1 |
из 3 человек | 24,9 | 24,8 | 24,3 | 23,4 | 23,1 | 22,7 | 22,3 | 22,2 | 26,4 | 23,6 |
из 4 человек | 28,8 | 29,2 | 29,8 | 30,4 | 30,7 | 31,3 | 32,9 | 33,6 | 30,5 | 18,1 |
из 5 и более человек | 19,7 | 20,1 | 20,4 | 20,5 | 20,2 | 20,0 | 21,8 | 23,1 | 22,5 | 9,4 |
По наличию детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашние хозяйства без детей | 46,7 | 47,4 | 49,3 | 50,0 | 51,2 | 50,7 | 47,7 | 45,4 | 42,5 | 66,7 |
Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет | 53,3 | 52,6 | 50,7 | 50,0 | 48,8 | 49,8 | 52,3 | 54,6 | 57,5 | 33,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 ребенка | 34,2 | 33,5 | 32,4 | 31,2 | 29,9 | 29,6 | 30,2 | 30,3 | 31,2 | 22,0 |
2 детей | 15,7 | 15,8 | 15,0 | 15,2 | 15,2 | 15,7 | 17,3 | 18,6 | 20,3 | 9,7 |
3 и более детей | 3,3 | 3,2 | 3,2 | 3,6 | 3,7 | 4,0 | 4,9 | 5,7 | 6,0 | 1,6 |
Уровень благосостояния людей характеризуют, прежде всего, получаемые ими доходы. Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д. Понятие дохода шире понятия заработной платы, поскольку доход может содержать и другие денежные поступления.
Доходы населения – материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя. (Приложение 1):
1. Номинальный доход – это общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Структура этого дохода включает такие элементы, как факторные доходы, то есть те, что получены от использования собственных факторов производства,- заработная плата, рента, процент, прибыль; выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансферты); плюс другие поступления – проценты по вкладам в банки, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее (приложение 2).
2. В отличие от номинального располагаемый доход представляет только ту часть номинала, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а также на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному минус налоги и другие обязательные платежи (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).
3. Реальный доход - отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определённого периода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен). Иначе говоря, это доступная каждому лицу (по доходу, которым он располагает) индивидуальная «потребительская корзина».
Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ними заметно влияет на экономическое поведение людей. В частности, когда в структуре доходов преобладают заработки, это стимулирует трудовую активность человека, его усердие, инициативу, предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее по отношению к производственной деятельности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому направления и размеры государственной социальной помощи должны быть продуманными, взвешенными и строго адресными. [1,8,9]