Уровень жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:05, курсовая работа

Краткое описание

Величина прожиточного минимума. Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода. Доход населения: понятие, структура и показатели. Принципы распределения доходов в обществе. Проблемы неравенства доходов в обществе.

Файлы: 1 файл

VI.doc

— 712.00 Кб (Скачать)

На 1 января 2012г. просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 декабря 2011г. снизилась в 52 субъектах Российской Федерации, выросла - в 17 субъектах, отсутствовала - в 13 субъектах, образовалась - в 1 субъекте Российской Федерации.

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2012г. составила 8 млн.рублей, или 0,5% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.

Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 31,3% приходилось на федеральный бюджет и 68,7% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.

Из общей суммы просроченной задолженности 440 млн.рублей (24,9%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2010г., 458 млн.рублей (25,9%) - в 2009г. и ранее.

Таблица 11

Просроченная задолженность по заработной плате
по видам экономической деятельности
на 1 января 2012 года

 

Млн.рублей

В % к 1 декабря 2011г.

всего

в том числе

всего

в том числе

из-за
несвое-
временного получения денежных средств из бюджетов всех уровней

из них

из-за
отсут-
ствия собст-
венных сред-ств

из-за
несвое-
временного получения денежных средств из бюджетов всех уровней

из них

из-за
отсут-
ствия собст-
венных сред-ств

федераль-
ного бюд-жета

бюд-жетов субъектов Россий-ской Федерации

местных бюджетов

федераль-
ного бюд-
жета

бюд-жетов субъектов Россий-ской Федерации

местных бюджетов

Всего

1766

8

2

-

6

1758

80,7

7,2

2,5

-

61,7

84,7

в том числе:
сельское хозяйство, 
охота и лесозаготовки

176

-

-

-

-

176

84,4

-

-

-

-

87,2

рыболовство, 
рыбоводство

2

-

-

-

-

2

99,2

-

-

-

-

99,2

добыча полезных 
ископаемых

87

-

-

-

-

87

82,4

-

-

-

-

83,9

в том числе:
добыча топливно-
энергетических 
полезных 
ископаемых

9

-

-

-

-

9

69,0

-

-

-

-

69,0

добыча полезных 
ископаемых, 
кроме топливно-
энергетических

77

-

-

-

-

77

84,4

-

-

-

-

86,1

из нее добыча 
металлических руд

5

-

-

-

-

5

50,0

-

-

-

-

61,2

обрабатывающие 
производства

778

-

-

-

-

778

78,3

-

-

-

-

81,3

из них:
производство пищевых 
продуктов, включая 
напитки, и табака

148

-

-

-

-

148

107,8

-

-

-

-

107,8

текстильное 
и швейное 
производство

10

-

-

-

-

10

37,9

-

-

-

-

37,9

производство кожи, 
изделий из кожи и 
производство обуви

3

-

-

-

-

3

101,9

-

-

-

-

101,9

обработка древесины 
и производство 
изделий из дерева

30

-

-

-

-

30

60,9

-

-

-

-

60,9

целлюлозно-бумажное 
производство; 
издательская и 
полиграфическая 
деятельность

43

-

-

-

-

43

95,2

-

-

-

-

95,6

в том числе:
производство 
целлюлозы, 
древесной массы,
бумаги, картона
и изделий из них

42

-

-

-

-

42

95,6

-

-

-

-

95,6

издательская и 
полиграфическая 
деятельность, 
тиражирование 
записанных 
носителей 
информации

0,5

-

-

-

-

0,5

71,3

-

-

-

-

90,6

производство кокса 
и нефтепродуктов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

химическое 
производство

5

-

-

-

-

5

148,7

-

-

-

-

148,7

производство 
резиновых и пласт- 
массовых изделий

3

-

-

-

-

3

118,0

-

-

-

-

118,0

производство прочих 
неметаллических 
минеральных 
продуктов

132

-

-

-

-

132

91,8

-

-

-

-

91,8

металлургическое 
производство и 
производство готовых 
металлических 
изделий

89

-

-

-

-

89

94,2

-

-

-

-

94,2

в том числе:
металлургическое 
производство

29

-

-

-

-

29

92,9

-

-

-

-

92,9

производство 
готовых металли-
ческих изделий

60

-

-

-

-

60

94,9

-

-

-

-

94,9

производство машин 
и оборудования

130

-

-

-

-

130

75,9

-

-

-

-

83,5

производство 
электрооборудования, 
электронного и 
оптического 
оборудования

140

-

-

-

-

140

124,0

-

-

-

-

124,0

производство 
транспортных средств 
и оборудования

29

-

-

-

-

29

28,4

-

-

-

-

35,2

прочие производства

5

-

-

-

-

5

61,0

-

-

-

-

61,0

производство и 
распределение 
электроэнергии, 
газа и воды

99

5

-

-

5

94

60,5

9,9

-

-

в 11р.

82,1

строительство

346

-

-

-

-

346

84,7

-

-

-

-

84,7

транспорт

175

-

-

-

-

175

101,2

-

-

-

-

101,3

управление 
недвижимым 
имуществом

26

-

-

-

-

26

65,2

-

-

-

-

65,5

научные исследования 
и разработки

60

-

-

-

-

60

85,7

-

-

-

-

109,1

образование

4

2

2

-

-

2

74,7

87,0

88,3

-

-

61,7

здравоохранение и 
предоставление 
социальных услуг

4

0,5

-

-

0,5

3

49,8

-

-

-

-

42,6

сбор сточных вод, 
отходов и аналогичная 
деятельность

6

-

-

-

-

6

83,6

-

-

-

-

83,6

деятельность в 
области культуры

3

0,2

-

-

0,2

3

104,5

42,0

-

-

42,0

114,9

Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 0,1 млн.рублей (1,2%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.

На 1 января 2012г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 78 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 декабря 2011г. - в 1 субъекте, образовалась - в 2 субъектах Российской Федерации.

Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за декабрь 2011г. снизилась на 317 млн.рублей (15,3%) и на 1 января 2012г. составила 1758 млн.рублей.

 

Информация о социально-экономическом положении России - 2011год
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение населения по размеру среднедушевого
денежного дохода

 

2010

2011

I квартал

I полу-
годие

9 месяцев

год

I квартал

I полу-
годие

9 месяцев

год

Численность населения - всего

100

100

100

100

100

100

100

 

в том числе со среднедушевым 
денежным доходом в месяц, рублей:

 

 

 

 

 

 

 

 

      до 3500,0

4,8

4,3

4,2

3,9

3,4

3,1

3,1

 

      3500,1 - 5000,0

7,0

6,3

6,2

5,6

5,6

5,2

5,0

 

      5000,1 - 7000,0

11,3

10,4

10,2

9,4

9,9

9,1

8,9

 

      7000,1 - 10000,0

16,8

15,8

15,5

14,7

15,7

14,8

14,4

 

      10000,1 - 15000,0

21,4

20,9

20,7

20,2

21,6

21,0

20,5

 

      15000,1 - 25000,0

22,2

22,9

23,0

23,5

24,1

24,5

24,5

 

      25000,1 - 35000,0

8,8

9,8

10,0

10,8

10,2

11,0

11,3

 

      свыше 35000,0

7,7

9,6

10,2

11,9

9,5

11,3

12,3

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОИМУЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ГРУППАМ
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

 

Малоимущее население

Справочно:
все
обследо-
ванное
населе-
ние,
2010

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

По месту проживания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проживающие в городах - всего

66,2

64,3

63,0

61,4

60,8

59,6

58,0

58,1

59,8

73,3

     в том числе
     с численностью
     населения, человек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   свыше 1 млн.

14,9

13,9

13,8

11,7

11,5

10,9

9,8

9,5

7,4

18,3

   от 250 тыс. до 1 млн.

19,5

18,3

16,8

17,2

15,6

14,6

14,1

14,6

10,6

16,4

   от 100 до 250 тыс.

9,5

9,7

9,9

10,9

11,7

11,3

10,4

9,9

8,3

9,5

   от 50 до 100 тыс.

7,4

7,4

7,5

6,8

7,4

7,3

7,1

6,7

8,2

7,4

   менее 50 тыс.

14,8

15,0

15,0

14,8

14,6

15,7

16,5

17,5

25,2

21,8

Проживающие в сельских поселениях - всего

33,8

35,7

37,0

38,6

39,2

40,4

42,0

41,9

40,2

26,7

     в том числе
     с численностью
     населения, человек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   свыше 5 тыс.

9,5

9,6

10,2

10,5

10,7

12,1

13,0

12,3

9,7

7,0

   от 1 до 5 тыс.

14,6

14,9

14,9

16,4

16,6

16,1

16,5

17,0

18,0

12,2

   от 200 до 1 тыс.

8,7

9,9

10,6

10,1

10,3

10,5

10,8

10,9

12,0

7,3

   менее 200

1,1

1,3

1,3

1,6

1,6

1,7

1,7

1,7

0,5

0,2

По половозрастным группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети в возрасте до 16 лет:

23,0

22,7

21,9

21,8

21,2

21,4

22,6

23,8

25,5

17,3

   до 1 года

0,6

0,6

0,8

0,7

0,7

0,8

1,1

1,1

1,2

0,8

   1-6 лет

5,5

5,6

5,7

6,0

6,2

6,5

7,3

1,4

10,1

6,4

   7-15 лет

16,9

16,5

15,4

15,1

14,3

14,1

14,1

14,3

14,2

10,1

Молодежь в возрасте от 16 до 30 лет

24,9

25,3

26,1

25,6

25,6

25,3

25,6

25,6

24,9

21,9

Мужчины в возрасте от 31 до 59 лет

18,4

18,5

18,7

18,7

19,0

18,9

18,6

18,7

19,2

20,7

Женщины в возрасте от 31 до 54 лет

21,6

21,5

21,4

21,2

21,1

21,0

20,6

20,3

20,3

22,4

Мужчины в возрасте 60 лет и более

3,5

3,4

3,3

3,5

3,6

3,8

3,5

3,1

2,5

4,3

Женщины в возрасте 55 лет и более

8,6

8,6

8,7

9,1

9,5

9,6

9,1

8,6

7,5

13,4

По отношению
к экономической
активности
(лица в возрасте
15 лет и более)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономически активное население

61,2

60,5

60,2

60,2

60,5

61,1

61,4

63,3

64,9

71,2

        в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   занятые в экономике

58,7

58,2

58,1

58,4

58,7

59,4

59,7

60,7

61,0

69,6

       из них работающие
       пенсионеры

2,9

3,0

3,3

3,5

3,8

4,1

4,2

4,3

3,7

10,5

   безработные

2,4

2,3

2,1

1,9

1,8

1,7

1,7

2,5

3,9

1,6

Экономически неактивное население

38,8

39,5

39,8

39,8

39,5

38,9

38,6

36,7

35,1

28,8

     из него неработающие
     пенсионеры

16,1

16,2

15,7

15,0

15,1

15,1

14,3

12,7

11,9

14,4

Получатели пособий
по социальному обеспечению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенсионеры по старости

13,0

13,0

12,9

12,7

13,1

13,4

12,6

11,6

10,2

18,5

Пенсионеры по инвалидности

2,6

2,8

2,9

2,9

3,0

2,8

2,9

2,5

2,4

2,2

Пенсионеры по случаю потери кормильца

1,7

1,8

1,8

1,6

1,7

1,6

1,5

1,4

1,3

0,9

Получатели социальных пенсий

0,3

0,2

0,2

0,9

0,8

0,9

0,9

0,8

0,8

0,6

Получатели пособия по безработице

0,5

0,6

0,6

0,4

0,4

0,4

0,4

0,8

1,2

0,6


1) Пенсионеры по старости и выслуге лет.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОИМУЩИХ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ПО ОСНОВНЫМ КАТЕГОРИЯМ
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

 

Малоимущие
домашние хозяйства

Справочно:
все обсле-
дованные домашние хозяйства,
2010

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

По месту проживания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проживающие в городах - всего

67,3

65,4

63,9

62,4

61,7

60,4

58,9

59,0

60,9

74,4

     в том числе
     с численностью
     населения, человек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   свыше 1 млн.

15,5

14,5

14,3

11,9

11,8

11,1

10,0

9,6

7,3

18,7

   от 250 тыс. до 1 млн.

19,7

18,4

16,9

17,6

15,8

14,8

14,4

14,7

10,6

16,6

   от 100 до 250 тыс.

9,3

9,4

9,6

10,7

11,5

11,1

10,4

10,0

8,5

9,7

   от 50 до 100 тыс.

7,5

7,5

7,6

7,0

7,6

7,5

7,1

6,9

8,5

7,6

   менее 50 тыс.

15,3

15,6

15,5

15,3

15,0

15,9

16,9

17,8

25,9

21,9

Проживающие в сельских поселениях - всего

32,7

34,6

36,1

37,6

38,3

39,6

41,1

41,0

39,1

25,6

     в том числе
     с численностью
     населения, человек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   свыше 5 тыс.

9,1

9,2

9,8

10,0

10,3

11,4

12,5

11,8

8,9

6,3

   от 1 до 5 тыс.

13,9

14,3

14,4

15,8

15,8

15,6

15,7

16,3

17,3

11,8

   от 200 до 1 тыс.

8,5

9,8

10,5

10,2

10,5

10,7

11,0

11,1

12,3

7,2

   менее 200

1,1

1,3

1,4

1,7

1,7

1,9

1,9

1,9

0,6

0,2

По составу домохозяйств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домохозяйства, состоящие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   из 1 человека

6,9

6,5

6,2

6,4

6,8

6,9

5,3

4,8

4,5

21,8

         из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      из 1 человека
      трудоспособного возраста

2,2

2,2

2,2

1,9

2,0

1,8

1,5

1,5

2,1

9,1

      из 1 человека старше
      трудоспособного возраста

4,7

4,3

4,1

4,5

4,8

5,1

3,8

3,3

2,5

12,7

   из 2 человек

19,7

19,4

19,3

19,2

19,2

19,1

17,6

16,4

16,1

27,1

   из 3 человек

24,9

24,8

24,3

23,4

23,1

22,7

22,3

22,2

26,4

23,6

   из 4 человек

28,8

29,2

29,8

30,4

30,7

31,3

32,9

33,6

30,5

18,1

   из 5 и более человек

19,7

20,1

20,4

20,5

20,2

20,0

21,8

23,1

22,5

9,4

По наличию детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашние хозяйства без детей

46,7

47,4

49,3

50,0

51,2

50,7

47,7

45,4

42,5

66,7

Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет

53,3

52,6

50,7

50,0

48,8

49,8

52,3

54,6

57,5

33,3

        в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1 ребенка

34,2

33,5

32,4

31,2

29,9

29,6

30,2

30,3

31,2

22,0

     2 детей

15,7

15,8

15,0

15,2

15,2

15,7

17,3

18,6

20,3

9,7

     3 и более детей

3,3

3,2

3,2

3,6

3,7

4,0

4,9

5,7

6,0

1,6


 

 

 

 

1.1.1 Доход населения: понятие, структура и показатели

Уровень благосостояния людей характеризуют, прежде всего, получаемые ими доходы. Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д. Понятие дохода шире понятия заработной платы, поскольку доход может содержать и другие денежные поступления.

Доходы населения – материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя. (Приложение 1):

1.                    Номинальный доход – это общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Структура этого дохода включает такие элементы, как факторные доходы, то есть те, что получены от использования собственных факторов производства,- заработная плата, рента, процент, прибыль; выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансферты); плюс другие поступления – проценты по вкладам в банки, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее (приложение 2).

2.                    В отличие от номинального располагаемый доход представляет только ту часть номинала, которая может быть использована непосредственно на личное потреб­ление товаров и услуг, а также на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному минус налоги и другие обязательные платежи (от­числения в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

3.                    Реальный доход - отражает покупатель­ную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое мо­жно купить на располагаемый доход в течение определённого пери­ода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен). Иначе говоря, это доступная каждому лицу (по доходу, которым он рас­полагает) индивидуальная «потребительская корзина».

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ни­ми заметно влияет на экономическое поведение людей. В частно­сти, когда в структуре доходов преобладают заработки, это сти­мулирует трудовую активность человека, его усердие, инициативу, предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее по отношению к производственной деятель­ности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому напра­вления и размеры государственной социальной помощи должны быть продуманными, взвешенными и строго адресными. [1,8,9]

Информация о работе Уровень жизни населения