Сущность федерального бюджета РФ и его значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение расходов бюджета РФ.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
1)рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
2)раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
3)показать его роль в системе финансовых планов страны

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты расходов федерального бюджета РФ……….4
Сущность федерального бюджета РФ и его значение……...……………5
1.2. Расходы федерального бюджета……...……..……………………………..11
Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета………………17
2.1. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета …………17
2.2.Программно – целевое планирование бюджетных расходов… …….……21
Глава 3. Роль федерального бюджета в финансовых планах страны…….…..24
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список литературы……………………………………………………...……….28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 612.63 Кб (Скачать)

 

Расходы на национальную оборону в динамике растут в 2011 г. они составляли 793001142 тыс. руб., в 2013 г. составили 8,96%  (Таблица 1), что в абсолютном выражении  составило 205579302 тыс. руб. Удельный вес  данного раздела увеличился на 0,21%.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность растут и увеличились  с  819982158 до 1487167010 тыс. руб.  Удельный вес данного показателя увеличился на 4,17%.

Расходы на национальную экономику растут и  в 2012 г. по отношению к 2011 г. увеличились  на  18482969 тыс. руб., что в процентном соотношении привело к уменьшению и составило 18,45% и 15,70% соответственно. Однако в 2013 г. расходы данного раздела  уменьшились на 1,22% и в абсолютном выражении составили 80378317 тыс. руб.

Расходы на социальную политику так же увеличиваются  и составляют большую часть расходов бюджета ( больше 30%). В 2012 году увеличились  на 958442886 тыс.руб. В 2013 году, по сравнению  с 2012 годом, увеличились на 61541941 тыс. руб., что в абсолютном выражении  составило 1019984827 тыс. руб. К основным подразделам можно отнести пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение  населения, охрану семьи и детства, прикладные научные исследования в  области социальной политики и другие вопросы в области социальной политики. В таблице 2 можно наглядно увидеть изменение этого показателя.

Таблица 2. Динамика расходов на социальную политику в абсолютном и относительном  соотношении.

наименование

2011 год

2012 год

2013 год

сумма (тыс.руб.)

%

сумма (тыс.руб.)

%

сумма (тыс.руб.)

%

всего

9 352 495 982

100

11 108 039 113

100

11 493 871 093

100

социальная политика

2 940 494 829

31,441

3 898 937 715

35,100

3 960 479 656

34,457

пенсионное обеспечение

2 095 059 669

71,249

2 796 789 506

71,732

2 824 424 079

71,315

социальное обслуживание населения

13 094 261

0,445

7 910 172

0,203

8 477 960

0,214

социальное обеспечение населения

696 830 973

23,698

915 455 012

23,480

900 598 698

22,740

охрана семьи и детства

129 684 405

4,410

172 803 019

4,432

219 130 449

5,533

прикладные научные исследования в области социальной политики

144 629

0,005

122 426

0,003

143 833

0,004

другие вопросы в области  социальной политики

5 716 892

0,194

5 857 582

0,150

7 704 637

0,195


 

По подразделам  социальной политике большую часть  расходов составляет пенсионное обеспечение, что в динамике по 2011, 2012 и 2013 годам  больше 70%. Меньшую часть социальной политики составляют прикладные научные  исследования, менее 1%.

Исходя  из таблицы 1. видно, что наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимает социальная политика. Основную долю в этом разделе занимает «пенсионное обеспечение».

Вторым  разделом, доля которого составляет  14,48% (2013 год) от общей суммы расходов, являются национальная экономика. В  динамике видно, что этот показатель в процентном соотношении снижается, но по абсолютному показателю растет, это свидетельствует о том, что  государство расходует больше средств, но в большей мере уделяет остальным  показателям.

Раздел  национальная безопасность и правоохранительная деятельность занимает третье место  в распределении бюджетных средств  в 2013 году. В динамике этот показатель растет, за последние 3 года и увеличился на 4,17% или на 667184852 тыс. руб.

Следующий раздел, доля которого составляет 8,69% от общей суммы расходов в 2013году, является национальная оборона. В динамике видно, что этот показатель в процентном соотношении растет.

Если  рассматривать остальные разделы, то можно сказать, что их изменение  не столь значительно.

 

 

2.2. Программно – целевое планирование  бюджетных расходов.

Федеральные целевые программы и Федеральная  адресная инвестиционная программа  являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики. Бюджетные инвестиции направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной  и инвестиционной активности, поддержку  регионов, обеспечение внутренней и  внешней безопасности.

Перечень  федеральных целевых программ, на реализацию которых предусмотрены  бюджетные ассигнования в 2013 году, сформирован как из ранее действующих программ, так и из вновь разрабатываемых программ.

Данные  федеральных целевых программах и объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию 2013 году, приведены в следующей таблице 3 ( приложение 1).

На основании  данных таблицы 3 проведем анализ финансирования федеральных целевых программ.

Количество  ФРЦ с 2012 года по 2015 год уменьшается, соответственно, с 55 до 44. В 2013 году будет 50 ФРП, на которые Всего заложено 1021804,8781 млн. руб., из них государственных  капитальных вложений (ГКВ) 572176,1429 млн. руб., Расходы на НИОКР 205738,9330 млн. руб. Наблюдается постепенное снижение объемов бюджетного финансирования к 2015 году, что обусловлено уменьшением  количества программ (Диаграмма 1., таблица 4).

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Объемы бюджетного финансирования федеральных  целевых программ (млн. руб.).

Таблица 4. Объемы бюджетного финансирования федеральных  целевых программ (млн. руб.).

По данным диаграммы 2 и таблицы 5 можно сделать  следующие выводы: в разрезе приоритетов  первое место по объемам финансирования занимает «транспортная инфраструктура» (364464, 93 млн. руб.). Второй программой по объемам финансирования является «Развитие  высоких технологий» (323045,57 млн. руб.)  и третьей программой – «Социальная  инфраструктура» (94186,42 млн. руб.).

 

 

 

 

 

Диаграмма 2. Бюджетное финансирование федеральных  целевых программ в разрезе приоритетов (млн. руб.).

 

Таблица 5. Бюджетное финансирование федеральных  целевых программ в разрезе приоритетов (млн. руб.).

Федеральные целевые программы и программно-целевой  метод в целом являются важнейшим  средством реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на социальные и экономические процессы в стране.

Глава 3. Роль федерального бюджета в финансовых планах страны.

По своей внешней форме Федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его  доходы, расходы, движение решающей части  централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального  дохода, главенствующее положение в  системе финансовых планов, а также  особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального  дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные  потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе  финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов  и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения  с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих  организаций прогнозируются платежи  в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные  ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных  учреждений, которые, являясь плательщиками  налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового  плана государства Федеральный  бюджет материализуется – воплощается  в централизованный фонд денежных средств  государства.

В нем  концентрируются денежные ресурсы  предприятий, организаций и населения  в виде налогов, сборов и других поступлений  на общегосударственные нужды. Они  образуют доходы бюджета, которые и  направляются на финансирование экономических  и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может  быть охарактеризован уже как  основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако  форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального  дохода, образования доходов и  расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками  данного процесса. Их специфика обусловлена  экономической природой бюджета, его  формой, материальным содержанием и  особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных  денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании  основного централизованного фонда  денежных средств государства. Для  их прогнозирования разрабатывается  основной финансовый план, который  выполняется в процессе аккумуляции  части национального дохода, его  перераспределения на общегосударственные  нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие  характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования  централизованного фонда денежных средств.

 

 

Заключение

Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства.

Главные функции Федерального бюджета  – перераспределение национального  дохода и ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств, обеспечение государственного федерализма.

Роль Федерального бюджета заключается  в том, что по своей внешней  форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его  доходы, расходы, движение решающей части  централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Значения расходов федерального бюджета  в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные  стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы  федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве  и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми  ресурсами федеральных потребностей.

Нельзя также забывать и огромный вклад бюджетного финансирования в  решение проблемы социально-культурного  обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить  достаточно гибкую социальную политику.

Однако возможности свободного регулирования величиной и структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами поступающих в федеральный бюджет доходов. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

2. ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

3. ФЗ  «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

4. Бюджетный  кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (последняя редакция 25.12.2012 года)

5. Александров  И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -- 4-е изд. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 445 с.

6. Бюджет  и бюджетная система: учебник  / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. Мст.  П. Афанасьева. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 777с.

7. Бюджетная система России /под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 703с.

8. Годин А.М. бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашко и Ко»., 2010.

9. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2012. - 786 с.

10. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах (www.kremlin.ru).

12. Основные  направления бюджетной политики  на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (www.consultant.ru).

Информация о работе Сущность федерального бюджета РФ и его значение