Сущность центрального банка и его происхождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:21, реферат

Краткое описание

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России.

Оглавление

Введение

Глава 1 Происхождение Центрального Банка России

Глава 2 Сущность и принципы Центрального банка

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

организационная деятельность ЦБ.docx

— 30.58 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1 Происхождение  Центрального Банка России

Глава 2 Сущность и принципы Центрального банка

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Функционирование финансовой системы государства не может  не касаться его граждан, тем более  проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались  какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Принятие законодательных  актов Федеральным Собранием, постановлений  Правительства РФ и указов Президента РФ на указанную тему будоражат умы  граждан (россиян) уже не первый год. Множество людей (т. н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под  названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери.

Как известно, у океана есть свой царь – Нептун. Царём же российского  финансового океана является – Банк России. Следовательно, и браться  за изучение столь сложного предмета как «Деньги, кредит, банки» следует  начинать с головы – ЦБ РФ.

Целью данной работы является создание более полного представления  о ЦБ и его роле в банковской системе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава 1 Происхождение  Центрального Банка России 
 
Создание Центральный Банк России происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране императором Александром II.  
 
Государственный банк Российской Империи являлся банком краткосрочного коммерческого кредита. Он был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет. 
      В деятельности Государственного банка Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд.[2, c.14]  
     Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в основном на ее финансирование.). История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка советского типа.  
 
Народный банк РСФСР 
25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного банка в Петрограде. Утром 14(27) декабря были захвачены Петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком. Через месяц он стал называться Народным банком Российской Республики, еще позднее Народным банком РСФСР. 
      Народный банк функционировал на основании устава 1894 г. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Народный банк противоречил идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.[4, c.18] 
 
Государственный банк СССР 
Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения. Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности их и экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. 
     В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР. 
    В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина. 
    Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени. 
 
В июне 1927 г. на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами. В области кредитной политики Госбанк стал монопольным. 
 
В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам. 
      В июле 1987 г. была очередная реорганизация кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам. 
     2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. 
     В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений и организаций, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР.[2, c.14] 
 
Центральный банк Российской Федерации (Банк России). 
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана широкая сеть коммерческих банков, была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация.  
        В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля.  
     Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 2 декабря 1990 г.[2, c.19] 
     В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. 
      Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. 
      Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банковский надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. 
       В феврале этого года Государственная Дума предприняла попытки для принятия во втором чтении новую редакцию закона о ЦБ. В итоге думские комитеты по бюджету и по кредитным организациям смягчили поправки в закон. Согласно законопроекта, ЦБ перестал быть органом государственной власти, а от Национального банковского совета (НБС) полномочия перешли совету директоров. НБС утратил право утверждать основные направления и смету ЦБ. Их он будет только рассматривать. НБС будет назначать главного аудитора ЦБ, утверждать правила бухучета и отчетности для ЦБ, решать вопросы, связанные с участием ЦБ в капиталах других организаций. Главной задачей ЦБ по-прежнему остается проведение самостоятельной курсовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Сущность и принципы Центрального банка

центральный банк россия

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства  сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником  денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования  экономики. Поэтому эффективная  деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термином «Центральный банк» назывался самый крупный  банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем подобные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции  и на определенном этапе развития государства их национализировали.

Выделившись из числа коммерческих банков значительными размерами  капитала и большими объемами проводимых операций, центральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство  в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия  на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние  денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень  влияния центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных  странах неодинакова и зависит  от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Чаще всего центральный  банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным  банком не входит в правительство, и  его назначение на должность не совпадает  по срокам с формированием нового кабинета министров.

Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться  на парламентское большинство. Это  обычная практика, и во многих странах  именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Относительно высокий  удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичного участия  центрального банка в обслуживании государственного долга, так как  облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики государства.

Государственный долг может  находиться в руках центрального банка, частного сектора (компаний и  предприятий), населения. При этом центральный  банк, как правило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих  средств.

Правительство заинтересовано в размещении государственного долга  в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность  банковской системы, не лишать частный  сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. Однако с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга, ликвидность  экономики опосредованно изменяется, и чрезмерные заимствования могут  вызывать структурные дисбалансы.

Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков.

В отличие от центральных  банков западноевропейских стран и  США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных  торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным  источником иностранной валюты. Госбанк  имел собственные крупные элеваторы  и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.

С помощью экономического и административного воздействия  в процессе проведения денежно-кредитной  политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики  России. В этом заключается его  основная задача, которую он решает путем:

  • защиты и обеспечения устойчивости российской валюты — рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран;
  • развития и укрепления банковской системы России;
  • обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.[1, c.3]

Банк России подотчетен только Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации.

Председатель банка назначается  Государственной Думой по представлению  Президента Российской Федерации сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может  занимать должность Председателя Банка  России более 3 сроков подряд .[1, c.14]

Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему  Банка России входят: центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для успешной деятельности банков.

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать  решения нормативного характера  и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Они подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции  территориальных учреждений Банка  России определяются положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом  директоров.

Банковское законодательство, в том числе законодательство, регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода  законов, регулирующих общественные отношения  в государстве. В этой связи деятельность центрального банка как банка  и государственного органа денежно-кредитного регулирования определяется совокупностью  законодательных актов.

По отношению к регулированию  деятельности центрального банка эти  законодательные акты имеют неодинаковое значение. Как известно, в государстве  существуют как общие законы, относящиеся  к общественным явлениям и прежде всего к важнейшим сторонам общественной жизни, так и законы, регулирующие определенную ее сферу. К первой категории законов относятся Конституция страны и Гражданский кодекс.

Конституция Российской Федерации  в соответствии с идеологией политической и экономической системы, принципами построения системы органов государственной  власти в стране определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) формулирует общие правила создания и деятельности юридических лиц, устанавливает особенности правового регулирования таких видов обязательств, имеющих непосредственное отношение к деятельности Банка России, как заем и кредит, банковский вклад и банковский счет, расчеты и уступка денежного требования и др.

Вторую категорию законов, регулирующих определенную сферу деятельности, составляют так называемые отраслевые законы. Среди них выделяется Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Помимо общих и отраслевых в банковском законодательстве можно  выделить законы, прямо регулирующие деятельность Банка России, и законы, относящиеся к параллельно функционирующим  сферам, взаимодействующим с Банком России. К первому типу законов  относится упомянутый главный Закон  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ко второму  типу — законы «О банках и банковской деятельности»[1, c.15], «О валютном регулировании и валютном контроле»[1, c.15], «О Счетной палате Российской Федерации»[1, c.16]

 и др.

В структуре правового  регулирования деятельности Банка  России выделяются как собственно федеральные  законы, так и международные договоры Российской Федерации, а также нормативные  акты собственно Банка России, развивающие  и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах.

Принципы деятельности Центрального банка России:

1. Независимость в формировании  и проведении денежно-кредитной  политики.

Интерес к проблеме независимости  Центрального банка объясняется  необходимостью найти для Центрального банка такое место в структуре  государственной власти и предоставить ему такие полномочия, которые  бы позволили Центральному банку наиболее эффективно выполнять свои функции.

Существуют критерии, по которым определяется независимость  Центрального банка:

· участие государства  в капитале Центрального банка и  распределении прибыли;

· процедура назначения (выбора) руководства банка;

· срок пребывания в должности  руководства банка;

· степень отражения в  законодательстве целей и задач  Центрального банка;

· право государства на вмешательство в деятельность Центрального банка по реализации его функций;

· правила, регулирующие возможность  финансирования государственных расходов Центральным банком страны и т.п.

2. Четкое разграничение  государственных финансов и банковской  системы, т.е. ограничение возможностей  правительства пользоваться средствами  Центрального банка.

Во многих странах прямое кредитование правительства, практически  отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В России Центральный банк не вправе предоставлять кредиты правительству  Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные  ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено законом  о бюджете [1, c.22].

3. Принцип самоокупаемости  в деятельности Центрального  банка означает, что свои расходы  Центральный банк осуществляет  за счет собственных доходов.

4. Принцип самостоятельности  в деятельности.

Самостоятельность Банка  России как хозяйствующего субъекта выражается в его праве распределять по собственному усмотрению прибыль (20%), назначать заработную плату сотрудникам, разрабатывать нормативные документы, распоряжаться своим имуществом. Банк России свободен в выборе форм и методов денежно-кредитного регулирования.

5. Принцип ответственности  за результаты деятельности означает, что Центральный банк несет  всю полноту ответственности  по своим обязательствам, а также  за состояние денежно-кредитной  сферы, уровень инфляции, валютный  курс рубля.

Информация о работе Сущность центрального банка и его происхождение