Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:21, реферат
Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России.
Введение
Глава 1 Происхождение Центрального Банка России
Глава 2 Сущность и принципы Центрального банка
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1 Происхождение Центрального Банка России
Глава 2 Сущность и принципы Центрального банка
Заключение
Список литературы
Введение
Функционирование финансовой
системы государства не может
не касаться его граждан, тем более
проживающих в России. Вряд ли найдётся
хотя бы одно предприятие, учреждение
или организация, где бы ни обсуждались
какие либо финансовые проблемы государства,
новации Правительства и
Как известно, у океана есть свой царь – Нептун. Царём же российского финансового океана является – Банк России. Следовательно, и браться за изучение столь сложного предмета как «Деньги, кредит, банки» следует начинать с головы – ЦБ РФ.
Целью данной работы является создание более полного представления о ЦБ и его роле в банковской системе РФ.
Глава 1 Происхождение Центрального Банка
России
Создание Центральный Банк России происходило
в условиях вступления России в капитализм
и было первой из “великих реформ”, проведенных
в стране императором Александром II.
Государственный
банк Российской Империи являлся банком краткосрочного
коммерческого кредита. Он был учрежден
“для оживления торговых оборотов и упрочения
денежной кредитной системы”. В его функции
входили учет векселей и других срочных
правительственных и общественных процентных
бумаг, покупка и продажа золота и серебра,
получение платежей по векселям и другим
срочным денежным документам, прием вкладов,
выдача ссуд и покупка государственных
бумаг за свой счет.
В деятельности Государственного
банка Российской империи можно выделить
два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной
степени вспомогательным учреждением
Министерства финансов. Большую часть
ресурсов Госбанка в это время поглощало
прямое и косвенное финансирование казны.
Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели
значительную часть своей коммерческой
прибыли. Ликвидация государственного
долга Госбанку произошла уже во второй
период его деятельности - в 1901 году. На
протяжении всего дореволюционного периода
деятельности Госбанк в качестве органа
экономической политики правительства
участвовал в создании, а затем и в поддержании
коммерческих банков, в том числе за счет
неуставных ссуд.[2, c.14]
Во время первой мировой
войны деятельность Госбанка была направлена
в основном на ее финансирование.). История
дореволюционного Государственного банка
закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года.
С этого момента началась история Государственного
банка советского типа.
Народный банк РСФСР
25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили
здание Государственного банка в Петрограде.
Утром 14(27) декабря были захвачены Петроградские
коммерческие банки, а вечером того же
дня ВЦИК принял Декрет о национализации
банков. В соответствии с этим декретом
в стране была введена государственная
монополия на банковское дело. Частные
кредитные учреждения были национализированы
и слиты с Государственным банком. Через
месяц он стал называться Народным банком
Российской Республики, еще позднее Народным
банком РСФСР.
Народный банк функционировал
на основании устава 1894 г. Однако реально его деятельность
регулировалась Декретами и Постановлениями
СНК, ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину.
Основной задачей банка была эмиссия бумажных
денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся
в составе Наркомфина, стал финансировать
народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной
работой. Народный банк противоречил идее
безденежного хозяйства, которое в то
время пытались построить большевики.
В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был
упразднен в Центральное бюджетно-расчетное
управление Наркомфина.[4, c.18]
Государственный
банк СССР
Согласно Положению о Государственном
банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной
организацией, созданной "с целью способствовать
кредитом и прочими банковыми операциями
развитию промышленности, сельского хозяйства
и товарооборота, а также с целью концентрации
денежных оборотов и проведения других
мер, направленных к установлению правильного
денежного обращения. Он имел право предоставлять
кредиты промышленным и торговым предприятиям
различных форм собственности, а также
сельским хозяйствам и кустарям только
”при условии обеспеченности их и экономической
целесообразности”. Госбанк находился
в составе Наркомата финансов и подчинялся
непосредственно Наркому финансов.В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено
монопольное право на проведение операций
с валютой и валютными ценностями.
В 1923 г. Государственный банк
РСФСР был преобразован в Государственный
банк СССР.
В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства
Государственного казначейства произошло
объединение денежной наличности Госбанка
и Наркомфина.
Во второй половине 20-х годов
функции и направления деятельности Госбанка
коренным образом изменились. Это было
связано в основном с ускоренными темпами
проведения индустриализации, которые
требовали крупных вливаний в тяжелую
промышленность в течение короткого времени.
В июне 1927 г. на Госбанк была возложена
обязанность непосредственного оперативного
руководства всей кредитной системой.
Госбанк должен был наблюдать за деятельностью
остальных кредитных учреждений в соответствии
с правительственными директивами. В области
кредитной политики Госбанк стал монопольным.
В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной
реформы в деятельности Госбанка произошли
изменения, связанные с кредитованием
и расчетами, с планированием и регулированием
денежного обращения, финансированием
капиталовложений и организацией сберегательного
дела. Основными видами кредитования промышленности
стали кредитование по обороту материальных
ценностей и затрат на заработную плату
и по простым ссудным счетам.
В июле 1987 г. была очередная реорганизация
кредитной системы, в результате которой
были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк
СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк
СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять
функции главного банка страны. На него
возлагалась разработка сводного кредитного
плана и планов распределения ресурсов
и кредитных вложений по всем банкам.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был
принят Закон о Центральном банке РСФСР
(Банке России), согласно которому Банк
России являлся юридическим лицом, главным
банком РСФСР и был подотчетен Верховному
Совету РСФСР. В законе были определены
функции банка в области организации денежного
обращения, денежно-кредитного регулирования,
внешнеэкономической деятельности и регулирования
деятельности акционерных и кооперативных
банков.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием
Содружества Независимых Государств и
упразднением союзных структур ВС РСФСР
объявил Центральный банк РСФСР единственным
на территории РСФСР органом государственного
денежно-кредитного и валютного регулирования
экономики республики. ЦБ РСФСР предписывалось
до 1 января 1992 г. принять в свое полное
хозяйственное ведение и управление материально-техническую
базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть
его учреждений и организаций, все его
активы и пассивы, а также имущество на
территории РСФСР.[2, c.14]
Центральный банк
Российской Федерации (Банк России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка
России в стране была создана широкая
сеть коммерческих банков, была изменена
система счетов, создана сеть расчетно-кассовых
центров (РКЦ) Центрального банка и началась
их компьютеризация.
В 1992-1995 гг. в порядке
поддержания стабильности банковской
системы Банк России создал систему надзора
и инспектирования коммерческих банков,
а также систему валютного регулирования
и валютного контроля.
Деятельность Центрального
Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным
законом “О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)”, который был
принят Государственной Думой 2 декабря 1990 г.[2, c.19]
В законе зафиксировано,
что имущество Банка находится в собственности
государства, и в своей деятельности он
подотчетен законодательным и исполнительным
органам государственной власти.
Банк России образует
единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления.
Основными задачами ЦБР
являются регулирование денежного обращения,
проведение единой денежно - кредитной
политики, защита интересов вкладчиков,
банковский надзор за деятельностью коммерческих
банков и других кредитных учреждений,
осуществление операций по внешнеэкономической
деятельности.
В феврале этого года
Государственная Дума предприняла попытки
для принятия во втором чтении новую редакцию
закона о ЦБ. В итоге думские комитеты
по бюджету и по кредитным организациям
смягчили поправки в закон. Согласно законопроекта,
ЦБ перестал быть органом государственной
власти, а от Национального банковского
совета (НБС) полномочия перешли совету
директоров. НБС утратил право утверждать
основные направления и смету ЦБ. Их он
будет только рассматривать. НБС будет
назначать главного аудитора ЦБ, утверждать
правила бухучета и отчетности для ЦБ,
решать вопросы, связанные с участием
ЦБ в капиталах других организаций. Главной
задачей ЦБ по-прежнему остается проведение
самостоятельной курсовой политики.
Глава 2 Сущность и принципы Центрального банка
центральный банк россия
Ключевым элементом финансовой
системы любого развитого государства
сегодня является центральный банк,
выступающий официальным
Первоначально банки верхнего
уровня назывались эмиссионными и образовывались
как акционерные компании, наделенные
особыми полномочиями. Термином «Центральный
банк» назывался самый крупный
банк, находящийся в самом центре
банковской системы. Затем подобные
банки постепенно монополизировали
некоторые специфические
Выделившись из числа коммерческих
банков значительными размерами
капитала и большими объемами проводимых
операций, центральные банки утратили
свои позиции, уступив лидерство
в этой сфере коммерческим банкам.
Их функции и методы воздействия
на финансовую систему модифицировались,
а степень влияния на состояние
денежно-кредитной системы
Чаще всего центральный
банк подотчетен непосредственно
Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.
Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичного участия центрального банка в обслуживании государственного долга, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики государства.
Государственный долг может находиться в руках центрального банка, частного сектора (компаний и предприятий), населения. При этом центральный банк, как правило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих средств.
Правительство заинтересовано
в размещении государственного долга
в центральном банке, чтобы не
воздействовать негативно на ликвидность
банковской системы, не лишать частный
сектор заемных ресурсов, не повышать
процентных ставок. Однако с другой
стороны, в случае достаточно большого
государственного долга, ликвидность
экономики опосредованно
Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков.
В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.
С помощью экономического
и административного
Банк России подотчетен только Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации.
Председатель банка
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для успешной деятельности банков.
Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Они подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.
Банковское законодательство, в том числе законодательство, регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве. В этой связи деятельность центрального банка как банка и государственного органа денежно-кредитного регулирования определяется совокупностью законодательных актов.
По отношению к регулированию деятельности центрального банка эти законодательные акты имеют неодинаковое значение. Как известно, в государстве существуют как общие законы, относящиеся к общественным явлениям и прежде всего к важнейшим сторонам общественной жизни, так и законы, регулирующие определенную ее сферу. К первой категории законов относятся Конституция страны и Гражданский кодекс.
Конституция Российской Федерации
в соответствии с идеологией политической
и экономической системы, принципами
построения системы органов
Вторую категорию законов, регулирующих определенную сферу деятельности, составляют так называемые отраслевые законы. Среди них выделяется Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Помимо общих и отраслевых
в банковском законодательстве можно
выделить законы, прямо регулирующие
деятельность Банка России, и законы,
относящиеся к параллельно
и др.
В структуре правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные законы, так и международные договоры Российской Федерации, а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах.
Принципы деятельности Центрального банка России:
1. Независимость в формировании
и проведении денежно-
Интерес к проблеме независимости Центрального банка объясняется необходимостью найти для Центрального банка такое место в структуре государственной власти и предоставить ему такие полномочия, которые бы позволили Центральному банку наиболее эффективно выполнять свои функции.
Существуют критерии, по которым определяется независимость Центрального банка:
· участие государства в капитале Центрального банка и распределении прибыли;
· процедура назначения (выбора) руководства банка;
· срок пребывания в должности руководства банка;
· степень отражения в законодательстве целей и задач Центрального банка;
· право государства на вмешательство в деятельность Центрального банка по реализации его функций;
· правила, регулирующие возможность финансирования государственных расходов Центральным банком страны и т.п.
2. Четкое разграничение
государственных финансов и
Во многих странах прямое
кредитование правительства, практически
отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания,
Швеция, Швейцария) или законодательно
ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).
В России Центральный банк не вправе
предоставлять кредиты
3. Принцип самоокупаемости в деятельности Центрального банка означает, что свои расходы Центральный банк осуществляет за счет собственных доходов.
4. Принцип самостоятельности в деятельности.
Самостоятельность Банка
России как хозяйствующего субъекта
выражается в его праве распределять
по собственному усмотрению прибыль (20%),
назначать заработную плату сотрудникам,
разрабатывать нормативные
5. Принцип ответственности
за результаты деятельности
Информация о работе Сущность центрального банка и его происхождение