Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:23, курсовая работа
Советский Союз (в 1985-1991 гг.) и Россия (начиная с 1992 г.) пытались параллельно проводить политические и экономические реформы, т.е. одно-временно вводить гласность и осуществлять перестройку.
Китай начал с реформы в сельском хозяйстве, раздробил крупные кол-лективные хозяйства на более мелкие, но более эффективные единицы и ввел систему ответственности домохозяйств.
Советский Союз (в 1985-1991 гг.) и Россия (начиная с 1992 г.) пытались параллельно проводить политические и экономические реформы, т.е. одно-временно вводить гласность и осуществлять перестройку.
Китай начал с реформы в сельском хозяйстве, раздробил крупные кол-лективные хозяйства на более мелкие, но более эффективные единицы и ввел систему ответственности домохозяйств. Достигнутый благодаря этому рост производительности имел колоссальные последствия, если учесть, что огром-ная часть населения страны (80%) проживает в сельской местности. Крестьяне разбогатели, стали преобразовывать сельскохозяйственную систему, обеспечи-вавшую доселе только прожиточный минимум, торговать с городом и создали огромный, ранее отсутствовавший внутренний рынок потребительских товаров. Это также привело к массовому перемещению населения из села в город - крупнейшему переселению в истории человечества - и формированию огром-ного потенциала рабочей силы в городах.
Россия игнорировала сельское хозяйство и такие вопросы, как собствен-ность на землю, сельское образование, роль местных органов власти. Между тем ее прежний широкий внутренний рынок оказался разрушенным вследствие длительной инфляции, а также невыплат заработной платы и пенсий.
Китай организовал прибрежные свободные экономические зоны на юге страны, в провинции Гуандун, создав тем самым условия для достижения своих целей в Гонконге, создал “второй Гонконг” в Шенчжене, а на востоке страны, в провинции Фуцзянь, обеспечил доступ к Тайваню. Эти зоны привлекли к себе промышленное производство, ориентированное на экспорт, что дало возмож-ность зарабатывать необходимую иностранную валюту. В страну отовсюду по-текли капиталы, подтвердив тем самым, что в современном мире существует один глобальный интегрированный рынок капитала. Китаю удалось пробиться на потребительские рынки Запада, воспользовавшись режимом наибольшего благоприятствования, сформировать огромный экспортный сектор экономики, ориентированный на низкозатратную, но трудоемкую продукцию.
Россия не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ре-сурсов, а также вооружений. Страна также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Россия пыталась создать свободные экономические зоны, но безуспешно.
Китай ослабил централизованный контроль и сосредоточил внимание на "новой экономике", а не на разбазаривании скудных ресурсов в ходе привати-зации "старой", стимулировал развитие новых предприятий национального, провинциального, поселкового и деревенского уровней. Местная инициатива оказалась успешной. Особенно это относится к новым частным, поселковым и деревенским предприятиям, которые могут использовать беспредельный потен-циал рабочей силы из сельской местности, заимствованные за рубежом новей-шие технологии и проектные разработки или их имитации, лучшие управ-ленческие кадры, иностранный капитал, поступающий со всего мира. Новые хозяйственные субъекты смогли вступить в конкуренцию с существующими предприятиями, отвоевать у них трудовые ресурсы и капиталы.
Китай продемонстрировал
гораздо большую прагматичность
и гибкость, чем другие трансформирующиеся
страны. Он не делал ставку на изменение
формы собственности или
Россия, напротив, сконцентрировалась на "старой экономике" и следовала инициативам, исходящим из центра. Через приватизацию и государственные субсидии поддерживались старые неэффективные государственные пред-приятия. Центральное правительство пыталось спасти их и тратило на это большие ресурсы, притом, что старые государственные предприятия возглав-лялись некомпетентными управленцами, основные фонды обветшали, исполь-зовались устаревшие технологии, выпускалась не находящая спроса продукция, отсутствовали управленческие навыки, недоставало капиталов, а государство проводило политику обложения прибыли многочисленными налогами.
Таким образом, управленческие и экономические возможности России в большой мере растрачивались в попытках скорее поддерживать старые пред-приятия, чем создавать новые, как это делалось в Китае. Относительно мало инициатив исходило от местного уровня - городов и регионов, которые все еще следуют директивам из Москвы.
4. Причины неудач России связаны с тем, что при переходе к рыночной экономике она взяла за основу так называемый подход СЛП (стабилизация, либерализация, приватизация), а успехи Китая - с отказом от такого подхода.
Первая составляющая в рамках подхода СЛП - стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита государственного бюджета. Однако следствием "шоковой терапии" стали и "великая депрессия", и "великая инфляция".
Второй компонент - либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией. Однако в настоящее время они, по существу, устанавливаются мафией, монополистами, коррумпированными чиновниками.
Третий компонент - приватизация, перевод предприятий из государ-ственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики - все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы. Номенклатурная прива-тизация, проведенная управленцами, породила российских "предпринима-телей", состоящих в основном из монополистов, расхитителей имущества (продающих фонды, в том числе предприятия и оборудование, и помещающих доходы на свои частные счета в оффшорных банках), представителей мафии, вымогателей и чиновников-коррупционеров. Эти предприниматели ориентиру-ются в большей степени на извлечение ренты, чем на участие в производ-ственной деятельности.
5. При переходе к рыночной экономике Китай также сталкивается с рядом проблем:
• коррупцией и взяточничеством;
• цикличностью сельскохозяйственного производства, когда из-за низких урожаев усиливается инфляция;
• неэффективностью государственных предприятий - убыточных и не имеющих возможности погашать банковские кредиты;
• сбоями введенной с 1994 г. программы жесткой экономии и кредитных ограничений;
• трудностями с поддержанием роста производства и доходов, возможностью возврата 20%-ной инфляции, как это было в 1994 г. в связи с неурожаем, когда сельскохозяйственным производителям оказывалась помощь в целях наращивания сельскохозяйственного производства;
• хронической неполной занятостью и угрозой политике создания постоянных рабочих мест вследствие притока рабочей силы из сельских районов, вступления на рынок труда новых работников, миграции рабочей силы;
• проблемами, связанными с жильем и социальными выплатами в сельской местности и городах для вновь прибывших граждан;
• наличием потенциала социальной, экономической и политической нестабильности, что усугубляется дифференциацией между уровнем развития провинций;
• проблемой наследования власти и продолжения политических реформ после ухода Дэн Сяопина и появления нового поколения лидеров в стране. Экономический рост должен содействовать политической трансформации.
6. И все же, несмотря на свое современное состояние, Россия может извлечь уроки из примера Китая, если воспользуется подходом ИКУ (институционализация, конкуренция, управление), примененным им, а еще ранее Японией, Тайванем и Южной Кореей.
Первый компонент в рамках подхода ИКУ - создание институтов рыночной экономики, включая такие, которые вводятся государством или местными органами власти (право собственности, юридическая система, сис-тема коммерческих и инвестиционных банков, торговый кодекс, бухгалтерский учет, страхование, финансовая система, реклама). Новые институты привне-сены в Китай либо собственными усилиями, либо с помощью мирового хозяй-ства, чего не произошло в России.
Вторая составляющая - конкуренция с приданием особого значения новым конкурирующим фирмам, отвоевывающим у неконкурентоспособных предпри-ятий лучшие ресурсы, необходимые для производства и экспортной деятель-ности, а также созданию новых предприятий, обостряющих конкуренцию, таких, как поселковые и сельские предприятия низового уровня. Это важнее, чем приватизация, так как приватизированные предприятия-монополисты по-прежнему остаются монополистами, как это происходит в России. В Китае достигнуты ошеломляющие результаты - и это не только очень высокие темпы роста, но и колоссальный приток капиталов в страну со всего мира. Многие новые предприятия в Китае стали движущей силой развития производства и расширения занятости. Экспортная деятельность в стране находится под кон-тролем государства, и ее интенсивность часто определяется решениями про-винциальных властей.
Под управлением в рамках подхода ИКУ имеются в виду активные действия органов власти на всех уровнях, начиная с общенационального вплоть до провинциального (областного), поселкового и деревенского. Слабые и некомпетентные органы государственного управления России обусловили вакуум власти, что способствовало передаче ресурсов в руки номенклатуры. Сильное и активно действующее правительство должно взять на себя ведущую роль в руководстве процессом перехода к рынку путем создания институтов рыночной направленности как на промышленном, так и региональном уровнях. Оно должно проводить активную экспансионистскую политику, осуществлять программу реструктуризации приватизированных и государственных пред-приятий, вести такую торговую политику и политику регулирования, чтобы привлекать солидных иностранных инвесторов, способных принести необхо-димые опыт и финансовые средства. Эти и прочие программы (такие, как защита с помощью правоохранительных органов от вымогательства и чрезмер-ного налогообложения и механизмы обеспечения личной безопасности) долж-ны использоваться для привлечения капиталов и деловых людей.
Правительственным органам следует стимулировать независимую иници-ативу на местах - региональных и городских органов власти. Подобно тому, как это имеет место в Китае, местным органам власти следует самим активно помогать созданию рыночных институтов и фирм, включая содействие устано-влению отношений сотрудничества между ними и частными или иностранными компаниями. Правительство и местные органы власти должны оказывать под-держку промышленным предприятиям (будь то государственные или частные) в предоставлении информации и создании стимулов. Позитивные финансовые стимулы могут увязываться с главными показателями работы предприятий, в том числе с величиной инвестиций, объемом экспорта, созданием рабочих мест, экономическим ростом и повышением производительности. Очевидна и необ-ходимость устранения негативных побудительных мотивов, порождающих разбазаривание фондов и потери ресурсов труда, что связано с приватизацией, а также подкуп и коррупцию, происходящих в нарушение налогового кодекса.
Проявленное Китаем умение управлять переходным процессом влечет за собой неожиданные последствия. Речь идет о модели, которой могут следовать другие страны (в том числе республики бывшего СССР), сфокусировавшие свое внимание на "старой экономике", проводя через процесс приватизации старые предприятия. Приватизации как движению в направлении к рыночной экономике существует альтернатива, которая заключается в сосредоточении усилий на программе формирования “новой экономики”. Это создание новых предприятий, как в Китае, а не затрата сил на приватизацию старых. Различие между этими двумя путями к рыночной экономике велико, если рассматривать разные аспекты деятельности приватизированного предприятия как антипода созданию нового.
Что касается менеджеров, то при приватизации сохраняются старые, некомпетентные или коррумпированные кадры, тогда как организация новых предприятий сопряжена с поиском компетентных и честных управленцев. Кроме того, при приватизации на предприятиях остаются старые рабочие с низким уровнем мотивации и низкой производительностью, в то время как при учреждении новых ведется поиск лучших рабочих. Вероятно, есть смысл использовать имеющиеся активы для создания новых предприятий, чем тран-жирить ресурсы в попытках поддержать существующие, применяя к ним раз-личные схемы приватизации. Если новые предприятия не создаются по частной инициативе, то это следует делать государству (или местным органам власти, как это происходит в провинциях Китая).
7. Некоторые уроки, вытекающие из сопоставления Китая и России, в отношении того, как следует осуществлять переход от социалистической к рыночной экономике: меры в рамках перехода, объединенные подходом ИКУ.
Первый шаг - создание рыночных институтов, на которых зиждется такая экономика (права собственности, юридическая система, банки, торговый кодекс, система бухгалтерского учета, страхование, финансовая система, реклама и т.д.).
Второй шаг - сначала создание новых конкурирующих предприятий, а затем трансформация старых предприятий в жизнеспособные прибыльные фирмы с компетентными менеджерами, эффективно работающими рабочими, современными фондами и технологией, надежными источниками производ--ственных факторов и рынками сбыта и т.д. Эти компании могут быть госу-дарственными или частными.
Третий шаг - приватизация государственных предприятий, т.е. перевод их в частный сектор. Если отложить приватизацию до этого момента, то предприятия (включая вновь созданные государственные) станут жизнеспо-собными, так как будут использовать институты рыночной экономики, в том числе банки, финансовую систему, страхование и другие, которые могут облег-чить подобный переход.
Информация о работе Россия и Китай: сравнительный анализ современного состояния экономик