Россия должник

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

Оглавление

1. Введение
2. Внешний долг России
3. Кредитоспособность государства
4. Задолженность зарубежных стран перед Россией
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

россия долж и кред.docx

— 34.80 Кб (Скачать)

   В отдельных случаях списание Россией задолженности иностранных  государств сопровождается дополнительными  условиями, например, участием России в активах страны-должника, поставкой  должником товаров в счет погашения  части долга и т. п. Отметим, что  большая часть иностранного долга  перед Россией сформировалась за счет поставок спецтехники из СССР.

   Устойчивое положительное  сальдо платежного баланса России, наличие профицита бюджета, а  также высокий уровень золотовалютных резервов Банка России позволяют  в полной мере и своевременно осуществлять обслуживание и погашение (в том  числе досрочное )

внешнего долга. Однако этот факт не должен снимать  с повестки дня проблему урегулирования долга иностранных государств перед нашей страной.

   Программа предоставления Россией  кредитов иностранным государствам:

Федеральным законом "О  федеральном бюджете на 2011 год" предусмотрен предельный размер ассигнований федерального бюджета на предоставление кредитов иностранным государствам в сумме до 19, 25 млрд. руб., эквивалентной 641, 69 млн. долл. США.

   Эти средства будут направлены в основном на оплату поставок оборудования и услуг российских организаций, что позволит упрочить позиции России на мировом рынке, увеличить долю оборудования в структуре российского  экспорта, повысить загруженность отечественных  промышленных предприятий и увеличить  налоговые поступления в бюджет страны. Программа предоставления Россией  государственных кредитов иностранным  государствам, их юридическим лицам  на 2011 г. составлена с учетом необходимости завершения действующих проектов, а также выполнения ранее достигнутых межправительственных договоренностей с соответствующими иностранными государствами. Назовем основные объекты оказания технического содействия российскими организациями за рубежом в 2011 г.

   Предоставление государственных  кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам по межправительственным соглашениям (договорам) , заключенным  с 1 января 2010 г., будет осуществляться при условии исполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и погашению основной суммы задолженности по ранее выданным кредитам.

Возможные схемы реструктуризации задолженности

Обратимся к теории вопроса. При обслуживании государственного долга могут возникнуть проблемы, обусловленные экономическими, социальными  или политическими трудностями.    Тогда государство может оказаться  не в состоянии обслуживать свой долг надлежащим образом, что приводит и к временным задержкам по выплате процентов или основной суммы долга, и к полному отказу от данных выплат.   У подобных заемщиков повышается вероятность наступления дефолта по своим обязательствам, и они начинают вести переговоры с кредиторами о возможных путях урегулирования или реструктуризации своих долгов.   Правительствам необходимо также разработать программу балансирования государственных бюджетов для снижения рисков при их планировании.

   Проблема реструктуризации государственного долга стала предметом  ряда серьезных исследований. При  ведении переговоров со странами-должниками можно использовать следующие схемы  реструктуризации.

Списание долга

   В случаях, когда обязательства  страны-должника превышают ее ожидаемую  платежеспособность, внешний долг выступает  в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства  направляются кредиторам, а не на непроцентные расходы. Списание долга предполагает, что в данной стране сложилась  безнадежная финансовая и долгосрочная экономическая ситуация. По правилам Парижского клуба кредиторов, списание долгов, в том числе частичное, применяется только к категории  беднейших стран.

   Выкуп долга

   Отдельные страны-должники могут располагать значительными  объемами золотовалютных резервов или  способны их достаточно быстро нарастить  за счет развития экспортных отраслей. В этой ситуации можно разрешить  заемщику самостоятельно выкупить собственные  долги на открытом рынке (если они  там свободно обращаются) , что позволяет  на рыночных условиях сократить общий  объем государственного долга без  принятия кредиторами каких-либо согласованных  решений. Из-за наличия дисконта по долгам подобная стратегия в чем-то аналогична частичному списанию.

   Однако, согласно стандартным  условиям предоставления займов, должник  не имеет права на досрочный выкуп  своих долгов минимум по двум причинам. Во-первых, нарушается принцип главенства кредиторов, то есть их право на преимущественное получение любых свободных средств  должника, просрочившего платеж. Во-вторых, возникают феномены "субъективного  риска" и "обратного отбора" , когда фактический выигрыш получают наихудшие заемщики, долги которых  торгуются с наибольшим дисконтом.

   Если решение о выкупе принимается с согласия кредиторов, то подобные проблемы можно разрешить, например, устанавливая его максимальные объемы. Если снижение долгового бремени  заемщика увеличивает вероятность  выплат, то кредиторы могут согласиться  на выкуп долга. При этом их потери, вызванные отказом от получения  полной суммы кредита, компенсируются улучшением перспектив возврата оставшейся части долга.

   Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком обременительных) , в  новые, улучшающие текущее или будущее  положение заемщика.    Технически такие  операции не приводят к изменению  структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.    Кредитные  корпорации, сталкивающиеся со списанием  значительных активов, зачастую обменивают их на долговые обязательства меньшей  номинальной стоимости, вероятность  выполнения которых выше, или на ценные бумаги заемщиков из числа  акционерных компаний. Различают  следующие виды конверсии государственных  долговых обязательств.

   Обмен долга на акции (на собственность) . В ходе стандартных  корпоративных обменов долга  на акции кредиторы отказываются от своих договорных прав в отношении  должника, не исполняющего свои обязательства, в обмен на определенную долю его  акций.    Главное преимущество данной операции состоит в том, что она  позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в какое-либо национальное предприятие. Обмен долга на акции может предполагать участие и резидентов и, как следствие, способствовать репатриации вывезенной иностранной валюты. Применяется также форма урегулирования долга, в рамках которой происходит обмен долга на собственность страны-должника, например, на земельные ресурсы или недвижимость.

   Обмен долга на долг. Подобная конверсия предполагает превращение  существующих долговых обязательств в  новые. Новое долговое обязательство  может предусматривать уменьшение суммы основного долга или  иные сроки его выполнения. Можно  изменить и форму долговых обязательств. Одной из распространенных разновидностей обмена долга на долг считается операция, позволяющая конвертировать старый долг в новые долговые инструменты  нового заемщика (специально выбранной  компании) с погашением и выплатой иностранному кредитору процентов  наличными и/или за счет экспортной выручки.    При этом прежний заемщик  осуществляет предоплату долга новому заемщику в национальной валюте, которая  используется последним для финансирования местных расходов. Другим вариантом  является обмен долговых обязательств страны-должника на обязательства третьих  стран - ее дебиторов, то есть долги  погашаются кредитору путем уступки  ему требований страны-должника на долги третьих стран.

   Обмен долга на налоги. Данная схема конверсии предполагает обмен  компаниями - держателями внешнего долга долговых обязательств страны-должника на льготы по уплате налогов на производимые ими инвестиции на ее территории, как  правило, по выгодному для компаний курсу.   Для реализации рассматриваемой  формы конверсии требуется наличие  соответствующей нормативно-правовой базы в налоговом законодательстве страны-должника.

   Обмен долга на ресурсы  на цели развития. Подобные операции могут  проводиться на основе выкупа долга  или пожертвований. Чаще всего международные  благотворительные организации  или правительства развитых стран  выкупают со скидкой коммерческие долги  на вторичном рынке и затем  переводят их в обязательства, подлежащие оплате в местной валюте либо по номиналу, либо со скидкой менее  высокой, чем на вторичном рынке. В других случаях банки передают долг какой-либо благотворительной  организации с условием, что он будет погашен в местной валюте в рамках ранее согласованной  программы в области природоохранной  деятельности, в социальной сфере  или сфере образования.

   Обмен долга на экспорт (долг на товар) . При использовании данного  вида конверсии в отношении задолженности  перед коммерческими кредиторами  страна-должник предлагает погашение  обязательств в форме получения  права на реализацию товара по установленной  цене. Определенная часть от суммы  реализации возвращается стране-должнику, а оговоренная доля остается у  кредитора в счет погашения выставленных требований. Одним из главных недостатков  этой схемы является нередко выдвигаемое  должниками условие предоплаты кредитором части стоимости товара.

   Секьюритизация, то есть выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств) , подтверждающих право на собственность или обязательства должника, все шире используется в международной практике. Поэтому в большинстве случаев такие новые инструменты определяются как обеспеченные активами ценные бумаги.

   Под секьюритизацией задолженности  понимается переоформление существующего  государственного долга в новые  рыночные долговые инструменты (ценные бумаги) . Любой кредитор (или должник) вправе секьюритизировать свои активы (или долги) , а успех операции будет зависеть от: готовности рынка  принять дополнительный риск; состояния  финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств, источником погашения которых являются старые долги (здесь имеется определенная аналогия с факторингом) ; политических рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4. Задолженность зарубежных стран перед Россией

   Задолженность развивающихся стран перед Россией. Крупнейшие должники России: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Йемен, Ливия, Алжир, а также КНДР, Египет, Ангола и т. д. Значительная часть задолженности (50 %) считается безнадежной. Из 57 стран примерно 1/3 выполняет свои долговые обязательства. В настоящее время все больше говорится о необходимости продажи долга с использованием механизма международного вторичного рынка долговых обязательств, но, во-первых, котировка долгов многих интересующих Россию стран крайне низкая – иногда менее 10 % номинала, ликвидность их невелика, а, во-вторых, обязательства некоторых наших должников в последнее время стали повышаться в цене.

   Пути решения проблемы задолженности:

   1. Конверсия долгов в собственность, другие активы стран-должников. Конверсия долгов в инвестиции в странах-должниках. Этот путь позволит России укрепить и расширить свои позиции в государствах-должниках, причем в наиболее перспективных отраслях.

   2. Получение от заемщиков различных товаров для насыщения внутреннего рынка (сырьевые, потребительские, продукция тропического земледелия). Недостаток этого способа в том, что большинство наших должников просто не имеют подобной продукции, а если она и есть, то ее предпочитают продавать на мировом рынке за твердую валюту.

   3. Аукционы по продаже обязательств иностранных должников России ее коммерческим банкам и фирмам, которые заинтересованы либо в приобретении товаров в этой стране, либо в длительном производственно-техническом сотрудничестве. Погашение части долга национальной валютой.

   4. Установление путем договоров определенной доли от суммы долга, которую страна-должник обязуется выплатить, а остальная часть просто списывается.

   Одна из основных проблем для России – участие в международных санкциях против ряда развивающихся стран, которые являются нашими традиционными торговыми партнерами и должниками. Убытки от этого участия достигают 30 млрд долл. Другая проблема состоит в том, что члены Парижского и Лондонского клубов готовы списать самым бедным странам (их 47) их долги, среди которых много российских должников.

   Страны СНГ должны России многомиллиардные суммы за поставки энергоносителей и другую российскую продукцию. Кроме того, что РФ является крупным должником, существует еще одна проблема: Россия является также кредитором. Из 57 стран-должников на 18 государств приходится 94 % общей задолженности РФ. Из них на Кубу приходится 18,4 %, Монголию – 11,4, Вьетнам– 10,6.

   Пути решения:

  1. приостановка поставок российских товаров в страны-неплательщики;
  2. повышение штрафов до размеров, превышающих учетную ставку, за задержку банками перевода поступивших от клиентов средств;
  3. расширение практики предоплаты поставок по заключенным договорам;
  4. выплата задолженности имуществом стран-должников или оказание ими услуг России (строительство жилья на ее территории или возведение других объектов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список использованной литературы

 

1. Ломакин В. К. Мировая экономика, - М.: 1999.

2. Саркисянц А.Г. Проблема внешней задолженности России // Деньги и кредит. – М.: 1999.

3. Стрыгин А.В. Мировая экономика, - М.: 2004.


Информация о работе Россия должник