Проблемы формирования доходов бюджета в Ростовской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 07:04, статья

Краткое описание

Проблема эффективности использования бюджетных средств в сфере государственных финансов на федеральном и региональном уровнях остается одной из самых актуальных в российской экономике.

Файлы: 1 файл

статья_бюджет+.docx

— 24.43 Кб (Скачать)

ЮРИФ РАНХиГС

Бирюкова А.В., Голубова  Ю.С.

ИМЭ 543

 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ  БЮДЖЕТА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Проблема эффективности  использования бюджетных средств в сфере государственных финансов на федеральном и региональном уровнях остается одной из самых актуальных в российской экономике.

Наращивание налоговых доходов  региональных (местных) бюджетов является важной задачей налоговых реформ, поскольку увеличение налогового потенциала во времени воплощается в прирост  доходов в масштабах национальной экономики, а рост доходов, в свою очередь, является предпосылкой реализации расходных полномочий органов власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, налоговые поступления, формирующие бюджет, определяют ресурсы воспроизводства собственности, доходов, экономического потенциала в целом, а значит, и уровень налоговых поступлений будущих периодов в регионах.

Особенностью российской бюджетной  системы является превышение расходов бюджетов регионального уровня над  их доходами. По нашему мнению, такая ситуация складывается потому, что в настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций часто создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

На сегодняшний день решению  указанной проблемы должно способствовать введение налога на недвижимость, а  также замены единого налога на вмененный  доход патентной системой. Для Ростовской области эти нововведения представляются наиболее актуальными, поскольку область вошла в число регионов-экспериментаторов, где будут проводиться изменения уже со следующего года.

Оба новшества призваны повысить доходную часть регионального бюджета.

Налог на недвижимость вполне может стать ключевым в формировании бюджета, заменив при этом два нынешних: налог на землю и имущество. Ставки будут рассчитываться исходя из кадастровой стоимости недвижимости, а не инвентаризационной.

Как отметил Д. Медведев, введение нового налога, должно, с одной стороны, «обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а, с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан».

По мнению специалистов, «введение налога на недвижимость неизбежно, он должно стать основой для наполнения, практически повсеместно дефицитных, бюджетов. Ввести действительно единый налог пока невозможно, так как очень часто земля и строения на ней принадлежат разным лицам. Например, участок государственный, а дом на нем частный. И заставить домовладельца выкупить участок нельзя»1

Директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин в интервью «Российской газете» отметил, что «собственники жилья в многоквартирных домах в силу закона являются собственниками земельных участков. Поэтому обсуждается вопрос о введении для них единого налога. Сделать это можно, отменив для них земельный налог, оставив только налог на квартиру».2

Также планируется прописать налоговые вычеты для малообеспеченных категорий граждан, например, нулевую ставку для земельных участков не более 6 соток и квартир не больше 55 квадратных метров. Необходимо также создать механизм оспаривания кадастровой оценки недвижимости. По словам Э. Набиуллиной, на законодательном уровне возможность оспаривания уже прописана, теперь в регионах должны быть созданы специальные комиссии, которые будут рассматривать подобные жалобы.3 Заметим, что кадастровую оценку объектов недвижимости в 12 пилотных регионах планировалось завершить в 2011. В 2012 году ее можно провести на остальной территории, полагает Набиуллина. Однако сам налог перед принятием необходимо отрабатывать в пилотном режиме еще минимум два года.

Для того чтобы налог на недвижимость вступил в законную силу необходимо сделать еще очень много: произвести оценку кадастровой стоимости, привести в соответствие законодательство, опробовать действие налога на практике и т.д., но главное, чтобы налоговая нагрузка на граждан с введением единого налога на недвижимость была сопоставима с зарплатой и не ухудшала благосостояние людей.

30 мая 2011 года в Государственную  Думу был подан законопроект  Федерального закона N 499566-5 «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»4, предусматривающий замену единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности, который перестанет действовать с 2014 года. Некоторые из подпадающих под него видов деятельности будут переведены на патент, другие же – на упрощенную систему налогообложения или на общий режим. Патентная система будет вводиться законами субъектов, но останется добровольной, в отличие от ЕНВД, применение которой является обязательным. Однако существующие разъяснения Минфина (письмо от 12.03.2010 № 03-11-11/50) объясняют, что если по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение УСН на основе патента и системы ЕНВД, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения.

По сравнению с действующим  перечнем (68 видов деятельности) общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, сокращен до 47 за счет их укрупнения. Новая система предусматривает увеличение наемных работников до 10 человек. Налоговую отчетность сдавать уже не придется, но поскольку потенциальный годовой доход предпринимателя на патенте регламентируется законом, он обязан вести книгу учета доходов.

Преимущество специальных налоговых  режимов заключается в замене одним налогом уплаты нескольких налогов. Как и сейчас, предприниматели, купившие патент, будут освобождаться  от НДФЛ и налога на имущество физических лиц (в части доходов и имущества, связанных с видами деятельности, в отношении которых применяется  патентная система налогообложения). Также предприниматели будут  освобождаться от НДС.

Недостатком патентной системы  является необходимость ведения  книги доходов и расходов. При  этом если доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ применительно  к налогу на прибыль, превысят 60 млн. рублей, налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение патентной системы налогообложения с начала налогового периода, на который был выдан патент. Суммы патента, однако, можно будет учесть в счет НДФЛ, который придется доначислить и уплатить в бюджет.

Патентную систему налогообложения  можно будет совмещать с иными  налоговыми режимами, в том числе  с общей системой налогообложения. При этом налогоплательщики обязаны  будут вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской  деятельности, переведенных на патентную  систему, и иного режима налогообложения.

Главным недостатком новой системы будет невозможность ее применения организациями. В принципе, организации и сегодня не вправе перейти на УСН на основе патента. Однако с 2014 года с отменой единого налога на вмененный доход малые предприятия окажутся перед очень сложным выбором. Патентная система будет им недоступна, а выбрать придется между общим режимом налогообложения и «упрощенкой». При этом возможность для применения последней ограничена и размером выручки и основных средств, и количеством наемных работников.

Несмотря на указанные недостатки, по нашему мнению, принятие законопроекта будет способствовать дальнейшему стимулированию развития малого предпринимательства в регионе, так как преимущество такой системы налогообложения очевидно: это максимальное упрощение налогообложения для предпринимателей. Система патентов будет способствовать развитию предпринимательства в Ростовской области, его популяризации среди населения, а также легализации предпринимательской деятельности, что, несомненно, позволит значительно повысить уровень доходов в областной бюджет за счет увеличения налоговых выплат, а также распределения и перераспределения созданного валового продукта.

По нашему мнению, рассмотренные  нововведения должны способствовать улучшению условий жизни населения Ростовской области, развитию предпринимательской деятельности, а, следовательно, повышению уровня жизни населения. Таким образом, изменения в законодательстве о налогах направлены на решение двух основных задач. Первая связана с необходимостью повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Что касается второй задачи, то она заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени.

 

1 Екатерина Шохина. «Самый сложный налог». // Эксперт, 2011, №5.

2 «Налог на недвижимость в России появится уже в 2012 году» // Российская газета, № , 17.05.2011.

3 Елена Кукол. «Налог на недвижимость откладывается» // Российская газета, № 5668 (292), 27.12.2011.

4 Проект Федерального закона N 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ О.В. Морозовым, Ю.В. Васильевым, Г.Я. Хором, В.Б. Шубой, Г.Н. Кареловой, Г.В. Куликом, Н.С. Максимовой, А.М. Макаровым, В.С. Тимченко, Е.А. Самойловым, Р.В. Кармазиной, Н.В. Пугачевой, М.Л. Шаккумом, И.А. Яровой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 17.05.2011 N 5293-5 ГД). Информационно-правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/


Информация о работе Проблемы формирования доходов бюджета в Ростовской области