Принцип сбалансированности бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:18, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Кроме того, бюджет, денежное обращение - это достоверный показатель экономического, социального состояния и политического положения государства. С разрушением экономики, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Принцип сбалансированности бюджета……………………………….. 5
Проблема сбалансированности бюджета в Российской Федерации…. 8

Список использованной литературы………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

реферат по БП.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     Федеральное государственное  образовательное  бюджетное  
учреждение высшего профессионального образования

     ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 

     Факультет финансов и кредита 

     Реферат на тему:

     «Принцип  сбалансированности бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации» 
 
 

                                                  Выполнила: студентка группы ГМФ4-1

                             Кунгурова Ксения 
 
 
 
 

     Москва, 2011 г.

План 

Введение………………………………………………………………………… 3

  1. Принцип сбалансированности бюджета……………………………….. 5
  2. Проблема сбалансированности бюджета в Российской Федерации…. 8

Список использованной литературы…………………………………………  16

 

Введение

     Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная  система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     Кроме того, бюджет, денежное обращение - это достоверный показатель экономического, социального состояния и политического положения государства. С разрушением экономики, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

     В результате проведения экономических  реформ в РФ изменились основы функционирования бюджетной системы страны и отношения  между органами государственной  власти различных уровней, что потребовало  разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное в сложившейся ситуации решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов федерального казначейства и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения бюджета, что дало возможность установить контроль Правительства РФ за государственными финансами.

     В связи с этим одной из важных задач  экономической политики государства  явилось рассмотрение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также поиск оптимального решения проблем дефицитности бюджета и его сбалансированности.

     Современная экономическая теория уделяет большое  внимание этим проблемам. Причиной тому является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета: на современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства, не знакомого с этими явлениями. При этом в мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

     В результате проведения экономических  реформ изменения в процессе исполнения федерального бюджета РФ позволили  решить главную задачу -- ликвидировать  практику автоматического и бесконтрольного кредитования Центральным банком бюджетного дефицита. Также сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования. Однако в настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, исполнение бюджета всех уровней может оказаться проблемным.

     Таким образом, проблема сбалансированности бюджета РФ, т. е. исключения бюджетного дефицита, рационального формирования доходной и расходной части, взаимодействия с нижестоящими бюджетами представляется очень актуальной.

 

Принцип сбалансированности бюджета

     Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

   Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

   При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета1.

     Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

     Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая  затраты на обслуживание и погашение  государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

     Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам  сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

     В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Проблема  сбалансированности бюджета в Российской Федерации

   Идеальное состояние бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т. е. сбалансированное состояние.        Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Размеры дефицита входят в число важных макроэкономических показателей. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности привлекаются источники финансирования дефицита бюджета. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются2:

   разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

   разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

   разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных  организаций;

   разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

   изменение остатков средств на счетах по учету  средств федерального бюджета в  течение соответствующего финансового  года;

   иные  источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

   2. В состав источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета включаются:

   разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

   разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в иностранной  валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

   разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в иностранной  валюте кредитами кредитных организаций.

   В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

   объем средств, направляемых на исполнение государственных  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных  гарантий Российской Федерации ведет  к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

   разница между средствами, поступившими в  федеральный бюджет в погашение  основного долга иностранных  государств и (или) иностранных юридических  лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

         Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Но в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Информация о работе Принцип сбалансированности бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации