Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:18, реферат
Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Кроме того, бюджет, денежное обращение - это достоверный показатель экономического, социального состояния и политического положения государства. С разрушением экономики, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе
Введение………………………………………………………………………… 3
Принцип сбалансированности бюджета……………………………….. 5
Проблема сбалансированности бюджета в Российской Федерации…. 8
Список использованной литературы………………………………………… 16
Федеральное
государственное
образовательное
бюджетное
учреждение высшего
профессионального
образования
ФИНАНСОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Факультет
финансов и кредита
Реферат на тему:
«Принцип
сбалансированности
бюджета в соответствии
с Бюджетным кодексом
Российской Федерации»
Кунгурова Ксения
Москва, 2011 г.
План
Введение…………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………… 16
Введение
Одним
из важнейших экономических
Кроме того, бюджет, денежное обращение - это достоверный показатель экономического, социального состояния и политического положения государства. С разрушением экономики, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.
В результате проведения экономических реформ в РФ изменились основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное в сложившейся ситуации решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов федерального казначейства и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения бюджета, что дало возможность установить контроль Правительства РФ за государственными финансами.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства явилось рассмотрение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также поиск оптимального решения проблем дефицитности бюджета и его сбалансированности.
Современная экономическая теория уделяет большое внимание этим проблемам. Причиной тому является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета: на современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства, не знакомого с этими явлениями. При этом в мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В результате проведения экономических реформ изменения в процессе исполнения федерального бюджета РФ позволили решить главную задачу -- ликвидировать практику автоматического и бесконтрольного кредитования Центральным банком бюджетного дефицита. Также сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования. Однако в настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, исполнение бюджета всех уровней может оказаться проблемным.
Таким образом, проблема сбалансированности бюджета РФ, т. е. исключения бюджетного дефицита, рационального формирования доходной и расходной части, взаимодействия с нижестоящими бюджетами представляется очень актуальной.
Принцип сбалансированности бюджета
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета1.
Этот
принцип даже при наличии дефицита
бюджета позволяет достичь
Наилучший
вариант обеспечения
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В
ходе исполнения бюджета сбалансированность
достигается с помощью: введения
процедуры санкционирования бюджетных
расходов; строгого соблюдения установленных
лимитов бюджетных обязательств, ориентированных
на реально поступающие доходы; определения
оптимальных сроков осуществления расходов;
использования механизма сокращения и
блокировки расходов бюджета и введения
полной имущественной ответственности
экономических субъектов за выполнение
взятых обязательств перед государством
и партнерами; мобилизации дополнительных
резервов роста бюджетных, доходов; последовательного
проведения финансового контроля за целевым,
экономным и эффективным расходованием
бюджетных средств; оказания финансовой
помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
использования бюджетных резервов и т.д.
Проблема сбалансированности бюджета в Российской Федерации
Идеальное
состояние бюджета - это полное покрытие
расходов доходами и образование остатка
средств, т. е. сбалансированное состояние.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит
бюджета. Размеры дефицита входят в
число важных макроэкономических показателей.
Если составление бюджета с дефицитом
неизбежно, для обеспечения сбалансированности
привлекаются источники финансирования дефиц
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница
между полученными и
разница
между полученными и
разница
между полученными и
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
иные
источники внутреннего
2. В состав источников
внешнего финансирования
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница
между полученными и
разница
между полученными и
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
объем
средств, направляемых на исполнение государственных
гарантий Российской Федерации в
иностранной валюте, в случае, если
исполнение гарантом государственных
гарантий Российской Федерации ведет
к возникновению права
разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Но в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.